Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ – ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Данная статья посвящена вопросам обучения студентов в неязыковом ВУЗе иностранному языку, используя методику проектов.

Одним из требований современного общества к молодым специалистам является требование владения иностранным языком на уровне, как минимум, достаточным для профессионального общения в профессиональной сфере. Следовательно, цель обучения иностранному языку в неязыковом ВУЗе – это умение использовать полученные знания применительно к своей профессии.

Если мы обратимся к практике преподавания иностранного языка в неязыковых ВУЗах, то мы обнаружим, что внимание преподавателя сосредоточено на формировании умений и навыков, необходимых для профессионального общения: устного и письменного. Приступая к работе со студентами, преподавателю следует осознавать, что для достижения поставленной цели он очень ограничен во времени, количество часов на аудиторные занятия мало. В предложенных обстоятельствах просто необходимо использовать различные виды самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа играет значительную роль, способствуя эффективному усвоению учебного материала и становлению творческого потенциала студентов.

В данной статье хочу остановиться на методике проектов, которая представляет, на мой взгляд, большой интерес для высшей школы. Основной принцип этой методики – это перенесение акцента с упражнений на активную разговорную деятельность студентов. Работа над проектом, как известно, базируется на самостоятельной деятельности студентов: от выбора темы проекта и его конечного продукта, планирования работы над проектом, распределения заданий, выполнения заданий, взаимодействия во время проекта, оформления конечного продукта и его презентация. Конечный продукт может быть разнообразным: выставка, экскурсия, дискуссия, викторина, промакция, производственное собрание, презентация так далее.

В зависимости от проекта на занятии ставится цель: иностранный язык может использоваться в коммуникативной и интерактивной форме, устной или письменной. Авторы и пользователи коммуникативных методик уже давно убедились в том, что чем больше самостоятельности проявляют обучаемые при решении той или иной проблемы, тем более эффективным будет усвоение материала и последующее выполнение деятельности. С этой точки зрения работа над проектом может рассматриваться как одна из наиболее приоритетных. Помимо упомянутого выше, проектная работа влечет за собой развитие у обучаемых важных как личностных так и профессиональных качеств: взаимоуважения, понимания необходимости компромисса, умения слушать и высказываться, выступать с критикой и принимать критику; умения улаживать конфликты при их возникновении, умения придерживаться определенных правил взаимодействия. Очень важным итогом данной работы будет приобретенный опыт работы в команде и формирование или дальнейшее развитие лидерских качеств, что очень полезно для понимания самого себя и, естественно, дальнейшей самореализации.

Правильная организация студентами самостоятельной проектной работы – это важная и не простая задача. Преподавателю следует понимать, какие трудности встречаются студентам при организации своего труда и помогать им в их преодолении. Работа над проектом включает в себя определенные этапы.

1)     Планирование проекта в рамках темы, с опорой на учебный материал, профессиональную ориентацию и интересы студентов (это ложится на плечи преподавателя).

2)     Разработка структуры  проекта:  определение идеи проекта  и того, что студенты  знают по теме, составление плана по сбору материала, формирование групп для работы ( это будет совместная деятельность преподавателя и студентов).

3)     Работа в группах по реализации проектов: поиск материала и его обработка, обсуждение промежуточных результатов, исправление языковых ошибок и подготовка к презентации проектов (самостоятельная работа студентов и консультации преподавателя).

4)     Презентация конечного продукта (полностью ложится на плечи студентов).

5)     Оценка. Данный этап очень важен и состоит из трех частей. Первыми дают себе оценку участники проекта: указывают на положительные и отрицательные моменты презентации и подготовительного периода, говорят о том, что удалось и что не удалось сделать из запланированного; что они бы сделали по-другому, если бы  переделывали  эту  работу. Очень важно  для студентов высказаться  об опыте, приобретенном в данном проекте. Речь идет о языковом и профессиональном опыте, а это как раз то, ради чего этот вид деятельности и выполнялся.

Следующими оценщиками творчества становятся не участвовавшие в данном проекте студенты. Из опыта работы могу сказать, что студенты-участники проекта чаще     выступают с самокритикой, а студенты, не участвовавшие в проекте, ищут и находят положительное.

И только потом с заключительным словом выступает преподаватель, который дает свою оценку каждому студенту за выполнение данной конкретной работы. И, поскольку речь идет о коллективном творчестве, при оценке особое внимание уделяется не только его индивидуальной работе, но взаимодействию конкретного студента со всей группой в целом и, в свою очередь, всей группы с конкретным студентом. Это важно потому, что в ходе подготовки проекта, как известно, формируются и развиваются социальные и деловые компетенции.

Итак, проектное обучение обладает большим образовательным потенциалом: мотивирует в получении дополнительных знаний (языковых и профессиональных), способствует развитию социальных и деловых компетенций: планирование, поиск информации, принятие решений, систематизация, общение в группе, дискуссия, сотрудничество, презентация результатов, оценка и самооценка.

Так как иностранный язык используется в максимально приближенных к реальности и профессионально ориентированных ситуациях, то студенты видят целесообразность изучения и применения иностранного языка. Работа над проектом, как никакая другая работа, позволяет использовать наглядные и аутентичные материалы. Аутентичные материалы – одно из главных условий успешного овладения профессионально ориентированным иностранным языком. Такие материалы обычно берутся из оригинальных источников и чаще не предназначены для учебных целей. Кроме того такие материалы могут оказаться слишком сложными в языковом аспекте. В этом случае сотрудничество с преподавателем просто необходимо и работа над языковым материалом выходит на первый план, что позволяет проводить контроль освоения языкового материала. Такое сотрудничество помогает организации речевого общения и развитию устной речи по сферам и ситуациям ( в нашем конкретной случае профессиональной направленности ), прививает любознательность и формирует познавательную активность. Если в проект включены сравнительные характеристики или ссылки на зарубежный опыт по выбранной теме, то расширяется не только профессиональный кругозор, но и знания межкультурной коммуникации .

Как известно, язык есть культура, то есть культурные знания передаются в процессе обучения языку через аутентичные материалы. Изучение иностранного языка вместе с познанием культуры говорящего на нем народа считается неотъемлемым элементом эффективного обучения иностранным языкам, так как невозможно овладеть языком без привязки к предметному и социальному миру иной культуры.

Итак, активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Ведь эффективное управление учебно-познавательной деятельностью возможно лишь тогда, когда оно опирается на активную мыслительную деятельность студентов. И рассмотренный нами метод проектов как нельзя лучше направлен на организацию развития, самоорганизацию, развитие личности. Основной принцип данного метода состоит в том, что обучаемый сам творец своего знания.

 

Список литературы

1.     Вербицкий А.А., Активное обучение в высшей школе, контекстный подход. 1991.

2.     Гришаева А.В., Метод проектов на занятиях по иностранному языку в неязыковом ВУЗе. 2011.

3.     Демиденко О.П., Иностранный язык и его теоретическое и практическое использование в образовательном пространстве неязыкового ВУЗа в современных условиях. 2014.