Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАХИ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

На сегодняшний день в современном обществе наиболее актуальной становится проблема страхов у детей, особенно дошкольного возраста. По данным исследователей, ежегодно увеличивается количество детей со страхами, появляются новые страхи, меняется их характер. Наряду с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка появлению детских страхов дошкольников все больше способствуют современная культура, ситуация в стране, средства массовой информации.

Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Данный феномен активно изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Так, работы А.Л. Венгер, А.И. Захарова, К.Э. Изарда, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковской посвящены изучению природы страха [2; 6; 9; 14; 15]; Г.М. Бреслав, В.И. Гарбузов, В.А. Горбунова, А.И. Захаров, А. Н. Иванова, Н.В. Ионова исследовали возрастную специфику и причины детских страхов [1; 4; 6; 8; 9]; А.И. Захаров, Н.Е. Осипов разработали классификации страха, описали его основные виды и формы [6]; содержание детских  страхов раскрыто в трудах И.А. Бурлаковой, А.Л. Венгер, Л.А. Ибахаджиевой, Ю.А. Кочетовой и др. [2; 7; 11].

Несмотря на многочисленные исследования феномена страха, в настоящее время нет единого мнения, относительно механизмов и причин его возникновения. Во многих исследованиях страх рассматривается как одна из основных эмоций [по 3]. По мнению А.Н. Ивановой, страх – это «реакция на конкретную, определенную, реальную опасность» [цит. по 8, с. 519]. Согласно позиции А.М. Прихожан, страх переживается «при угрозе витальной, когда что-то угрожает целостности человека как живому существу, человеческому организму» [цит. по 14, с. 178]. С точки зрения А.И. Захарова, страх – это «аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [цит. по 6, с. 8]. Тем не менее, все исследователи сходятся во мнении, что страх – это отрицательно окрашенная негативная эмоция, которая имеет много причин как субъективного (мотивация, эмоционально-волевая устойчивость и др.), так и объективного порядка (особенности ситуации, сложность задач, помехи и т. д.).

В современных исследованиях в качестве причин страхов у детей начала XXI века называются военные действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах массовой информации [2; 11].

Ю. А. Кочетова отмечает, что причиной возникновения страхов у современных детей могут стать также новые стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную жизнь, социальное неравенство в школе, вызывающее раздражение родителей и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку [11].

Существует мнение, что возникновению страхов у  детей способствует характер детско-родительских отношений, возникающих в семье, который во многом определяет формирование личности и эмоциональное благополучие ребенка. Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям [5].

Важным фактором психосоциального развития ребенка являются отношения родителей к детям. Ребенок усваивает нравственные позиции родителей, их отношения к другим людям, суждения и оценки, удовлетворяет свою потребность в положительных эмоциях, более предрасположен к внушению близких ему людей. Особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в поведении последних и становятся моделью или образцом построения отношений с окружающими людьми. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий и взаимоотношений [12; 13].

С целью выявления взаимосвязи детско-родительских отношений и страхов современных дошкольников нами организовано и проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Атяшевский детский сад № 2» п. Атяшево, в котором приняли участие 20 дошкольников в возрасте – 6–7 лет, а также их родители (преимущественно матери) в количестве 20 человек. В ходе исследования проверялось предположение о том, что страхи современных дошкольников обусловлены изменениями в социокультурной среде и связаны с особенностями детско-родительских отношений. Для проведения исследования был подобран следующий диагностический инструментарий: тест «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова, А.И. Захаров), рисуночный тест «Мои страхи» (А.И. Захаров), тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (Е. Бене, Д. Антони). Обратимся к анализу  полученных данных.

С помощью тестов «Страхи в домиках» и «Мои страхи» мы определили уровень выраженности страхов, а также изучили их содержательные характеристики. Было выявлено, что для 40 % дошкольников характерен высокий уровень выраженности страхов, для 35 % – средний уровень и для 25 % – низкий уровень выраженности. Кроме того были выделены следующие типы и виды страхов: «архаические страхи» (огня, животных, темноты, воды, стихии и др.), «пространственные страхи» (открытых площадей, замкнутых пространств, глубины, высоты и др.), «социальные страхи» (нападения, войны, уколов, врачей, заболеть и др.), «витальные страхи» (боли, крови, неожиданных звуков, смерти, смерти родителей и др.), «школьные страхи» (опоздания в школу или детский сад, наказания, получить плохую оценку, страх не выполнить задание), «магические страхи» (одиночества (в том числе психологического), чужих людей, сказочных персонажей, страх перед засыпанием, страшных снов и др.).

Согласно результатам нашего исследования, для большинства современных дошкольников с повышенным уровнем выраженности страха характерны «школьные страхи» (25 %) и «социальные страхи» (20 %), которые не являются типичными для детей дошкольного возраста и в большей мере распространены среди детей школьного возраста (А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.С. Спиваковская и др.). Полученные данные совпадают с результатами исследований Ю.А. Кочетовой [11]. Далее на третьем и четвертом месте по частоте встречаемости находятся «витальные страхи» (15 %) и «магические страхи» (10 %), характерные для данного возрастного периода (А.И. Захаров).

Далее, в ходе изучения типа родительского отношения к детям с помощью тест-опросника ОРО было выявлено, что доминирующим в группе опрошенных родителей является тип «принятие – отвержение» (40 %), который характеризуется положительным отношением к ребенку, принятием его таким, какой он есть, уважением и признанием его индивидуальности, одобрением его интересов, частным совместным времяпрепровождением. Далее по мере убывания следуют такие типы родительского отношения, как: «кооперация» (25 %), при которой родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают его способности, поощряют самостоятельность и инициативу, стараются быть с ним на равных; «авторитарная гиперсоциализация» (20 %) – неблагоприятный тип родительского отношения, при котором родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. У 10 % родителей выявлен такой тип отношения как «маленький неудачник», при котором ребенок воспринимается маленьким неудачником, его интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся взрослому человеку несерьезными.

Изучение эмоциональных отношений в семье показало, что большинство детей (45 %) воспринимают эмоциональную ситуацию в семье как благополучную. Количество положительных ответов этих детей в отношении родителей позволяет констатировать тесную эмоциональную связь и близость с родителями. 30 % дошкольников, напротив, оценивают отношения с родителями как эмоционально неблагополучные, отстраненные и холодные. Отрицательные ответы свидетельствуют об отсутствии эмоциональной близости между родителями и детьми, низком уровне принятия родителями своего ребенка.

Далее для выявления взаимосвязи между страхами современных дошкольников и типом детско- родительских отношений мы сопоставили данные, полученные в ходе исследования. Результаты анализа, а также метод ранговой корреляции Спирмена, доказали наличие прямой достоверной корреляционной связи между следующими изучаемыми компонентами: высоким уровнем выраженности страха и такими  типами  детско- родительских отношений, как «маленький неудачник» (p≤0,05) и «авторитарная гиперсоциализация» (p≤0,01); низким уровнем страха и такими типами детско-родительских отношений, как «принятие-отвержение» (p≤0,01) и «кооперация» (p≤0,05). Обратная корреляционная связь выявлена между высоким уровнем выраженности страха и низким уровнем эмоционального принятия ребенка в семье (p≤0,01).

Таким образом, на основании данных, полученных в нашем исследовании, можно констатировать следующее:

1.   Содержания типичных страхов современных старших дошкольников, обусловлено новой социокультурной средой российского общества: ведущее положение начинают занимать «школьные страхи» (страх наказания, страх не соответствовать требованиям родителей, страх опоздания) и «социальные страхи» (войны, террористических актов, нападения). При этом сохраняют свою актуальность «витальные страхи» (страх смерти) и «магические страхи» (сказочных персонажей, чудовищ и др.).

2.   Типы семейного воспитания, связанные с возникновением страхов у детей старшего дошкольного возраста, характеризуются: низким уровнем эмоциональной близости, высоким уровнем тревожности в детско- родительских отношениях, недостаточной способностью родителей воспринимать и понимать причины эмоционального   состояния    ребенка,   низким   уровнем   безусловного   принятия,   неумением   оказывать эмоциональную поддержку ребенку.

 

 

Список литературы

1.     Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г. М. Бреслав. − М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

2.     Венгер, А. Л. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской трагедии/ А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. – В.: Транзит-ИКС, 2009. – 150 с.

3.     Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. − М.: МГУ, 1984. – 152 с.

4.     Гарбузов, В. И. Нервные и трудные дети / В. Гарбузов. − М.: АСТ; СПб: Астрель, 2006. − 351 с.

5.     Долгова, В. И. Влияние детско-родительских отношений на страхи средних дошкольников / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, Н. Б. Погорелова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – С. 71- 75.

6.     Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб: Изд-во «Союз», 2005. – 448 с.

7.     Ибахаджиева, JI. A. Эмоциональные образы страха у дошкольников / Л. А. Ибахаджиева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 80–85.

8.     Иванова, А. Н. Особенность страха у дошкольников // А. Н. Иванова, М. К. Иванова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5(4). – С. 519-520.

9.     Изард, К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. – М.: МГУ, 1980. – 439 с.

10. Ионова, Н. В. Особенности проявления страхов у дошкольников 6–7 лет / Н. В. Ионова, В. А. Горбунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1391–1395. – URL: http://e- koncept.ru/2014/54542.htm.

11. Кочетова, Ю. А. Страхи современных дошкольников и их связь с особенностями детско-родительских отношений / Ю. А. Кочетова // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 3. – С. 77–87.

12. Лебедева, И. Г. Детско-родительские отношения как основа эмоционального благополучия дошкольников / И. Г. Лебедева // Комплексная психологическая помощь в образовании. – 2013. – С. 34–37.

13. Малявко, Н. Л. Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка-дошкольника / Н. Л. Малявко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. –№ 30. – С. 36-40.

14. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А. М. Прихожан. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2007. − 192 с.

15. Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья / А.С. Спиваковская.− М.: ВЛАДОС, 2007. − 176 с.