30 мая 2016г.
В настоящее время система среднего образования призвана подготовить компетентного специалиста технического направления, способного смоделировать собственную профессиональную деятельность, решая проблемы в соответствии с требованиями конкретной производственной ситуации. При этом требования к профессии превращаются в совокупность общих и профессиональных компетенций.
В распоряжении Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. в качестве приоритетной указывается задача организации и проведения региональных, национальных и отраслевых чемпионатов профессионального мастерства, всероссийских олимпиад и конкурсов по перспективным и востребованным профессиям и специальностям, в том числе национального чемпионата WorldSkills Russia [1].
В данных условиях образовательная деятельность Университетского колледжа Оренбургского государственного университета ориентирована на подготовку конкурентоспособного специалиста среднего звена, стремящегося к профессиональному саморазвитию, обладающего проектным мышлением и творческим подходом, способного адаптироваться в современном мире информационных технологий [2].
На этапе подготовки студентов к участию в региональном чемпионате профессионального мастерства WorldSkills Russia разработана программа для компетенции «Веб-дизайн». Веб-дизайн — современная разновидность дизайна, в задачи которой входит проектирование пользовательских веб-интерфейсов для сайтов или различных веб-приложений. Это вид графического дизайна, направленный на разработку и оформление объектов информационной среды интернета, призванный обеспечить им высокие потребительские свойства и эстетические качества.
Программа направлена на достижение следующих целей и задач:
– формирование знаний, умений, навыков по компетенции «Веб-дизайн» движения WorldSkills;
– развитие креативных, творческих способностей студентов, формирование умения ориентироваться в области информационных web-технологий, расширение кругозора студентов;
– повышение мотивации к личностному и профессиональному росту студентов;
– создание условий для модернизации профессиональных стандартов подготовки рабочих кадров в соответствии с международными требованиями к составу квалификационных характеристик выпускников профессиональных образовательных организаций;
– повышение профессиональной компетентности обучающихся и педагогических работников;
– развитие социального партнерства и привлечение работодателей к процессу подготовки кадров;
– формирование в обществе уважительного отношения к человеку труда, популяризация рабочих специальностей.
Целью изучения является формирование общих компетенций, включающих способность:
– организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
– принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;
– осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
– работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
– ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
– планировать макет страниц сайта;
– создавать, редактировать и оптимизировать изображения для веб-формата;
– работать с графикой в различных программных продуктах;
– подбирать оптимальную цветовую палитру;
– создавать эффективную и интуитивно понятную навигацию сайта;
– создавать схему сайта по сетке и выстраивать оптимальное соотношение текста и графики;
– обеспечивать одинаковое отображение сайта при разных разрешениях экрана;
– пользоваться CSS, JavaScript для разработки сайта.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
– принципы работы с клиентом и учитывать его потребности при разработке дизайна;
– общие требования для печати и технические стандарты для изготовления продукции;
– различные сохранения файлов в форматы для изображений, иллюстраций и макетов;
– правила оформления текста и элементов текстовой информации.
Программа подготовки имеет блочно-модульную структуру. Каждый модуль представляет собой определенный раздел компетенции «Веб-дизайн»: графический дизайн страниц, верстка страниц, программирование на стороне клиента, программирование на стороне сервера, анимация. Форма отчетности для отдельного модуля - мини-проект, каждый из которых представляет собой отдельную часть единого проекта, разработанного студентами в рамках подготовки к участию в конкурсе.
По завершении всех модулей программы подготовки проекты студентов оцениваются экспертной группой на квалификационном экзамене. Квалификационный экзамен представляет собой совокупность регламентированных процедур, посредством которых экспертами-экзаменаторами производится оценивание профессиональной квалификации обучающихся, завершивших освоение компетенций направления «Вэб-дизайн».
Экспертная оценка включает в себя объективную и субъективную составляющие. Общая суммарная оценка критериев -100 баллов. Распределение баллов по каждому модулю представлено в Табл.1.
Таблица 1
Критериальная оценка деятельности студента
Критерий
|
Оценки
|
Субъективная
|
Объективная
|
Общая
|
Графический дизайн страниц
|
10
|
5
|
15
|
Верстка страниц
|
5
|
15
|
20
|
Программирование на стороне
клиента
|
5
|
20
|
25
|
Программирование на стороне
сервера
|
5
|
20
|
25
|
Анимация
|
10
|
5
|
15
|
Итого
|
35
|
65
|
100
|
Для суммирования показателей по каждому мини-проекту удобно применять структурную матрицу комплексной оценки. Она может быть представлена в виде таблицы, где в столбцах указываются мини-проекты студента, способствующие формированию профессиональной компетентности студента. В строках отмечаются средства измерения, применяемые для оценки студента.
Структурные матрицы дают возможность соотнести содержание проектной деятельности с содержанием предметной компетентности. Только на основе комплексной оценки можно сделать вывод о сформированности компетентности студентов колледжа по выбранному направлению.
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, Москва. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.
2. Таспаева, М.Г. Роль проектной деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки / М.Г. Таспаева // [Электронный ресурс]/ М.Г. Таспаева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 4-6 февраля 2015 г./ – Оренбург. гос. ун.-т – Оренбург: ОГУ, 2015. – ISBN 978-5-7410-1180-5.