Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ. КАК ОНО МЕНЯЕТСЯ?

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация. В статье рассматриваются влияния физической культуры на состояние студента. Доказано, что физическая культура играет значительную роль в профессиональной деятельности так, как одним   из наиболее   эффективных   средств   повышения   работоспособности   в   учебном   процессе и общественной активности студентов.

«Физическая активность - это обеспеченные движения скелетной мышечной системы, которые существенно увеличивают потребление энергии, в сравнении со спокойным положением. Физическая активность и её дефицит можно поделить на интенсивность активности и потребление энергии». (Усманов Э.Г., Гайнуллин Р.А., Славенко Ю.В. Сборник: Физическая культура и спорт в системе высшего образования, материалы V Международной научно-методической конференции. 2017. С. 269-271.)

Ритм жизни, по сравнению с прошлым очень изменился: он основательно вырос. Из-за этого возросли требования к физическому состоянии современного человека, возросла нагрузка на его психическую, физическую, умственную и эмоциональную сферы. В связи с этим возросла потребность в воспитании специалиста, который будет отвечать изменившимся требованиям общества. Молодые специалисты должны обладать высшей, нежели раньше, профессиональной мобильностью, что требует более высокого уровня интеллектуальной работы.

В год 2 раза студенты сдают экзамены – в период летней и зимней сессии. В эти периоды при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 80%. Конечно же изменяются условия жизни студентов, их привычный ритм. Возрастает эмоциональная нагрузка, многие из студентов пребывают в состоянии стресса, возникает недостаток сна, нерегулярность питания, нарушение режима дня, и, что особенно важно – студенты почти совсем забывают о физических упражнениях, концентрируясь только на умственном труде. У многих студентов в это время наблюдается неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх, иногда даже депрессия.

Под влиянием повышенной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие у студентов физических нагрузок ведёт к снижению их работоспособности на протяжении всего времени экзаменационной сессии. Сам процесс сдачи экзаменов отличается также значительными эмоциональными и энергетическими затратами. При лучшей физической подготовленности студент способен более экономично справиться с требованиями, предъявляемыми во время экзаменационной сессии.

Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что у них значительно повышается частота сердцебиений перед входом в аудиторию и повышается артериальное давление, его психофизиологическое состояние значительно ухудшается.

В связи с этим нужно заметить, что именно благодаря физическим упражнениям студент может избежать переутомления и улучшить свою работоспособность.

Например, очень полезно закаливание. Она укрепляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Чтобы сохранить умственную и физическую работоспособность студенту необходимо отказаться от вредных привычек, постоянно пребывать на свежем воздухе, а также следить за достаточностью своей двигательной активности.

Студенты должны посещать занятия физической культурой и тем самым повышать свои физические показатели, но зачастую пренебрегают этой возможностью, ссылаясь на недостаток времени. При этом они не до конца осознают важность физических упражнений для своего здоровья и полноценной умственной деятельности без переутомления.

К настоящему времени в практике физической культуры, сформировался целый комплекс средств повышения работоспособности, который состоит из следующих видов:

1)   физические упражнения;

2)   закаливание, водные процедуры, воздушные ванны и т.п.;

3)   режим труда, отдыха, питание, соблюдение правил личной и общественной гигиены и т.п.;

4)   технические средства и тренажерные устройства;

Самостоятельные      занятия по     физической      культуре     в режиме      учебно-трудовой     деятельности.

Эффективная    подготовка    специалистов    в вузе    требует     создания    условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием. Этому требованию должно отвечать такое использование средств физической   культуры   и спорта,    которое способствует    поддержанию    достаточно высокой и устойчивой         учебно-трудовой         активности         и работоспособности          студентов.

Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя периодами: врабатывание, стабилизация   и снижение   в результате наступившего утомления.

Позитивный характер изменений умственной деятельности во многом достигается при адекватном для каждого индивида использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

Оздоровительная ходьба является наиболее доступным начальным этапом самостоятельных занятий людей при наличии противопоказаний к бегу. При ходьбе нагрузка на ноги в два раза меньше, чем при беге. При отсутствии серьезных отклонений в состоянии здоровья она может использоваться лишь в качестве первого (подготовительного)    этапа     тренировки на     выносливость  у     начинающих    с     низкими функциональными возможностями. По мере роста тренированности ходьба сменяется беговой тренировкой. Тренирующий эффект оздоровительной ходьбы зависит от скорости и продолжительности передвижения. Медленная ходьба (до 70 шагов в минуту) почти не дает тренирующего эффекта для здоровых людей. Ходьба со скоростью 70-90 шагов в минуту обеспечивает незначительное повышение тренированности для слабо подготовленных людей. Темп 90-100 шагов в минуту оказывает значительный тренировочный эффект.

Оздоровительный бег более интенсивное упражнение, чем ходьба и его можно дозировать по расходу энергии, скорости передвижения, расстоянию и т.д. Так, при скорости бега 10 км/час, т.е. трусцой, энерготраты составляют 10,5 ккал/мин или 630 ккал/час; при скорости 15 км/час - 21 ккал/мин или 1260 ккал/час, что составляет более полвины суточной затраты энергии человека, занятого умственным трудом.

Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение, позволяет успешно бороться с неврастенией и бессонницей - болезнями XX века. Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза (эндорфинов), которые выделяются в кровь при работе на выносливость. При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз по сравнению с покоем и удерживается в повышенной концентрации в течение нескольких часов.

Плавание вовлекает в работу все мышечные группы, а горизонтальное положение тела, обтекание воды создают облегчение условия для работы сердца, улучшают венозное кровообращение. Общая нагрузка меньше, чем при беге или ходьбе на лыжах. Для достижения необходимого эффекта занятий плаванием необходимо развивать сравнительно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы тренирующего режима, т.е. не менее 130 уд/мин.

Оздоровительная гимнастика позволяет людям, ведущим малоподвижный образ жизни укрепить мышцы спины, создать надежный мышечный корсет, который необходим для профилактики возрастных заболеваний в различных отделах позвоночника, других суставах. Общеразвивающие упражнения, проводимые в увеличенном объеме, могут быть самостоятельными средствами повышения двигательной активности.

Двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы: от периферийных нервов до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на ЦНС, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы. В организации движения в качестве аппарата контроля и информации принимают участие органы чувств - анализаторы. В обеспечении движений всем необходимым участвуют сердечно-сосудистая, дыхательная, эндокринная системы, органы пищеварения, выделения и др.

Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Для успешной умственной работы нужен не только натренированные мозги, но и натренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Устойчивость и активность памяти, внимания, восприятия, переработки информации прямо пропорциональны уровню физической подготовленности. Различные психические функции во многом зависят от определенных физических качеств.

Таким образом, организованная двигательная активность и оптимальные физические нагрузки до, в процессе и после окончания умственного труда способны непосредственно влиять на сохранение и повышение умственной работоспособности. Нормальная жизнедеятельность организма возможна при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность». Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект восстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности. Не утомляют относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.

Французский врач Труссо утверждал, что "движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения".

Таким образом, занятия физической культурой способны помочь студентам не только понять её роль в развитии личности, узнать важность физкультуры и здорового образа жизни, но и овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.

 

Список литературы

 

1.        Виленский М.Я., Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда. М., Знание,1987.

2.        Косилина Н.И., Сидоров С.П. Гимнастика в режиме рабочего дня. М., Знание, 1988.

 3.        Средства физической культуры в регулировании психоэмоционального и функционального состояния студентов в экзаменационный период. - [Электронный ресурс].

4.        «Физическая активность студентов». Усманов Э.Г., Гайнуллин Р.А., Славенко Ю.В. Сборник: Физическая культура и спорт в системе высшего образования, материалы V Международной научно-методической конференции. 2017. С. 269-271.