Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Старый Оскол
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

Основной задачей высшей технической школы является подготовка специалистов, которые, применяя достижения науки и техники, определяя и решая новые задачи, обеспечат производство продукции высокого качества. Любое производство невозможно без предварительной разработки технической документации. Неотъемлемой частью любого проекта являются чертежи, схемы или карты. Большинство используемых чертежей построено в системе ортогональных проекций, теория построения которых изложена в начертательной геометрии. Проникновение в большинство профессиональных сфер техники, в том числе и компьютерной, требует от человека понимания языка техники, умения воспринимать информацию, кодировать и декодировать ее. Наиболее широко применяемый способ представления информации – графический – строится на умении оперировать графическими изображениями: читать их, создавать, преобразовывать, выполняя эти действия, как на моделях, так и в уме.

В соответствии с ФГОС характеристики видов профессиональной деятельности выпускников технических вузов, освоивших программу бакалавриата по некоторым направлениям подготовки, включают в себя такие виды деятельности как: проектно-конструкторская, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная и пр. Воображение инженера и выполняемый им чертеж постоянно находятся в диалектическом взаимодействии и взаимно дополняют друг друга, так как инженер не может удерживать в сознании настолько ясные и устойчивые пространственные образы, чтобы оперировать ими в уме, не прибегая к чертежу. Поэтому в структуру любой из вышеперечисленных видов деятельности входит и графическая деятельность, которая неотделима от проектной работы инженеров на всех ее этапах. В результате анализа тех психических функций, которые задействованы в графической деятельности и обуславливают её успешность, определён комплекс способностей развивающихся и совершенствующихся в этой деятельности, которые можно отнести к специальным способностям. «Способности, развивающиеся в графической деятельности и содействующие её осуществлению, представляют собой специальные способности, являющимися структурными компонентами различных свойств личности.»[4, с.78].

Первые навыки технического проектирования, входящего в структуру графической деятельности, формируются в процессе освоения студентами графических дисциплин, являющихся базой для освоения специальных дисциплин в технических вузах. Дисциплины начертательная геометрия и инженерная графика являются фундаментальными дисциплинами в подготовке инженера любого профиля. Они входят в группу основных дисциплин общеинженерного цикла. Проектирование, изготовление и эксплуатация машин, механизмов, а также современных горных предприятий и сооружений связано с изображениями: рисунками, эскизами, чертежами. Это ставит перед графическими дисциплинами ряд важных задач. Они должна обеспечить будущим инженерам знание общих методов построения и чтения чертежей, а также решения большого числа разнообразных инженерно-геометрических задач, возникающих в процессе проектирования, конструирования, изготовления и эксплуатации различных технических и других объектов. Первоначальная задача дисциплины начертательной геометрии заключается в том, чтобы научить приемам и методам построения пространственных геометрических форм на плоскости и решение позиционных и метрических задач, относящихся к этим формам по их проекционным изображениям. В инженерной графике основной задачей является изучение правил построения и чтения чертежей, которые тесно переплетаются с формированием основных геометрических понятий. Чертеж как язык техники дает геометрическую информацию о форме деталей узла, принципе работы узла, перемещении деталей относительно друг друга, преобразовании движений, возникновении усилий, напряжений, преобразовании энергии в механическую работу и т. п. В техническом вузе чертежи и схемы имеют место во всех изучаемых общетехнических и специальных дисциплинах. Для передачи различной информации чертежи дополняют различными знаками и символами, а для их словесного описания используются новые понятия, в основу формирования которых положены фундаментальные понятия физики, химии и математики. Таким образом, геометрические модели становятся интегрирующим звеном естественных и технических учебных дисциплин.

Для того, чтобы творчески решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно применять приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях, уметь анализировать, прогнозировать, планировать, корректировать не только свои действия, но и действия других людей в жизненном пространстве, студенты в процессе организации учебной работы должны развивать умственные интеллектуальные способности. В структуре интеллекта можно условно выделить два аспекта: вербально- логический, связанный с речевыми ответами, и действенно-практический, состоящий из интеллектуальных операций на основе развития образного и практического мышления. Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров – высокий уровень развития графических способностей. Графические способности определены нами как общие способности, получившие развитие операционных механизмов под влиянием требований графической деятельности, базирующейся на пространственном мышлении, логическом мышлении, творческом мышлении, зрительной памяти, воображении [3].

В структуру графических способностей, по нашему мнению, входят: пространственное мышление, логическое мышление, творческое мышление, зрительная память, воображение. Для каждого компонента графических способностей были разработаны критерии и параметры оценки, по которым определялись уровни их развития [3].

Несомненно, что графические способности студентов активнее всего развиваются в процессе графической деятельности [1] во время изучения графических дисциплин: начертательной геометрии и инженерной графики, которые изучаются на первом курсе. Низкий уровень развития графических способностей служит тормозом для дальнейшего изучения большинства политехнических дисциплин в высшей школе, основным элементом которых является грамотное построение графических изображений, и как следствие усложняет процесс становления профессиональных компетентностей студентов.

Мы провели небольшое исследование, которое позволило определить п роблемы развития графических способностей студентов технических вузов. Вот некоторые из них:

1.   отсутствие должной графической подготовки выпускников школы. Многими учеными и педагогами –     практиками, которые проводили исследования по вопросам развития способностей в графической деятельности Л.Н. Анисимовой, А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, Е.Н. Кабановой-Меллер, Б.Ф. Ломова, Ю.Ф. Катхановой, Н.Г. Преображенской, В.Ю. Щербаковой, О.П. Шабановой, И.С. Якиманской и др., установлено и доказано сильнейшее развивающее значение предмета черчения [1,2]. Однако, в подавляющем большинстве современных российских общеобразовательных школ предмет черчение отсутствует как таковой.

2.   резкое снижение количества зачетных единиц и, соответственно, учебных часов выделяемых на цикл графических дисциплин. То небольшое количество часов, отведенных на изучение НГИГ, и практически нулевая графическая подготовка выпускников школ, значительно усложняют подготовку компетентных специалистов, владеющих совокупностью знаний о графических методах, способах, правилах отображения, сохранения, передачи, преобразовании информации и их использования в науке и производстве.

3.     несоответствие базового образования большинства научно – педагогических кадров, профилю преподаваемым графическим дисциплинам и, как следствие, отсутствие знаний в области методики преподавания начертательной геометрии, инженерной графики.

 

Список литературы

 

1.        Ботвинников, А.Д. Графическая деятельность. (Дидактическое исследование процесса формирования графических знаний, умений и навыков у учащихся средней общеобразовательной школы): Афтореф. дис. … д-ра пед. наук / А.Д. Ботвинников.–М., 1958.– 54 с.

2.        Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений, навыков. / А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов.- М.: Педагогика, 1979.- 265 с.

3.        Зонина О.Ф. Графические способности школьников и диагностика уровней их развития в процессе обучения черчению. Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2010. – № 3(15). URL: http: // www.scietific-notes.ru / pdf / 015-023. Pdf № 0421000068\0069)

4.        Катханова, Ю.Ф. Развитие творческих способностей школьников и студентов художественно- графического факультета в графической деятельности. Дисс. … д-ра пед. наук / Ю.Ф. Катханова.– М., 1993. – 503 с.: прил.

5.        Чопова Н. В. Основные недостатки в преподавании инженерно-графических дисциплин в техническом вузе и методы их устранения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2691–2695. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54802.htm.