Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО АРМРЕСТЛИНГУ И БИЛЬЯРДУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
12 февраля 2016г.

Дети, имеющие нарушение и отсутствие слуха отличаются рядом психических и физиологических особенностей. Можно отметить, что мир людей с нарушением слуха имеет свою жизненную траекторию, свою траекторию социализации и систему социальных связей. Социальное пространство неслышащих «закрытое» и «открытое», смотря насколько хорошо, люди с отсутствием слуха владеют коммуникативными средствами общения. Очень важно грамотно управлять процессом социализации данных подростков, очень важную роль в этом процессе выполняет физическая культура и спорт.

Из отличий в развитии физических качеств слышащих детей и их неслышащих сверстников можно отметить:

·         недостаточно точную координацию и уверенность в движениях;

·         относительная замедленность освоения двигательными навыками;

·         трудность сохранения статистического и динамического равновесия.

На базе школы-интерната I-II вида для глухих и слабослышащих им. Е.Г. Ласточкиной организованы занятия по многим видам спорта: борьба, армспорт, волейбол, шашки, бильярд. В своей статье мы остановимся на особенностях обучения армспорту и бильярду.

Занятия  по армспорту проводились с 2012 года и вызвали неподдельный интерес у воспитанников. Обучение проводятся методом показа с использованием фрагментов русского жестового языка.

Примерная адаптированная программа для данных детей выглядит так: Тренировки 3 раза в неделю по 45 минут (без учета разминки)

I тренировка

1.        Разминка 20 минут (выполняются односуставные движения, которые показывает преподаватель!).

2.        Подтягивания на перекладине 5 подходов х max.

3.        Бицепс стоя со штангой 3 х 12 раз.

4.        Отжимания на брусьях 5 х max.

5.        Кисть на себя с гантелью 3 x 10 раз.

6.        Кисть обратным хватов с гантелей 3 x 10 раз.

7.        Пресс (поднимание туловища) 4 x 25 раз.

II тренировка

1.        Разминка – 20 минут.

2.        Борьба за столом.

·           Отработка старта. Важным моментом является отработка старта, если у слышащих старт начинается со словесной команды  судьи и отпускания рук спортсменов,  то у людей с нарушением слуха, старт начинается после опускания рук. Таким образом, детям посещающим секцию с помощью русского жестового языка объясняется в какой момент нужно приступать к поединку и данный момент неоднократно отрабатывается на практике.

·         Борьба на силу

·         Борьба на выносливость.

·         Отработка техники борьбы «вверх» и «крюк».

3.        Подтягивания на турнике 5 x max.

4.        Удержание блина пальцами на время 4 подхода.

5.        Пресс (Поднимание ног 4 x 25 р.) III тренировка

1.        Разминка 20 минут

2.        Подтягивания

3.        Становая тяга 3 x 12 раз

4.        Тяга гантелями к поясу 3 x 12 раз

5.        Жим лежа с гантелями 3 x 10 раз

6.        Разводка гантелями 3 x 15 раз

7.        Пресс (подъем туловища и ног одновременно 4 x 20 раз)

Примечание: отдых между подходами 2-3 минуты, между упражнениями 3-5 минут.

Все воспитанники в процессе обучения прошли тщательный отбор в секцию, заниматься остались самые стойкие спортсмены. Система школы-интерната способствует усиленному педагогическому эффекту, достигается тройственный союз: завуч по воспитательной работе – воспитатели - тренер. Тренировки проводятся в послеобеденное время до самоподготовки.

Ежегодно среди воспитанников школы-интерната проводятся соревнования по двум весовым категориям, в данном турнире принимают участие десять человек. По своим физическим данным неслышащие воспитанники ничем не уступают своим сверстникам.

Бильярдный спорт (пул) в школе-интернате развивается с 2011 года при поддержке Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан. Обучение проводятся в группах по 7-8 человек, отдельные группы были созданы для детей имеющих наряду с глухотой и нарушением слуха сопутствующие заболевания (детский церебральный паралич, умственные отклонения, нарушения интеллекта и другие). Все обучение ведется на русском жестовом языке, с показом основных ударов и типовых схем построения серии в игре. Учебно- тренировочный процесс проводится пять раз в неделю. Основным терминам и видам ударов были придуманы свои жесты, понятные тренеру и воспитанникам. Система тренировок была также адаптирована с учетом особенностей данных детей.

Начинаются тренировки и по русскому бильярду аналогично вышеизложенному принципу.

Правила бильярдных игр были написаны специально под неслышащих детей с сохранением основного смысла, но с минимальным набором слов, что способствовало быстрому освоению материала данными детьми. Так как три из четырех официальных игр в ПУЛе являются заказными (спортсмен проговаривает какой шар в какую лузу он собирается забить), с неслышащими детьми заказ отрабатывался следующим образом: спортсмен показывает своей рукой желаемый шар и лузу. В совместных соревнованиях со слышащими тренер подходил к будущему сопернику, просил его быть терпимым, рассказывал об особенностях заказа, призывая выполнять его также.

Известно, что для успешной социализации оптимально вести обучение в инклюзивных группах. Нами также проводились совместные тренировки неслышащих воспитанников с их слышащими сверстниками, также были совместные поездки на соревнования различного уровня для слышащих детей. В ходе совместного общения детей у неслышащих воспитанников наблюдалось повышение уровня спортивного мастерства, уверенности. Слышащие воспитанники учили жестовый язык, становились терпимее, помогали тренеру со спортсменами с нарушением слуха, ведь при совместных поездках на соревнования все дети жили вместе в гостинице до пяти дней. Также спортсмены с нарушением слуха охотно знакомились со спортсменами из других городов, продолжая потом общаться в различных социальных сетях. Но несмотря на большое количество, положительных моментов, основной акцент в учебно-тренировочном процессе все-таки должен быть сделан на раздельное обучение детей с нарушениями слуха.

Среди воспитанников ежегодно проводятся Первенства Казани и Татарстана для детей с нарушением слуха, внутришкольные турниры, численность участников составляет 20-25 человек. Также регулярно спортсмены принимают участия в соревнованиях со слышащими детьми различного уровня. Среди успехов за период обучения можно отметить следующее: два спортсмена выполнили первый разряд, пятые места на Первенствах Татарстана, девятые места на Первенствах России, пятые места на Открытых Кубках Москвы (соревнования среди слышащих).

Таким образом, на наш взгляд целесообразно развивать различные виды спорта среди детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, адаптировав под них привычную систему тренировок. Тренеру необходимо переделывать правила спортивных соревнований под неслышащих воспитанников доступным для них языком. Оптимально открывать отделения адаптивных спортивных школ на базе школ-интернатов