Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА И УЗКОГО/ШИРОКОГО ДИАПАЗОНА ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Согласно определению Холодной, когнитивные стили – это индивидуально-своеобразные способы переработки информации, которые  характеризуют специфику склада ума конкретного человека и отличительные особенности его интеллектуального поведения (Холодная, 2004).

В своем исследовании мы рассматриваем один из когнитивных стилей - узкий/широкий диапазон эквивалентности (У/ШДЭ). Суть данного когнитивного стиля состоит в том, мало или много категорий существует в индивидуальном понятийном опыте.

Испытуемые полюса узкий диапазон эквивалентности разделяют объекты на большое количество групп малого объема. Испытуемые полюса широкий диапазон эквивалентности разделяют объекты на маленькое количество групп большого объема.

По мнению Р. Гарднера, узкий диапазон эквивалентности предполагает более детализированную категоризацию впечатлений, что позволяет говорить об использовании этими испытуемыми более точных стандартов в оценке различий объектов. Чем больше групп объектов выделяется в условиях их категоризации, тем выше понятийная дифференциация (Холодная, 2004).

Интересны особенности проявления когнитивных стилей в разном возрасте.

Холодная (2004) в своем исследовании на студентах университета, продемонстрировала расщепление когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности и выпадение субгруппы «детализоторы». В исследовании Е.Г. Будриной (2009), проведенном на подростках 5-х – 9-х классов разных моделей обучения, продемонстрировано, что чаще всего выпадает также субгруппа «детализоторы».

Исходя из немногочисленных исследований, возрастная специфика когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности остается непонятна. Большая часть исследователей считает, что в дошкольном возрасте когнитивный стиль - униполярное измерение, в подростковом возрасте когнитивный стиль уже сформирован, хотя и наблюдается выпадение одной субгруппы (Холодная, 2004).

Возникает вопрос, а что же происходит с когнитивным стилем У/ШДЭ в младшем школьном возрасте?

К настоящему времени накоплено большое количество эмпирических данных, которые показывают, что стилевые параметры имеют отношение к различным аспектам успешности интеллектуальной деятельности.

Интерес вызывает рассмотрение когнитивных стилей в младшем школьном возрасте с применением интеллектуального аспекта и с учетом феномена «расщепления» полюсов.

Наше исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы. Общая выборка составила 140 учащихся начальной школы, из них 65 девочек и 75 мальчиков.

Для диагностики интеллектуального развития младших школьников применялся Тест Векслера детский вариант, полная версия (12 субтестов). Для диагностики когнитивного стиля У/ШДЭ использовалась модификация методики «Свободная сортировка объектов» в адаптации Е.Г. Будриной (Будрина, 2016). Показатели узкого/широкого диапазона эквивалентности: Основной показатель: Количество групп (КГ); Дополнительный показатель: «Дифференцированность категорий» (ДК).

Результаты исследования. В своем исследовании, вслед за М.А. Холодной, мы рассматриваем данный когнитивный стиль как квадриполярное измерение (Холодная,1999).

Теоретически предполагается, что полюс узкого диапазона эквивалентности должен быть представлен двумя субгруппами - “дифференциаторы” и “детализаторы”, а полюс широкого диапазона эквивалентности - субгруппами “категоризаторы” и “глобалисты”.

По результатам кластерного анализа нами получено три субгруппы, а не четыре, как теоретически ожидалось. Полюс узкого диапазона эквивалентности представлен одной субгруппой - «дифференциаторы» (n=15),     наблюдается    выпадение     второй    субгруппы     -     «детализаторы».    Испытуемые     субгруппы «дифференциаторы» имеют самое высокое значение основного показателя «КГ» (10,8/±2,6) и самое высокое значение дополнительного показателя «ДК» (14,4/±1,6).

Полюс широкого диапазона эквивалентности представлен двумя субгруппами. У испытуемых субгруппы «глобалисты» (n=51) самое низкое значение основного показателя «КГ» (5,6/±1,3) и самое низкое значение дополнительного  показателя «ДК» (5,1/±1,6).  Вторую субгруппу полюса широкого  диапазона эквивалентности можно назвать «категоризаторы» (n=74) условно, т. к. она занимает промежуточное положение между двумя крайними субгруппами «дифференциаторы» и «глобалисты». Для того, чтобы полученную субгруппу интерпретировать как «категоризаторы» мы не должны были получить отличия в основном показателе «КГ» (7,6/±1,3) между этой субгруппой и субгруппой «глобалисты» (t= 8,306, р ≤ 0,001) и отличия в дополнительном показателе «ДК» (9,1/±1,4) с субгруппой «диффенциаторы» (t= -11,605, р ≤ 0,001) (Будрина, Кузнецова, 2017).

Мы сравнили полученные субгруппы по показателям теста Векслера с целью выявления достоверных различий в интеллектуальном развитии с помощью Т-критерия Стьюдента.

Внутри рассматриваемых нами субгрупп не выявлено достоверных различий по показателям вербального, невербального и общего интеллекта. Но средние значения данных показателей относятся к разным уровням интеллекта. Согласно градации уровней интеллектуального развития Векслера субгруппа условные «категоризаторы» относится к хорошей норме (110-119 баллов), а субгруппы «глобалисты» и «дифференциаторы» к среднему уровню IQ (90-109 баллов).

При сравнении субгрупп «глобалисты» и условные «категоризаторы» выявлены достоверно более высокие показатели у условных «категоризаторов» по субтестам «понятливость» (t=1,982, р ≤ 0,05), «складывание фигур» (t=2,300, р ≤ 0,05), «лабиринты» (t=2,055, р ≤ 0,05).

При сравнении субгрупп условные «категоризаторы» и «дифференциаторы» у «категоризаторов» выявлены достоверно более высокие показатели по субтестам «последовательные картинки» (t=3,785, р ≤ 0,001),  «шифровка»  (t=2,744,  р  ≤  0,01)        и  достоверно  более  низкие  показатели  по  субтесту «арифметический» (t=-2,489, р ≤ 0,05).

При сравнении субгрупп «глобалисты»  и «дифференциаторы» у «дифференциаторов» выявлены достоверно  более  высокие  показатели  по  субтестам  «арифметический»  (t=2,342,  р  ≤  0,05)  и «последовательные картинки» (t=-2,885, р ≤ 0,01).

Выводы. Когнитивный стиль узкий/широкий диапазон эквивалентности в младшем школьном возрасте находится на стадии формирования, поскольку имеет место выпадение одной субгруппы ─ «детализаторы» и с возрастом может произойти изменение в составе и соотношении стилевых субгрупп.

Между рассматриваемыми субгруппами не выявлено достоверных различий по показателям вербального, невербального и общего интеллекта. Достоверные различия обнаружены только по отдельным субтестам. Однако,  согласно  градации  уровней  интеллектуального  развития  субгруппа,  названная  условно «категоризаторы», относится к хорошей норме, а субгруппы «глобалисты» и «дифференциаторы» к среднему уровню IQ.

 

Список литературы

 

1.Будрина Е.Г. Динамика интеллектуального развития подростков в условиях разных моделей обучения // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 4. С. 33–46.

2.Будрина Е.Г. Когнитивный стиль узкий/широкий диапазон эквивалентности в младшем школьном возрасте: возможности диагностики // Ментальные ресурсы личности: теоретические и прикладные исследования. М.: «Институт психологии РАН», 2016. С. 126-131.

3.Будрина Е.Г., Кузнецова М.А. Особенности когнитивного стиля узкий/широкий диапазон эквивалентности в академической успеваемости младших школьников//Материалы VII Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего»./Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. – М.: «Институт психологии РАН», 2017. С. 118-122.

4.Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд., СПб.: Питер, 2004. 5.Холодная М.А. Феномен расщепления полюсов когнитивных стилей // Сб.: «Интеллект   и творчество», М., 1999, С. 30-47.