Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВЫПУСКНИКА В АКТУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ СМЫСЛОВ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

Система высшего профессионального образования ориентирована не только на качество подготовки дизайнера, но и на новую линию развития отечественного дизайн-образования с ориентацией на национальные культурные ценности. Анализ целого ряда диссертационных исследований позволил нам сделать вывод о существовании различных теорий реализации компетентностного подхода в дизайн-образовании, что в целом позволяет обеспечить продуктивное вхождение личности в социум, адаптацию и творческую реализацию в этом мире. Исследуя закономерности формирования профессиональных компетенций, ученые делают попытку вывести общую формулу успешного существования личности в социальном пространстве. Мы отмечаем общую направленность исследований на рассмотрение признаков, особенностей формирования компетенций/компетентности обучаемого в конкретной области предметной подготовки, что еще раз говорит об устойчивых традициях предметно-дисциплинарного обучения в системе образования. Однако, рассматривая те или иные пути и способы формирования профессиональных компетенций, мы обнаружили устойчивый интерес исследователей к прагматично-функциональному подходу в описании предложенного феномена и отсутствие попыток найти фундаментальные универсальные основания для его реализации. Данная позиция является нашей исследовательской задачей

Акцентируем внимание на том, что решение данной проблемы связано с развитием коммуникативных процессов в обществе, в частности в сфере дизайна и проектной культуры в целом. По мнению И.А. Розенсон дизайн возникает как технологическая возможность фиксации новых культурных смыслов [3, 33]. Данное утверждение позволяет нам предположить, что дизайн, выступая посредником между миром людей и миром вещей, приобретает функцию гармонизатора отношений, позволяя демонстрировать не только высокую художественную культуру представленных объектов, но и формировать национальное самосознание, национальную идентичность, духовность, гражданственность, патриотизм.

Речь идет о смысле дизайна, который определяется гуманистической методологией (как возвращением к личности), «…создание условий для духовного роста, культурного совершенствования. Универсальная природа дизайн-деятельности, широта ее социальной и антропологической проблематики приобретают особую глубину и ошеломляющую необычность в контексте концепций философского осмысления новой волны научно- технических и социальных технологий» [2, 17]. Эта точка зрения соответствует нашим представлениям о том, что значение дизайна заключается в проникновении проектной культуры во все сферы жизни и деятельности человека, рассмотрении более глубоких связей и взаимообусловленностей Человека (Микрокосмоса) и Вселенной (Макрокосмоса) (В.И. Тасалов), использовании возможностей дизайнерской деятельности в интересах человека, обогащении культурного потенциала потребителя дизайн-продукции. В данном контексте теория А.В. Хуторского, согласно которой компетенция определяется как четко сформулированное требование к уровню профессиональной подготовки обучаемого [5] является принципиальной. Ученый предлагает рассмотреть общекультурные компетенции как совокупность национальной и общечеловеческой культур, расширяя это понятие до «культурологического и всечеловеческого понимания мира» [1], рассматривает культуру как непреходящую ценность российского образования. Позиция автора импонирует нам своим глубоким пониманием значения компетентностного подхода в целом, придания этому феномену  смысловых основ существования человека, соотнесения «целей образования – целям жизни данного общества» (С.И. Гессен). Нами включены профессиональные компетенции в сферу «культурологического и всечеловеческого понимания мира», поскольку профессиональные компетенции рассматриваются как совокупность личностных качеств, формирующих профессионала, меняющего среду жизнедеятельности самого человека включением в нее культурных, всечеловеческих смыслов.

Исследуя логические и структурные закономерности компетенции, мы остановились на понимании ее природы, проявления которой возможны только в органическом единстве с фундаментальными культурными ценностями человека. Последние трактуются нами как особая сущностная значимость для человека смыслов существования «…воплощаемая в разнообразных носителях, выражаемая в знаках и знаковых системах культуры» [4, 104]. Проявления ее обеспечены личностной, общественной, социальной значимостью профессии «…при наличии ценностно-смыслового отношения, глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности» (В.А. Болотов, А.А. Деркач, Дж. Равен, В.В. Сериков). Профессиональная компетентность будет рассматриваться нами как универсальная константа, опирающаяся на устойчивые психологические качества личности, охватывающая широкий практический контекст, в который включены фундаментальные культурные ценности и смыслы.

Для убедительности нашего тезиса уточним следующее: профессиональная компетентность представляет собой интегративное понятие, включающее в себя готовность выпускника к деятельности в профессиональной области; владение профессиональным знанием; предметно-практический опыт проявления компетентности в творческой деятельности; личностное отношение к культурным смыслам и ценностям всечеловеческого понимания мира; регуляцию процесса и результата проявления компетентности в проектировочной деятельности, успешного функционирования в социуме в соотнесенности с личными, социальными и общественными ценностями субъекта.

Учитывая особенности профессии дизайнера, а также и то, что структура и содержание профессиональной компетентности определяются спецификой труда, нами, с опорой на ФГОС ВО, выделены следующие виды профессиональной компетентности дизайнера: личностная, социальная, коммуникативная, деятельностная, специальная. К списку перечисленных видов компетенций добавим художественно-проектную, конструкторско- технологическую, исследовательскую. Таким образом, перечисленные компетенции являются универсальными (общими) для современных специалистов разных профилей дизайна, они могут быть использованы в различных жизненных ситуациях, гарантировать эффективность, успешность, продуктивную адаптацию к новому месту работы. Кратко раскроем содержание компетенций, наиболее важных с точки зрения поднимаемой проблематики. Среди них: личностная и специальная компетенции. Личностная компетенция нацелена на созидающую сторону дизайн-деятельности, ее специфике, проявляющейся в постоянной смене профессиональных ориентиров, нацеленности на изменения, связанные с условиями современных реалий. Данная компетенция согласуется с компетенцией самосовершенствования, сформулированной Советом Европы в 1996 году в Берне, определяется как «способность учиться на протяжении всей жизни человека на основе непрерывного личного, профессионального и социального обучения». Особенностью данной компетенции являются психологическая сущность мировоззрения личности дизайнера, которая проявляется в профессиональной деятельности, в направленности на ценностные отношения, результаты проектирования; осознанность своего предназначения в профессии, понимании своего места в обществе, в целостной структуре проектной культуры; содержании и характере художественно-эстетических потребностей, устойчивости культурных, национальных, профессиональных интересов, способности и умении планировать, организовывать, систематизировать свою трудовую деятельность.. Таким образом, личностная компетенция рассматривается нами как компетенция самосовершенствования, что представляется чрезвычайно актуальным для профессии дизайнера, поскольку дизайн – это постоянное стремление к развитию и использованию инноваций, новых технологий, придания объектам и предметов дизайна новых культурных смыслов.

Специальная компетенция рассматривается нами как комплекс объективно необходимых профессиональных знаний, умений, личностных качеств субъекта образования. Основой специальной компетенции является взаимосвязь между образом жизни человека и морфологией объектов дизайна, что наполняет специальную компетенцию нравственно-духовным ценностным содержанием. Дизайнер, владея профессиональным «языком» художественного проектирования, обладает возможностью соединять образ жизни человека, предметную среду и проектную культуру в их логическом единстве с опорой на культурные ценности и смыслы.

Таким образом, рассмотрение вопросов взаимосвязи экономического развития страны и подготовки компетентных специалистов, способных создавать конкурентоспособную отечественную продукцию за счет ориентации отечественного дизайн-образования на национальные культурные ценности и смыслы, инновационность, технологичность, коммерческую эффективность, преследуя цели повышения благосостояния страны и улучшения качества жизни людей.

 

Список литературы

1.        Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно – внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – 327 с.

2.        Мосорова, Н.Н. Философия дизайна :   Социально-антропологические проблемы: автореферат дис.….доктора фил. наук : 09.00.13/ Мосорова Надежда Никаноровна. – Екатеринбург, 2001. – 48 с.

3.        Розенсон, И.А. Основы теории дизайна [Текст] / И.А. Розенсон – СПб.: Питер, 2007. – 219 с.: ил.

4.        Теория культуры: Учебное пособие [Текст] / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.: ил.,

5.        Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/ 2005/1212.htm. (Дата обращения: 01.04.2014).