Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛЕКСИКЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТ-КАНАЛОВ ВИДЕОХОСТИНГА ЮТУБ (YOUTUBE)

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

В связи с модернизацией российского образования и международной интеграцией владение иностранным языком является обязательным компонентом профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Курс иностранного языка, преподаваемого в вузе, является одним из звеньев системы ―школа–вуз–послевузовское обучение (повышение квалификации, самообразование)‖ и как таковой продолжает школьный курс обучения иностранному языку.

Вузовский курс иностранного языка носит коммуникативно ориентированный и профессионально направленный характер. Его задачи определяются коммуникативными и познавательными потребностями специалистов соответствующего профиля. Цель курса – приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной  компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально- коммуникативный подход.

Формально обучению иностранному языку в неязыковом вузе сводиться к изучению «социально-ботового» языка, предназначенного для общения на повседневные темы и язык узкопрофильно обучения. Первый этап обучения посвящен повторению изученных грамматических категорий, расширению лексического запаса, развитию умения составления монологического и диалогического высказываний, развитие умения чтения текстов с различной степенью понимания и т.д.

После окончания так называемого «вводно-коррективного курса» обучение иностранному языку переходит на следующую ступень – обучение языку для специальных (профессиональных) целей. Перед обучающимися стоит задача овладеть профессионально-ориентированной лексикой, соответствующей профилю обучения и позволяющей вступать в иноязычную коммуникацию на профессиональные темы. К данному этапу обучения иностранному языку обучающиеся приступают к изучению узкопрофильных дисциплин, соответствующих профилю своей подготовки.

Однако именно на данном этапе обучения преподаватели и студенты сталкиваются с рядом проблем:

1.      Отсутствие интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами.

Программа обучения построена таким образом, что изучение иноязычной профессионально- ориентированной лексики происходит раньше, чем изучение профильных дисциплин, в которых рассматриваются данные проблемы. Зачастую, преподаватели, ведущие занятия по иностранному языку не владеют специфической профессиональной лексикой, не имеют представления о коммуникативных потребностях, присущих данной профессии, что ведет к дополнительным трудностям.

2.      Недостаточная материально-техническая оснащенность курса иностранного языка.

Существует множество пособий по обучению базовому или «бытовому» иностранному языку, что нельзя сказать о профессионально-ориентированных учебных пособиях. Также практическое отсутствие мультимедийных средств делает процесс профессионально-ориентированного обучения проблематичным для преподавателей и студентов.

3.      Низкая мотивация со стороны студентов.

Данная проблема тесно связана с проблемой отсутствия интеграции иностранного языка с профильными дисциплинами. Студенты не могут провести параллель между изучаемой иноязычной профессионально- ориентированной лексикой  и применением полученных знаний  на практике, в ходе иноязычной профессиональной коммуникации. В связи с чем, у студентов падает мотивация к изучению данной лексики и иностранного языка как предмета в целом. [1]

Как следствие обучение иностранному языку в общем и профессионально-ориентированной лексике в частности сводиться к чтению и переводу специализированных текстов, которые зачастую содержат в себе устаревшую информацию. Поэтому перед преподавателем стоит задача поиска новых материалов и ресурсов для обучения иностранному  языку, которые смогут решить как минимум две задачи: использование новейших материально-технических ресурсов, которое в свою очередь, приведет к повышению мотивации со стороны учащихся.

Одним из таких ресурсом можно считать интернет-каналы видеохостинга Ютуб (YouTube). Ютуб (YouTube) - интернет-сервис, предоставляющий услуги видеохостинга. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться с друзьями теми или иными видеозаписями. Благодаря простоте и удобству использования YouTube стал популярнейшим видеохостингом и третьим сайтом в мире по количеству посетителей. Помимо этого, на сайте можно найти множество интернет-каналов, посвященных изучению иностранных языков для пользователей с различным уровнем владения.

В данной статье мы рассмотрим интернет-каналы, контент, которых может применяться для обучения профессионально-ориентированной лексике студентов неязыковых специальностей, на примере специальности «информационная безопасность».

Обучающие интернет – каналы на Ютуб можно разделить на две категории:

· видео-уроки;

· лекции.

Видеоуроки представляют собой «готовые» уроки, в которых преподаватель – носитель языка ведет урок на иностранном языке с соблюдением всех этапов урока, принятых в педагогической  науке. Исключением является этап проверки ранее изученного материала, т.к. уроки не связаны между собой, и их можно просматривать вне зависимости друг от друга. На каждом уроке преподаватель вводит лексические и грамматические единицы по теме, приводит примеры употребления данных единиц в контексте.

Лекции требуют от преподавателя большей подготовки, т.к. представляют собой выступление специалиста в области компьютерных технологий на определѐнную тематику. Выступление ведется на иностранном языке. Стоит отметить, что речь лектора представляет собой гармоничное единство с фонетической, синтаксической, лексической и грамматической стороной речи. Как следствие использование подобных лекций на занятиях по иностранному языку для обучения профессионально-ориентированной лексике и формирования коммуникативной компетенции не вызовет затруднения как среди преподавателей, так и среди обучающихся. Однако перед преподавателем стоит задача разработки дидактических материалов к различным лекциям: вокабуляр по теме лекции, задания предусмотренные перед просмотром видео (pre-watching), во время и после просмотра (after-watching). Задания до просмотра видео выполняют несколько важных задач: мотивирование, подготовка / настрой на просмотр, облегчение понимания через обсуждение каких-либо тем, понятий и др. Задания во время просмотра ориентированы, как правило, на обеспечение различных типов понимания содержания фильма. Задания после просмотра выполняют важную функцию контроля и коррекции понятого / увиденного, а также обеспечивают дальнейшее использование видеоматериала в других формах работы над той или иной темой.

После нетрудной дидактической подготовки лекции могут быть интегрированы в структуру урока на разных этапах, в рамках самых различных тем.

Сами видео-каналы могут быть использованы по-разному: на этапе подготовки / вхождения в тему, на этапе отработки соответствующего материала по теме в качестве иллюстрации / демонстрации, а также на этапе завершение работы над темой.

Помимо иллюстрационной функции, важной с точки зрения принципа наглядности обучения, использование видео позволяет также значительно повысить мотивацию студентов.

На сайте представлены различные интернет-каналы, посвященные изучению иностранных языков. Мы рассмотрим только те интернет – каналы, которые посвящены компьютерной тематике.

Первым мы рассмотрим интернет-канал engVid. Данный канал предлагает выбрать преподавателя, с которым обучающиеся будут изучать язык. Всего можно выбрать из десяти преподавателей-носителей языка. Тематика представленных видео разнообразна и подходит для разного уровня владения языком. Помимо видеозаписей, посвященных профессионально-ориентированной   лексики, на интернет-канале можно найти видеозаписи уроков, где преподаватели разбирают грамматический материал. Помимо этого, все видеозаписи сопровождаются фиксирование значимого материала на доске, что упрощает понимание, т.к. для большинства студентов представляется объективно трудным понимание речи на слух. Кроме того, преподаватели разъясняют использование изучаемой лексики в различных контекстах, что также сопровождается зрительной опорой.

Далее необходимо рассмотреть интернет-канал EnglishClass101.com. Данный интернет-канал предлагает широкий выбор плейлистов, разделенных по определенным тематикам. Здесь вы можете найти видеозаписи, посвященные различным праздникам, отдельно представлен плейлист, в котором можно найти материалы для прослушивания и задания к аудиотекстам. Также на странице каналы можно найти видео, которые называются―Learn English in Three Minutes‖. В этих трехминутных видеозаписях преподаватель разбирает одну или две лексические единицы, и что важнее показывает различные варианты использования той или иной единицы в речи, чтобы речь говорящего на языке звучала «по-английски», как у носителей языка. Помимо это, самым обширным плейлистом является плейлист, посвященный профессионально-ориентированной лексике. Также как и в интернет-канале engVid, все видеозаписи сопровождаются наглядными записями и речь преподавателей является понятной для изучающих язык, использующих данный канал.

Еще один интернет-канал, который мы рассмотрим в данном исследовании – ESLConversation. Само название канала указывает на то, что все видеозаписи, представленные в канале, посвящены использованию различных лексических единиц в диалогах. Несмотря на коммуникативную направленность данного интернет- канала, он обладает некоторыми недостатками: отсутствие большого выбора видео, все видеозаписи представлены в виде диалогов. Кроме того, нет четкой границы, обозначающей лексические единицы, которые будут изучаться на данном занятии. Следовательно, от преподавателя потребуется более четкая проработка плана занятия и разработка дополнительных дидактических материалов.

EnglischLernen – немецкий интернет-канал, который также можно использовать для обучения профессионально-ориентированной лексике. Также как и интернет-канал ESLConversation, который мы рассмотрели выше, EnglischLernen имеет ряд недостатков. Самым значительным недостатком данного канала является то, что он разработан не носителями языка, что в некоторых случаях может сказаться на качестве предоставляемой информации. Во-вторых, данный канал предлагает небольшое количество видеозаписией, которые можно использовать для обучения профессионально-ориентированной лексике. В-третьих, интерфейс интернет-канала не удобен для пользователя, поэтому преподаватель или студенты, изучающие язык самостоятельно могут  столкнуться  с проблемой поиска необходимой видеозаписи. Однако, несмотря  н ряд недостатков, данный интернет-канал обладает некоторыми преимуществами: речь диктора проста для понимания, все слова произносятся четко, присутствуют паузы, упрощающие процесса понимания и запоминания нужной информации. Во-вторых, все видеозаписи содержат текстовые фрагменты и опорные картинки, содержащие примеры употребления той или иной лексической единицы в контексте.

Следующий интернет-канал является квинтэссенцией предыдущих и содержит наиболее исчерпывающую информацию, посвященной изучению лексических единиц по теме компьютерные технологии. Это интернет- канал ComputerTutorials. Данный канал обладает рядом преимуществ перед другими интернет-каналами. Во- первых, это удобство использования. Все плейлисты поделены по тематикам и найти нужное видео не составит труда. Во-вторых, видеозаписи охватывают все тематики, изучаемые в рамках преподаваемого курса иностранного языка. Помимо этого, данный курс лучшего всего интегрируется с основными дисциплинами, изучаемыми студентами. В-третьих, уроки легко можно варьировать в зависимости от уровня владения языка, т.к. все видеозаписи маркируются в соответствии с  уровнем сложности. Неоспоримым преимуществом данного канала является наглядность: каждая видеозапись включает в себя набор лексических единиц, которые будут использованы в дальнейшем, примеры использования конкретных единиц в речи и на письме, объяснение той или иной компьютерной реалии. Также видео-уроки учат, как пользоваться различными компьютерными программами или как работать с различными видами оборудования. Основываясь на вышесказанном можно отметить, что данный интернет-канал является наиболее полным и интересным для изучения профессионально- ориентированной лексике, т.к. решает ряд проблем, с которыми преподаватель и студенты сталкиваются во время изучения иностранного языка, необходимого для профессиональной коммуникации.

Последним интернет-каналом, который мы рассмотри в данной статье будет канал, относящийся к категории лекций. TED – наиболее известный интернет-канал видеохостинга Ютуб (YouTube), предоставляющий лекции на английском языке. Несомненным преимуществом данного канала является наличие известных лекторов: вы можете без труда послушать лекции Билла Гейтса, Стива Джобса и других деятелей мира компьютерных технологий. Однако, как говорилось выше, использование подобных ресурсов на занятиях требуют большой подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов. Преподаватель должен подготовить различные дидактические материалы, которые могут быть использованы на различных этапах работы с видеозаписью. Несмотря на это, наличие именитых лекторов привлечѐт внимание со стороны студентов, что несомненно положительно скажется на уровне мотивации студентов к изучению иностранного языка. Следовательно, данный интернет-канал может применяться на занятиях по иностранному языку.

Таким образом, приведенные выше интернет-каналы могут быть использованы при обучении профессионально-ориентированной лексике, что несомненно положительно скажется на обучении в целом и поможет решить ряд проблем, возникающих в процессе обучения профессионально-ориентированной лексике студентов неязыковых специальностей.

 

Список литературы

1.      Общество, право, правосудие : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / ФГБОУВО «РГУП», Центральный филиал ; отв. за вып. В.И. Филатов. – Воронеж : ООО «Воронеж- Формат», 2014. – С. 578-584