Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Важной задачей, стоящей перед современной начальной школой в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является формирование у обучающихся умения учиться. Особое место в процессе формирования этого умения занимают универсальные учебные действия (УУД), в том числе и коммуникативные.

Коммуникативные действия – это способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Авторы стандарта нового поколения обращают внимание на связи коммуникативных действий с основными учебными предметами, подчеркивая, что основные виды коммуникативных и речевых действий, в силу своего универсального характера, распространяются на все учебные предметы, и в овладении учащимися ими приходят в контексте разных учебных предметов [5, с. 112].

Одним из видов коммуникативных УУД являются речевые действия, служащие средством передачи информации людям и становление рефлексии [1, с. 76]. Таким образом, развитие речи является основой формирования у обучающихся коммуникативных УУД.

Вопросы развития речи обучающихся всегда привлекали внимание ученых и учителей-практиков. В свое время К.Д. Ушинский говорил: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» [9, с. 263].

Сегодня вопросы, связанные с развитием речи школьников, вызывают интерес не только у психологов и специалистов по русскому языку, но также и у математиков, и у специалистов по методике математики. В разное время проблемой развития речи в тесной связи с формированием культуры мышления в процессе обучения математике занимались Б.В. Гнеденко, Я.И. Груденов, А. Г. Мордкович, А.Я. Хинчин и др. В исследованиях Г. В. Дорофеева рассматривается коммуникативный аспект курса математики. А.М. Сохор описывает особенности языка обучения математике с точки зрения их влияния на понимание учащимися и учителем друг друга в ходе обучения, на понимание учащимися текста учебника. В работах А. А. Столяра обсуждается возможность использования элементов логического языка в обучении математики. Е. А. Рудакова изучает возможности совершенствования математического образования младших школьников посредством языковой работы, Л. В. Лобанова рассматривает методические особенности формирования коммуникативно-речевых умений младших школьников в процессе обучения математике.

Понятие «речь» трактуется по-разному. В психологии можно найти такое определение: «Речь представляет собой целенаправленное использование языка для регуляции взаимодействия между людьми» [3, с. 23]. В словаре русского языка понятие «речь» определяется, как «способность выражать мысль словами, умение говорить» [4, с. 240].

Средством выражения математических мыслей, их образования и развития является математическая речь [8]. Грамотная математическая речь выражается в правильном употреблении математических терминов, в знании, где и когда можно применить их, а также в развитии всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической, связной речи) [6]. Базовыми коммуникативными качествами математической речи являются правильность, логичность, точность и уместность.

В начальных классах используются различные приѐмы формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская  работа над  содержанием задач, составление опорных  записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер, математические игры, упражнения на составление математических выражений, скороговорки и др.

Важной составляющей грамотной математической речи является правильное произношение терминов. В связи с этим учителю необходимо следить, прежде всего, за своей речью, а затем за речью учащихся. Заслуживает внимания работа Н.В. Новосѐловой [7], которая использует следующие упражнения: а) прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить; б) прочитайте: прибавить к 25, вычесть из 42, к 187 прибавить; в) ученик Саша Иванов прочитал пример 144+15=159 следующим образом: «К сто сорок четыре прибавим пятнадцать и получим в итоге сто пятьдесят девять» Правильно ли прочитал пример Иванов? Прочитайте его правильно.

Целесообразно, по мнению многих учителей, на уроках математики  проводить словарную работу на правильное написание математических терминов, объяснение их значения.

Для формирования ясности, точности и логичности математической речи младшим школьникам можно предлагать задания на обнаружение лишних слов, неправильного порядка слов, ошибок и неточностей в тексте математического содержания [2;7]. Например, задание на устранение математической ошибки в тексте: «Чтобы найти неизвестное число в выражении 4+…=7, надо к 7 прибавить 4».

Отработке навыков правильной и чѐткой артикуляции, совершенствованию темпа  речи способствуют скороговорки, считалки, пословицы и поговорки, которые также могут служить материалом для изучения математических терминов. Так, например, считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять – Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить… Сколько в комнате углов, Сколько ног у воробьев,

Сколько пальцев на ногах, Сколько в садике скамеек, Сколько в пятачке копеек!

помогает ребенку запомнить числовую последовательность, развивает память и внимательность, отрабатывает артикуляционные навыки детей [6].

На обогащение словарного запаса учащихся может быть направлена работа с геометрическим материалом. Это задания на установление соотношения геометрической фигуры и ее названия, на нахождение одинаковых фигур, сравнение разных фигур.

В работе с младшими школьниками необходимо уделять внимание и развитию письменной математической речи при оформлении записи вычислений, решения задачи различными способами, формулировании ответа на вопрос задачи.

Каждый из представленных нами приѐмов позволяет результативно воздействовать на основные качества математической речи младшего школьника (грамотность, логичность, четкость, ясность), а значит и способствует формированию у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Список литературы

1.      Барбарина В.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через групповые творческие задания на уроках в начальной [Текст]/ В.В. Барбарина// От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. – Вологда: ВПК, 2011. – С. 76-79.

2.      Голованова Е.Е. Проблема формирования культуры математической речи у младших школьников [Электронный ресурс]/ Е.Е. Голованова// Педагогические науки. Современные методы преподавания. - URL:http://www.rusnauka.com/6_NITSB_2010/Pedagogica/59938.doc.htm(дата   обращения:   20.04.15).

3.      Дружинин В.Н. Психология [Текст]: Учебник для технических вузов/ под ред. В. Н. Дружинина. - СПб., 2000.

4.      Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково словообразовательный [Текст]/ Т.Ф. Ефремова - М.: Русский язык, 2000.

5.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

6.      Кутахова Ю.Ю. Развитие математической речи младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Электронный ресурс]/ Ю.Ю. Кутахова, А.П. Тарасова, Е.В. Юшта// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL:http://festival.1september.ru/articles/512257/ (дата обращения: 20.04.15).

7.      Новосѐлова Н.В. Особенности развития математической речи младших школьников [Электронный ресурс]/ Н.В. Новосѐлова// Социальная сеть работников образования. - URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/materialy-mo/2012/12/23/kontrol-i-otsenka-rezultatov-obucheniya-v-nachalnoy-shkole(дата обращения: 20.04.15).

8.      Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] – URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения 20.04.15)

9.      Ушинский, К.Д. Собрание сочинений [Текст]/ К.Д. Ушинский. - М., 1974.