06 июня 2017г.
Интернет прочно вошёл в жизнь современного человека. В его пространстве возникла особая культура, неотъемлемой частью которой являются мемы. Поскольку молодёжная культура имеет широкую область пересечения с интернет-культурой, представляется целесообразным использование популярных элементов последней (в частности, мемов) в образовательном процессе, а именно в обучении иностранному языку.
Первое определение мема было дано Ричардом Докинзом в 1976 году применительно к науке биологии: «Мем – это основная единица культурной передачи или инициации» [1]. Более релевантным для данного исследования мы считаем следующее определение мема, сформулированное американским программистом Ричардом Броуди: «Мем – это единица информации в сознании, чьё существование влияет на события так, что большое число ее копий возникает в других сознаниях». Мемы могут быть как вербальными, так и визуальными. Иными словами, это любые высказывания, картинки, видео или звукоряд, которые имеют значение и устойчиво распространяются во Всемирной паутине.
Современное поколение учащихся знакомо со многими мемами, и это превосходный шанс для преподавателя развить их интерес к изучению английского языка. Подобный вид деятельности будет проходить более успешно и организованно с учениками старшей ступени и студентами, так как их уровень английского языка уже делает возможным обращаться ко многим насущным проблемам.
Представляется, что использование мемов в учебном процессе сопряжено со следующими положительными моментами:
1) привнесение элемента разнообразия в учебный процесс и задействование интересов обучающегося;
2) использование интернет-мемов для сближения учебного коллектива, установления тёплых отношений и более детального знакомства с миром учащихся;
3) подача грамматического правила в увлекательной форме мема;
4) развитие творческого мышления обучающихся;
5) адаптация новых членов учебной группы / учебного заведения – этот процесс, несомненно, пройдёт легче, если в учебных аудиториях будут размещены мемы, содержание которых охватывало бы советы, предупреждения и шутки учащихся данного учреждения. Мудрые выпускники могут подобным образом передавать свой опыт младшему поколению.
Интернет-мемы не только позволяют учащимся критически анализировать работу друг друга, но и предоставляют возможности для более глубоких дискуссий. Мемы отражают реальную жизнь, выявляя острые, иногда незаметные, проблемы, являющиеся прекрасным материалом для обсуждения.
Чтобы создать мем, преподавателю или учащимся не нужно осваивать Adobe Photoshop или загружать дополнительные программы. Существуют несколько веб-сайтов (ImgFlip, Meme Creator, Pablo, Quozio), где можно выбрать любую картинку или добавить свое изображение, снабдив его надписями снизу или сверху.
Первостепенной задачей преподавателя в организации проведения занятия с мемами является ознакомление с блогами, форумами, статьями, где используются выбранные им мемы. Необходимо выявить его значение, определив, какую информацию он передаёт. Подробную информацию о многих Интернет- мемах можно найти в базе данных Know Your Meme, которая функционирует как большой wiki-словарь для мемов.
Готовые мемы на просторах Интернета (например, Pinterest) не являются эталоном грамотности. Иногда мемы используют грубый язык и неформальную лексику. Очень часто мемы содержат грамматические и лексические ошибки, чтобы показаться забавными. Необходимо убедиться, что новые слова и фразы правильны, прежде чем использовать их в обучении.
Визуальная привлекательность и краткий характер мемов представляют собой отличный способ для студентов продемонстрировать свое понимание материалов занятий. Часто несколько слов, выражений и маленьких предложений могут показать более глубокое понимание, нежели сочинение большого объёма.
Мемы помогают учащимся совершенствоваться в различных видах речевой деятельности. Разобраться с грамматическими правилами возможно даже, когда мемы умышленно содержат ошибки. В таком случае учащимся после объяснения соответствующего правила будет предложено найти ошибки на картинке. Рассмотрим один из конкретных примеров. ‘Education is important but big biceps are IMPORTANTER’ («Образование важно, но большие бицепсы важнее»). Неправильно образованная сравнительная степень сравнения (importanter вместо more important) придает этой фразе саркастичное звучание, высмеивая тех, кто предпочитает бицепсы образованию. Подобный интернет-мем можно использовать после ознакомления с темой «Степени сравнения прилагательных в английском языке», благодаря которой учащиеся смогут, говоря современным сленгом, «прокачать» свои знания.
C помощью Интернет-мемов можно также обратить внимание учащихся на орфографию. Для начала нужно лишь представить мем с неверным вариантом написания слов, например: ‘Im readin cat book gettin good ideaz’. Задача учащихся – исправить каждую ошибку в этом меме, после чего преподаватель может показать такой же мем с правильным написанием и подробно объяснить нарушенные орфографические нормы. Подобное задание также способствует формированию фонетических и грамматических навыков.
Мемы не только помогают освоить структуры предложений и словосочетаний, но и обогащают словарный запас. Чтобы задействовать речевые конструкции, клише, шаблонные словосочетания, недавно изученную лексику, преподавателю стоит использовать мемы, содержащие цитаты из книг, журналов, субтитры из мультипликационных / художественных фильмов, сериалов, афоризмы великих людей, а также поговорки и пословицы.
Так, при прочтении текста мема учащиеся могут столкнуться с незнакомыми им словами, но, используя языковую догадку, обучающиеся смогут перевести слово или целое предложение. Кроме того, они познакомятся с контекстом, в котором уместно данное слово или выражение. Наконец, в процессе обсуждения высказывания / утверждения мема формируются идеи для диалогических и монологических высказываний.
Например, в знаменитом меме “Keep Calm and … “ слово ‘calm’ (уровня B1), возможно, будет отмечено обучающимися как незнакомое. Из текстовой части мема логично предположить, что оно переводится как «спокойный». Преподаватель может подобрать несколько мемов из этой серии, превратив их вербальную часть в предмет для обсуждения. Например, варианты «Keep calm and never give up” или «Keep calm and be yourself» могут послужить прекрасным поводом для разговора о жизненной позиции и особенностях личности.
Использование интернет-мемов в обучении чтению и говорению может иметь место в следующих элементах занятия:
- учащиеся перечитывают текст, чтобы найти то, что они могут спародировать или на что ссылаться;
- учащиеся задают друг другу вопросы. Например: «Какой персонаж сказал ...?» // «Разве это событие не произошло...?» // «Почему ты не использовал эту картинку? Не лучше ли было изменить место действия?»;
- учащиеся создают мемы, чтобы передать свои мысли и чувства, что в результате позволяет им выявить проблему и найти её решение;
- учащиеся критикуют готовые мемы и предлагают иные варианты, объясняя и оправдывая свой выбор.
Итак, Интернет-мемы являются не только инструментом для формирования грамматических и лексических навыков и развития речевых умений, но и эффективным способом создания благоприятной рабочей атмосферы на уроке.
Таковы основные направления использования мемов в обучении английскому языку. Дальнейшая разработка темы предполагает более детальное изучение потенциала мемов в формировании конкретных видов навыков и развитии конкретных умений в контексте обучения иностранному (в частности, английскому) языку.
Список литературы
1. Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз. – М.: АCT, 2013.
2. Зиновьева, Н.А. Создание мема как социокоммуникативная технология в медиапространстве / Н.А. Зиновьева // Вестник СПбГУ. – Серия 12. Социология. – 2014. – №4.
3. Инглекс. 12 мемов на английском языке с уморительными ошибками [Электронный ресурс] / Инглекс. – Режим доступа: http://englex.ru/memes-in-english/.