Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЛОГОРИТМИКИ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
30 мая 2016г.

Недостатки развития планирующей функции речи могут в различной степени отражаться на поведении и деятельности ребенка. Дети с плохой речью начинают осознавать свой недостаток, становятся застенчивыми, молчаливыми, нерешительными. В последнее время отмечается значительный рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

У детей старшего дошкольного возраста с заиканием имеются специфические нарушения планирующей функции речи, особенности темпо – ритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса. Это  отмечается  в  работах  таких  авторов,  как  Г.Д. Неткачев, Н.С. Самойленко, В.А. Гринер, М.Е. Хватцев, Н.А. Власов, Ф.А. Рау, В.И. Селиверстов, А.И. Лубенская.

Существуют различные методы коррекции нарушений развития планирующей функции речи у дошкольников, один из них – логопедическая ритмика. Логопедическая ритмика – комплексная методика, состоящая из средств логопедического, музыкально - ритмического и физического воспитания. С целью развития планирующей функции речи у дошкольников с заиканием выполняют упражнения на формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развития просодических компонентов речи (темпа, ритма, тембра, мелодики, интонации), а также логоритмические игры, которые способствуют планированию и регуляции речевого поведения.

Вся коррекционная работа по развитию планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики включала три этапа.

I.      Подготовительный этап, заключается в установлении эмоционального контакта с детьми, а также. Положительные эмоции во время логоритмических игр формируются у детей за счёт запоминания стихотворных текстов, которые сопровождаются музыкой определенного темпа и ритма. На данном этапе мы осуществляли подготовительную работу по развитию у дошкольников с заиканием планирующей функции речи (рассуждение, объяснение способов действий, констатация, обдумывание плана предстоящей деятельности) посредством логоритмических упражнений.

Для того чтобы дошкольники с заиканием не допускали речевых ошибок при проведении логоритмики была проведена работа, включающая в себя дыхательную и артикуляционно – мимическую гимнастику.

С целью развития грудобрюшного типа дыхания мы применяли элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Упражнение 1. Выполнение пары «быстрых вдохов».

И. П.: стоя перед зеркалом, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Упражнение 2. Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу логопеда (быстрое движение руки вверх).

Упражнение 3. Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы вправо, влево.

Упражнение 4. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»).

Упражнение 5. Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка.

Упражнение 6. Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу.

II На основном этапе была проведена непосредственная работа по развитию планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики.

Целями данного этапа работы были:

1.     Учить дошкольников правильному планированию речевого высказывания, развивать двигательные навыки и умения, способность произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координацию движений.

2. Формировать планирующую функцию речи в детском коллективе.

3.     Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).

4. Воспитывать положительные личностные качества.

Немаловажную роль для достижения наибольшей результативности в процессе развития планирующей функции речи у заикающихся дошкольников средствами логоритмики играет обогащение развивающей предметно-пространственной среды. Нами были созданы и успешно использованы различные картотеки: пальчиковой и дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений, стихов по темам недели, упражнений на регуляцию мышечного тонуса,  упражнений на релаксацию. Создана фонотека, записи музыкальных дисков: «Веселая логоритмика», «Игровая гимнастика», «Игры-инсценировки» Е. Железновой, детские песни из мультиков, «Топ-хлоп, малыши» Т. Сауко и А. Буренино.

Все логоритмические упражнения проводились нами по следующему алгоритму: 1.рассматривание картинок, книжек или игрушек с рассказыванием стихов или пением песенок;

2 .пальчиковая гимнастика, игра или упражнение на общее движение (ходьба, бег, прыжки, ползание);

3 .дыхательные упражнения;

4 .упражнения на регуляцию мышечного тонуса или заключительное упражнение на релаксацию.

Так, например, создавая игровую ситуацию с котом Баюном, рассматривали игрушку кота, дети отвечали на вопрос кто это, какой, что делает. Далее с дошкольниками проводили под музыку пальчиковую игру «Как у нашего кота».

Как у нашего кота Шубка очень хороша Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые,

Зубки белые.

Потом упражнения для развития общей мотрики. Антипка

Кот Антипка жил у нас. (Встали, руки на поясе.)

Он вставал с лежанки в час. (Потянулись, руки вверх — вдох.) В два на кухне крал сосиски (Наклоны влево-вправо.)

В три сметану ел из миски. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Он в четыре умывался. (Наклоны головы к плечам влево-вправо.) В пять по коврику катался. (Повороты влево-вправо.)

В шесть тащил сельдей из кадки. (Рывки руками перед грудью.) В семь играл с мышами в прятки. (Хлопки спереди-сзади.)

В восемь хитро щурил глазки. (Приседания.)

В девять ел и слушал сказки. (Хлопки в ладоши.) В десять шел к лежанке спать, (Прыжки на месте.) Потому что в час вставать. (Шагаем на месте.)

Для того чтобы дошкольники быстрее запомнили текст и научились планировать слова с движениями пальчиковую игру проводили в медленном темпе, постепенно убыстряя и доводя до нормы. Очень важно научить детей правильно использовать речевое дыхание в процессе высказывания. Отмечались задержки дыхания и дополнительные вдохи. Поэтому особое внимание мы уделяли работе над речевым дыханием. Дети на занятиях вдыхали аромат спелых яблок, дули на осенние листочки, снежинки, бабочки, прятали лягушку под листик кувшинки и т.д.

Затем дошкольникам с заиканием предлагали релаксационные упражнения, включали для прослушивания музыку природы с закрытыми глазами сидя на стульчиках или лежа на ковре.

«Спящий котёнок»

Представьте себе, что  вы маленькие,  красивые, озорные и игривые котята. Котятки  ходят грациозно прогибают спинку, размахивают хвостиками (напряжение). Но вот котята наигрались и устали, начали зевать прилегли на ковёр, закрыли глазки и уснули. У котят равномерно поднимается и опускается животик, они ровно, спокойно дышат (расслабление).

Итогом занятий с использованием логоритмики является рассказ ребёнка по картинке, на которой изображён кот.

На третьем, заключительном этапе работа по развитию планирующей функции речи у  заикающихся дошкольников средствами логоритмики включает процесс обучения планированию, как отдельного высказывания, так и целого текста.

Таким образом, построение коррекционной работы с учётом постепенного развития планирующей функции речи даёт возможность снизить аффективные реакции заикающегося ребёнка, связанные с поиском слов, с последующим планированием собственных речевых высказываний.

 

Список литературы

1.     Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание [Текст] / Л. З. Арутюнян. - М.: Просвещение, 2003.

2.     Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст] / Г. А. Волкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

3.     Гринер, В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников [Текст] / В.А. Гринер.- М. Просвещение, 2010.- 93с.