Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОДУКТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ САМОУПРАВЛЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Реформирование системы высшего профессионального образования на сегодняшний день обуславливает изменения в структуре и содержании профессионально ориентированного иноязычного образования и разработку продуктивных лингводидактических технологий, обеспечивающих эффективное непрерывное самообразование специалистов различных направлений и областей знаний на основе усовершенствованных обучающих моделей.

Продуктивная технология самоуправления иноязычным образованием в этом смысле в полной степени отвечает современным требованиям образовательных стандартов высшего профессионального образования, в которых значительное место занимает самостоятельная работа студентов, направленная на освоение методологии непрерывного самосовершенствования в области иностранного языка. Данную технологию мы определяем, как тип инновационной  лингводидактической технологии, разработанной  на основе продуктивного  подхода, направленной на развитие способности студента осуществлять самостоятельное овладение иностранным языком и непрерывно продвигаться вперед в своем развитии.

Содержательная основа предлагаемой нами технологии включает в себя три основные группы учебных модулей. Непосредственное наполнение содержанием модулей зависит от этапа обучения, возрастных интересов и потребностей обучаемого.

1.   Модули методической адаптации студента (organizing manager): организационно-деятельностный (self- organizer); мотивационно-потребностный (personal needs definer); продуктивно-диагностический (test master); автономно-деятельностный (autonomous user).

2.      Практико-ориентированные модули (practice developer): лингво-дидактический (linguistic expert); продуктивное чтение (productive reading); продуктивное аудирование (productive listener); продуктивное общение (proficient communicator); письменная практика (writing practice expert); проектно-исследовательский (linguistic researcher).

3.     Контрольно-стабилизирующие модули (controlling provider): контрольно-оценочный (self-supervisor); функционально-стабилизирующий   (self-provider).

Реализация модулей методической адаптации студента (organizing manager) обеспечивает развитие способности студента самостоятельно управлять собственным иноязычным образованием и содержит учебно- методические материалы, помогающие обучаемому овладеть стратегиями анализа своих потребностей и целей в области изучения иностранного языка, стратегией самооценки уровня владения языком и др.,

Oрганизационно-деятельностный модуль (self-organizer) представляет собой общие рекомендации по организации автономного изучения иностранного языка (как организовать свое чтение/аудирование, как отслеживать свои успехи в устной речи и др). Как вспомогательное средство в этих целях можно использовать дневник изучающего иностранный язык – progress file.

Мотивационно-потребностный модуль (personal needs definer) состоит из вопросников, анкет, материалов и заданий для самостоятельной оценки студентом своих потребностей в области изучения иностранного языка для определения целей и постановки конкретных учебных задач. Как инструмент рефлексивной самооценки в этих целях, возможно, использовать материалы языкового портфеля, которые наглядно иллюстрируют требования к уровню владения иностранным языком по различным аспектам.

Продуктивно-диагностический модуль (test master) направлен на реализацию студентом самостоятельной диагностики и оценки исходного уровня владения языком на основе публикуемых материалов уровневых тестов типа Placement и/или Proficiency Tests, позволяющих сопоставить собственную оценку с объективными данными о степени владения изучаемым языком.

Автономно-деятельностный модуль (autonomous user) состоит из специальных учебных пособий, материалов и заданий для овладения учебными стратегиями и умениями, необходимыми в процессе самостоятельного изучения иностранного языка, обеспечивающие овладение методологией продуктивной иноязычной образовательной деятельности.

Практико-ориентированные модули (practice developer) наполнены учебно-методическими и информационно-познавательными материалами, которые имеют систематическую упорядоченность: по цели/виду учебной деятельности (материалы для работы над языковыми средствами, аудированием, чтением и др.) и по уровню владения языком внутри каждого модуля.

Лингводидактический модуль (linguistic expert) представляет собой специальные пособия и отдельные материалы и задания для работы над языковой стороной речи по таким аспектам, как лексика (active vocabulary file), грамматика (progress grammar file), произношение (pronounce developer), лингвокультуроведческий аспект (cross-cultural expert). При этом каждый раздел содержит градуированные уровневые пособия или отдельные материалы для самостоятельной тренировочной работы и совершенствованию соответствующих навыков и умений, а также конкретные задания. Систематизация учебных и контрольных материалов должна соответствовать степени сложности определенному уровню овладения языком и содержать задания для самостоятельной проверки и оценки, расположенные в последовательности продвижения студента от одного уровня владения языком к другому. Как дополнительное лингводидактическое обеспечение этот модуль может содержать компьютерные обучающие материалы (interactive practice file).

Модуль продуктивного чтения (productive reading) включает в себя систему градуированных текстов для чтения, соответствующих по степени сложности определенному уровню владения языком, каждый из которых содержит задания для самоконтроля. Эта система текстов содержит материалы и задания для исходного, промежуточного и итогового контроля и оценки умений чтения, что дает возможность студенту осуществлять самостоятельный мониторинг динамики умений чтения.

Также этот модуль предусматривает подборку материалов или текстов для дополнительного (экстенсивного) чтения, которые представляют собой уровневые материалы (книги или подборку материалов), осваиваемые студентом с учетом профессиональной ориентации, собственных информационных, познавательных и эстетических потребностей.

Модуль продуктивного аудирования (productive listener) представляет собой системный комплект материалов для аудирования: аудиотека и видеотека. В эти материалы могут входить тексты для аудирования, соответствующие по степени сложности определенному уровню владения языком, каждый из которых сопровождается заданиями для самопроверки. При этом внутри системы текстов должны быть предусмотрены материалы и задания для исходного, промежуточного и итогового контроля и оценки умений аудирования, что дает студенту возможность самостоятельного мониторинга.

Аудиотека и видеотека включают уровневые материалы для экстенсивного аудирования, которые студент может выбирать в соответствии со своими информационными, познавательными и другими потребностями в целях дополнительной практики в аудировании.

Модуль продуктивного общения (proficient communicator) располагает материалами и заданиями для совместной интерактивной работы обучаемых: составление диалогов, подготовка драматизации, ролевой игры и т.п. Данный модуль предусматривает обеспечение техническими средствами (магнитофон, интернет и т.д.) для того, чтобы студенты, например, могли сделать запись своего устного общения/сообщения, прослушать и оценить собственную речь и в случае необходимости внести соответствующую коррекцию и т.п. с целью отработки важного механизма устной речи — механизма самоконтроля и самокоррекции.

Модуль письменной практики (writing practice expert) включает материалы и задания (специальные пособия), обеспечивающие так называемую управляемую практику, направленную на овладение и совершенствование основных умений письменной речи, и материалы для творческих заданий по написанию текстов различного жанра (для определенного уровня владения языком) — творческая практика.

Проектно-исследовательский модуль (linguistic researcher) направлен на использование иностранного языка как средства обучения (образовательного медиума) и содержит материалы для проектно-исследовательской работы. В этом модуле предлагаются материалы и задания для овладения информационными учебными умениями и видами информационной деятельности, необходимыми для эффективного использования изучаемого языка в качестве средства информационной и научной деятельности (работы с учебной литературой, подготовки устных/письменных сообщения, научных статей/тезисов и др.).

Контрольно-стабилизирующие модули (controlling provider) включают в себя комплект материалов, позволяющий студенту самостоятельно проверять достигнутый итоговый уровень владения иностранным языком: публикуемые образцы (специальные пособия) материалов уровневых тестов в формате международных экзаменов и материалы для самостоятельной поддержки достигнутого уровня владения языком.

Контрольно-оценочный модуль (self-supervisor) содержит публикуемые  материалы уровневых тестов с инструментарием для самостоятельной проверки и оценки выполнения тестовых заданий. В данном случае возможна разработка модуля подготовки к международным экзаменам по иностранному языку, с учётом использования соответствующих учебных материалов и пособий, направленных на формирование так называемых экзаменационных учебных умений и предлагающих практику в экзаменационных видах работ в формате тестовых заданий.

Функционально-стабилизирующий модуль (self-provider) предлагает наличие уровневых учебных курсов (УМК), которые могут использоваться студентом полностью или выборочно в соответствии со своими индивидуальными интересами и предпочтениями в качестве дополнительных учебных материалов.

Таким образом, представленная технология самоуправления иноязычным образованием в высшей школе обеспечивает:

-   чёткую структуризацию содержания обучения иностранному языку;

-    вариативность модульных программ в рамках индивидуальной учебной траектории в зависимости от уровня владения иностранным языком и темпа обучения;

-   перенос акцента в работе преподавателя в сторону консультативно-координирующих функций управления учебным процессом;

-    возможность использования учебных модулей в качестве сценариев для создания лингводидактических программных средств;

-   решение проблемы уровневой и профильной дифференциации путём определённой группировки учебных модулей, обеспечивающих процесс изучения иностранного языка в полном, сокращённом и углубленном вариантах;

-   оптимизацию курса обучения иностранному языку, благодаря продуктивному комплексу методов и форм обучения.

 

Список литературы

1.     Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002.

2.     Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы разработки современных образовательных технологий в обучении иностранным языкам// Сборник научных статей «Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы)».- М., МГЛУ, 2002.

3.     Рубцова А.В., Ерёмин Ю.В. Некоторые принципиальные вопросы разработки инновационной парадигмы в области иноязычного образования Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2014. №1. ART 2131.–URL:http://www.emissia.org/offline/2014/ 2131.htm . -ISSN 1997- 8588. [дата обращения 14.04.2016].