Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

«КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ» КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: В современном мире все чаще мы сталкиваемся с проблемой профессионализма будущего педагога. Для ее решения, мы можем воспользоваться информационными технологиями, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью образовательного процесса. В рамках, которого возникает необходимость применения информационных технологий в рамках самостоятельной работы будущих педагогов. Одной из таких технологий является кейс – технология, применение которой раскрывает большие потенциалы для саморазвития будущих педагогов.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, кейс – технологии

На сегодняшний день проблема профессионализма педагога приобретает особую значимость. Возникает необходимость в формировании у будущего педагога сознание, побуждающее его к постоянному саморазвитию. Профессионализм будущего учителя начинает формироваться в процессе обучения, побуждая мотивы к деятельности, отражающие значимость учебной деятельности для овладения профессией. Процесс побуждения профессиональной и познавательной мотивации сопровождается информационной подготовкой. Возникает необходимость в использовании информационных технологий в процессе обучения.

Информационные технологии предоставляют возможность:

-        Рационально организовать познавательную деятельность будущих педагогов в ходе учебного процесса;

-        Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия будущего педагога в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;

-        Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;

-        Использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;

-        Интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса [7].

В современных условиях модернизации образования возрастают требования к интеллектуальному, научному,   культурному   уровню   педагога.   Его   профессиональному   мастерству   и   творческими способностями. В связи с эти одним из важных критериев профессионализма современного педагога является его подготовка в области информационных технологий [2].

Возможность реализации всех типов информационных технологий возможно в рамках самостоятельной деятельности будущего педагога. Остановим внимание на понятии «Самостоятельная работа». Существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Понятие «самостоятельная работа» отличается своей многогранностью, поэтому каждый автор определяет его по - своему.

Согласно исследованием В.Б. Бондаревского понятие самостоятельной работы определено как, «работа над проблемно-познавательными заданиями, решение системы творческих заданий, подготовку докладов, сообщений и рефератов по всем учебным предметам, выполнение заданий, требующих глубокого изучения дополнительной литературы, проведения опытов, экспериментов, наблюдений, сравнений и сопоставления различных фактов» [1].

Самостоятельная работа является одним из основных методов обучения, в процессе которого будущие педагоги овладевают важнейшей педагогической направленности мышления учителя, например, гибкость, альтернативность и креативность, то есть способность находить в конкретных педагогических ситуациях различные варианты их разрешения, умение отыскивать разумный выход из противоречивых ситуаций.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что сущность самостоятельной работы будущих педагогов заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Цель самостоятельной работы будущих педагогов заключена в постоянном саморазвитии и самообразовании.

При выборе способов организации самостоятельной работы необходимо учитывать процесс активизации деятельности студентов, повышение мотивации и постоянного процесса взаимодействия между преподавателем и студентами. Для учета перечисленных способностей можно использовать один из активных методов обучения – «кейс  –  технологии». Понятие кейс происходит от латинского «casus»- запутанный или необычный случай. Кроме, того часто используют термин «кейс - технологии», как папка с учебными материалами. Материалы «Кейсов», отличает интерактивность, мобильность и рациональность расположения и построения, предполагающие и стимулирующие самостоятельную работу будущих педагогов. В настоящее время создание кейсов осуществляют с помощью онлайн сервисов в сети Интернет. Это позволяет внедрить такие формы в учебной деятельности, как «интернет – тьютериалы», консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, студенческие конференции и др.[3].

Кейс – это единый информационный комплекс. В нем можно выделить три части: вспомогательная - информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным. Мультимедиа - кейс наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения учебного заведения. Видео кейс может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки.

Потенциал метода кейсов способствует развитию умений: анализировать ситуации; оценивать альтернативы; выбирать оптимальный вариант решений; составлять план осуществления решений.

Эффективность данной технологии заключена в ряде преимуществ, таких как:

-   универсальность (применение распространяется на любую дисциплину);

-   индивидуальность (индивидуальный подход к обучению);

-    избирательность (происходит развитие активности личности в учебном процессе по средствам выбора наиболее значимых и важных заданий).

Учебно – методические материалы, используемые в данной группе технологий отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

-    доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;

-        наглядность,    т.е.     красочные    иллюстрации,    видеофрагменты,     мультимедиа-компоненты,    схемы, квантованный текст с выделенными важными определениями и т.д.;

-   звуковое сопровождение лекций;

-   наличие интерактивных заданий;

-   анимированные примеры решения задач;

-   возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченного гиперссылками.

Создание кейса имеет творческий, а поэтому не полностью алгоритмизированный характер. Но кейс можно представить в виде своеобразного технологического процесса. Рассмотрим стадии процесса:

-   организационный;

-   подготовительный;

-   исследовательский;

-   практический;

-   результативный.

Организационный и подготовительные этапы процесса создания кейса направленны на самоорганизацию будущих педагогов, определение темы курса определение целей и задач, задающие им определенный алгоритм изучения дисциплины.

Следующий этап исследовательский, в котором перед будущим педагогом возникают вопросы: Какая проблемная ситуация нам необходима? Как мы можем решить проблемную ситуацию? Проводиться анализ педагогических ситуаций и учебной литературы. Материал представляет собой схему, представленную в виде блоков с вопросами и таблицами. Возможно активное использование таких приложений как: серверы электронной почты; Web – серверы; FTP-серверы; серверы телеконференций; серверы мгновенных сообщений и др. Использование кейс – технологий позволяет утверждать, что такие форматы являются наиболее удобными как для восприятия с экранов монитора, так и для подготовки распечатанных материалов.

На практическом этапе происходит постановка тестовых заданий, включающие материалы для самостоятельного выполнения учебной деятельности, предусмотренных в ходже изучения учебной дисциплины, и для подготовки к лабораторным и практическим занятиям. Материалы практического этапа могут представлять собой сборники заданий для самостоятельного контроля.

Последний этап результативный, в ходе которого формируются кейсы по заданному образцу. Материалы могут быть оформлены в виде контрольных работ, лабораторных работ, тестов, методичек и т д.

Таким образом, кейс – технологии являются эффективным средством организации самостоятельной работы будущих педагогов, в процессе формирования которых возникает возможность самоконтроля собственной деятельности. Кейс-технология выступает в роли индивидуального плана или маршрута самостоятельной работы будущих педагогов, которая позволяет осуществлять проектирование и выполнение творческих, контрольных или тестовых работ.

 

Список литературы

 

[1]  Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. 144 с.

[2] Ф.А. Белов, А.С. Гераськин, А.П. Грецова и др., Инновационное научно- методическое сопровождение учебного процесса в школе и вузе // коллективная монография.Саратов: Изд-во СРОО «Центр «Просвещение», 2017.- 224 с.

[3]  Новые педагогические информационные технологии в системе образования : под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманит. Издю центр Владос, 2003.- 192 с.

[4] Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972.- 42с.

[5] Пидкасистый П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого – дидактические основы ее класиффикации. Пермь, Педагогика, 2000. – 160 с.

[6] Толкачев В.В. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения: проблема оценки качества подготовки студентов. – Нижний Новгород, 2011. – 56 с.

[7] Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В.. Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие. М., Академия, 2000.

[8] Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист, 2010. № 4.

[9] Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред. Ю.П. Сурмина Киев: Центр инноваций и развития, 2002г.