Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УЧЕТ СТРЕМЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ-УЧАЩИХСЯ К ОБЩЕНИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Безусловно, общение играет одну из важнейших ролей в процессе развития подростка. Ведь именно тогда общение со сверстниками переходит на более развитый этап, оно не ограничивается только лишь обменом информацией и впечатлениями, общение становится одним из способов познания мира и себя, осознания себя как личности.

Процесс обучения так или иначе связан с общением. Общение в свою очередь играет очень важную роль в психологическом развитии подростка на данном этапе. Именно поэтому общение как один из важнейших видов деятельности также представляет особый интерес для описания.

В данной статье мы обращаемся к рассмотрению проблемы стремления подростков-учащихся к общению неслучайно. Как считает большинство исследователей, именно в подростковом возрасте у учащихся наблюдается повышение интереса к общению друг с другом и параллельно происходит снижение мотивации учащихся к учебному процессу, что существенно влияет на эффективность обучения подростков различным предметам, русскому языку как иностранному – в частности. Поэтому в этой статье мы обращаемся к истокам данной проблемы: с чем связано повышение интереса подростков к общению. А также попытаемся найти решение возникшей проблемы, т.е. охарактеризуем возможные способы повышения мотивации учащихся к процессу изучения русского языка как иностранного и способы компенсации потребностей учащихся к общению.

Человек не может существовать отдельно, он так или иначе является членом общества, входя во многие социальные группы: семью, класс, дружескую компанию и другие. Общение между подростком и представителями общества заслуживает особого внимания при описании психологии подростка. Наиболее важным представляется общение подростка со сверстниками.

А.Н. Леонтьев (Леонтьев 1994) считает, что общение – определенная сторона деятельности, идо оно присутствует в любой деятельности в качестве ее элемента. В.С. Собкин (Собкин 1997) анализирует человеческое общение, как коммуникацию, как деятельность, как отношение, как взаимопонимание и как взаимовлияние. Он подчеркивает, что особой и главной характеристикой общения, как деятельности, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.

Значимость общения с позиции возрастной психологии рассматривались, как в зарубежной, так и в советской психологии. Представитель гештальпсихологии К. Левин, рассматривал общение в подростковом и юношеском возрасте с точки зрения социально- психологического явления. Левин считает, что в этом возрасте расширяется жизненный мир подростка, юноши, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых они ориентируются (Левин 1998).

В советской психологии Эльконин Д.Б. (Эльконин 1989), рассматривал значимость общения в подростковом и старшем школьном возрасте с позиции культурно-исторической теории. Д.Б. Эльконин отмечал, что в подростковом возрасте общение является ведущим видом деятельности, но и в юношеском возрасте оно не теряет своего значения. Благодаря общению, ребята строят отношения, включаются в различные виды деятельности. Все исследователи (Выготский Л.С. (Выготский 1984), Божович Л.И. (Божович 1968), Кон И.С. (Кон 1989)) и другие психологи, изучающие отрочество и юность, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков и старших школьников общение со сверстниками. Отношения со сверстниками находится в центре жизни подростка и старшеклассника, во многом определяя все остальные стороны их поведения и деятельности.

Л.И. Божович (Божович 1968) отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков и старших школьников, наоборот, привлекательность занятий и интересы, в основном, определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для ребят этого возраста важно не просто быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение.

Особенности общения в переходном возрасте проявляются в следующих симптомах:

o   Возникают трудности в отношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

o   Появляются детские компании (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).

o   Ребенок начинает вести дневник. Многие из исследователей сообщали о "тайных тетрадях и дневниках", в которых подросток находит исключительно свободное убежище, где никто и ничто его не стесняет. Предоставленный самому себе, он свободно и независимо выражает свои внутренние, подчас глубоко интимные переживания, волнующие мысли, сомнения и наблюдения.

Отношения подростка с одноклассниками сложнее, многообразнее и содержательнее, чем у младшего школьника. Именно в подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут быть просто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все больше выходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы, занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную для подростка сферу жизни.

Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями, борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями, огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизнь подростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени и душевных сил. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений, в которых он действует самостоятельно.

У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга, с другой - не менее сильное желание быть принятым, признанным, уважаемым товарищами. Это становится важнейшей потребностью.

Стремление подростка привлечь к себе внимание товарищей, заинтересовать их и вызвать симпатию может проявляться по-разному: это могут быть демонстрация собственных качеств как прямым способом, так и путем нарушения требований взрослых, паясничанье, кривлянье. Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.

Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений со взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание и логику развития. Высокий социометрический статус подростка в классе обеспечивается: 1) наличием положительных качеств личности, ценимых классом; 2) совпадением ценностей подростка с ценностями класса,

3)      адекватной и даже немного заниженной самооценкой по особенно ценимым товарищами качествам. В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным, увеличиваются две крайние группы детей (популярные и изолированные) и возрастает стабильность положения ребенка в коллективе.

Если в младших классах положение в коллективе зависит в основном от успеваемости, поведения и общественной активности, т.е. от того, как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важными становятся другие достоинства – качества товарища и друга, сообразительность и знания (а не только успеваемость), смелость, умение владеть собой. В разных классах (и группах подростков) существует разная иерархия степени ценности этих достоинств.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общение является неотъемлемой частью социальной жизни подростков, особенно остро возникает потребность в общении именно в подростковом возрасте, что, как было отмечено выше, вызвано спецификой психологического развития личности подростка и специфики процесса его социализации. Безусловно, подростки стремятся общаться друг с другом на темы, не касающиеся изучаемого предмета, и непосредственно на занятии. Так, целью преподавателя является организовать учебный процесс таким образом, чтобы компенсировать потребность учащихся в общении и организовать общение на изучаемом языке. Далее попытаемся найти решение данной проблемы:

1.    Учебный материал должен быть строго дозированным, посильным для учащихся, а также, что самое важное – он должен соответствовать сферам интересов и увлечений данного контингента учащихся.

2.   Необходимо включение большого числа дискуссионных, проблемных заданий, целью которых является «разговорить» учащихся, вовлечь их в процесс обсуждения той или иной проблемы. Отметим, что тематика дискуссий опять же должна представлять интерес, в первую очередь, для данного контингента учащихся.

3.        Предпочтительно включение различных языковых игр, позволяющих разнообразить строгий академический стиль процесса обучения, а также организовать общение в игровой форме на изучаемом языке.

Данные методические приемы, как показывает практика, позволяют в существенной степени повысить мотивацию учащихся к процессу изучения русского языка как иностранного.

 

 

Список литературы

1.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – С. 175-199.

2.      Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – М.: Просвещение, 1984.- Т.6 – С. 87-95.

3.      Кон И.С. Психология старшеклассника. – М.: Психология, 1989. – С.16-24.

4.      Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: Просвещение, 1994. – С.98-114.

5.      Собкин В.С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1997. – С. 98-114.

6.      Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.