Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМООБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В НОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ИНСТИТУТА ТУЛГУ

Авторы:
Город:
Тула
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2016г.

Повышение информатизации образования и науки – закономерное явление и сейчас, и в будущем. Она открывает новые возможности в системе образования, требующие высокой активности студентов высшей школы. Реализуя эти возможности в новых образовательных технологиях, становится важным вопрос - какова эффективность самообразования студентов.

В настоящий момент на базе Интернет-института ТулГУ организованы дополнительные образовательные услуги (ДОУ) по 39 учебным дисциплинам сверх основных образовательных программ высшего профессионального образования (учебных планов) с использованием дистанционных образовательных технологий. В соответствии с приказом по университету № 740 от 03.06.2011 г. «Для реализации антикоррупционных мероприятий при проведении промежуточной аттестации», сформированы комиссии и назначены тьюторы для реализации дополнительных образовательных программ и ликвидации академических задолжностей.

Данными услугами воспользовались свыше 2000 студентов очного и заочного отделений в период с 2011 по 2016 гг., что показывает высокую потребность в данной технологии обучения (см. Рисунок 1). Её причинами являются, например: социальные условия жизни студента - необходимость совмещения образовательной и трудовой деятельности, сложности в изучении предметов и общении с преподавателями,  в неумении организовывать свою учебную деятельность и т.д.


Каковы результаты данного процесса? Сколько студентов ликвидировало академическую задолженность из воспользовавшихся дополнительными образовательными услугами? Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим условия их реализации и проведем диагностику итогов обучения.

Каждый студент, пользующийся ДОУ услугами Интернет-института, имеет доступа на свою е-страницу по персональному  логину и паролю (Рисунок 2). Она содержит мультимедийный учебный материал сверх основной образовательной программы и тестовый тренажер для самоконтроля. Самостоятельная работа студентов включает в себя работу с лекционным материалом для подготовки к тестам, решение задач из тренировочных тестов. Если при самостоятельной подготовке у студента возникают вопросы, он может получить помощь от преподавателя-тьютора, задав ему вопрос на форуме Интернет-института.


Рассмотрим наполнение контента ДОУ по дисциплине «Математика», которая изучается на различных направлениях подготовки бакалавров и специалистов от одного до четырех семестров.

Лекционный материал включает в себя оригинальный конспект лекций, разработанный преподавателями кафедры математического моделирования ТулГУ и представленный сотрудниками Интернет-института в мультимедийном виде в среде Moodle. В его состав входят лекции по разделам: линейная алгебра и аналитическая геометрия, введение в анализ, неопределенный и определенный интеграл, функции нескольких переменных, дифференциальные уравнения, ряды, кратные интегралы и теория поля, теория вероятности и математическая статистика.

Тренировочные тесты имеют функции предварительного контроля знаний и адаптации студентов и реализуются до начала итоговой работы дистанционно. Предварительный контроль знаний позволяет студентам выявить уровень подготовки и принять исправительные меры в момент их возникновения.

Компьютерные тренажеры содержат строго определенное количество попыток прохождения теста. Число попыток определяет тьютор на основе базы вопросов, который он создал по той или иной теме. Например, по дисциплине «Математика» подготовлены обучающие тесты, содержащие более 750 тестовых вопросов-задач. База тестовых заданий разработана преподавателями кафедры математического моделирования и включает в себя теоретические и качественные вопросы по всем разделам, изучаемым студентами. Адаптация студентов к выполнению тестов, уменьшает стрессовую нагрузку во время выполнения итогового теста.

Итоговые тесты формируются из базы, содержащей порядка 950 вопросов - задач и в основном не пересекающейся с базой для тренировочных тестов. Каждый итоговый тест содержит 10 заданий, касающийся тем, изучаемых студентами различных направлений в семестре, за который студент отчитывается. Время на выполнение итогового теста составляет один академический час. Для выполнения итогового теста студент имеет единственную попытку, которая выполняется в специально оборудованном помещении интернет-института в присутствии комиссии, сформированной кафедрой по приказу №740 от 03.06.2011 г.

Для получения высоких баллов в итоговом тесте тренировочные тесты должны быть выполнены с результатом свыше 60%. Более низкие показатели дают при выполнении итоговых тестов только удовлетворительные, а в некоторых случаях и неудовлетворительные результаты.

По статистике, имеющейся в базе Интернет-института, проведен анализ самостоятельной работы студентов по выполнению тренировочных тестов и результатов выполнения ими итоговых тестов. Были рассмотрены материалы по 55 студентам, воспользовавшимися дополнительными услугами Интернет-института для ликвидации задолженностей по дисциплине «Математика» в 2015 году с сентября по декабрь.

Результаты выполнения итоговых тестов представлены на Рисунке 3.



Отметим, что 25% студентов, воспользовавшихся дополнительными услугами, не выполнили итоговый тест более чем на 40 баллов и не сумели пройти промежуточную аттестацию. Анализ показал, что эти студенты безответственно подошли к выполнению тренировочных тестов. Некоторые из них не выполнили всех предлагаемых попыток, а некоторые набрали во время самостоятельной работы малое число баллов (10-30). Те студенты, которые во время выполнения тренировочных тестов набирали в некоторых попытках до 50 баллов, обычно справлялись с выполнением итоговых тестов и получали от 40 до 60 баллов. Студенты, получившие по результатам итоговых тестов более 60 баллов, обычно выполняли тренировочные тесты на 50-70 баллов, очевидно серьезно подойдя к решению предлагаемых им задач.

Проведенная диагностика функции предварительного контроля позволила выявить и некоторые отрицательные моменты, касающиеся проблем дистанционного образования и формы контроля знаний студентов с помощью тестовых заданий. Это связано с тем, что некоторым студентам, плохо справившимся с тренировочными тестами, удалось на итоговом тестировании «угадать» достаточное число правильных ответов. Предотвратить такие случаи можно двумя способами: допускать до итогового тестирования только тех студентов, которые выполнили все тренировочные тесты не менее чем на 30 баллов, а также усилить контроль за самостоятельностью выполнения итоговых тестов со стороны тьютора. Этому способствует также и то, что помещение для сдачи итоговых тестов оборудовано средствами видеоконтроля. Кроме того, чтобы исключить «угадывание» правильных вариантов ответов, студент обязан решения задач воспроизвести на экзаменационном бланке.

Приведенный анализ результатов итогового тестирования по дисциплине «Математика» показывает, что расширение педагогических технологий в интернет-образовании путём реализации дополнительных образовательных программ высшего профессионального образования, оказывается в достаточной степени объективно и опирается на активность студентов высшей школы. Ежегодный рост количества студентов, воспользовавшихся дополнительными образовательными услугами, показывает, что рассматриваемое направление работы Интернет-института ТулГУ имеет перспективы и может развиваться как в направлении расширения дисциплин, по которым оказываются ДОУ, так и в направлении совершенствования форм организации и наполнения содержательного контента.