Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 7 - 9 КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Школьники, заканчивающие обучение в 9 классе, в обязательном порядке сдают Основной государственный экзамен (ОГЭ). По физике, как по предмету по выбору, аттестацию проходят до четверти выпускников средней школы. В перспективе их количество может вырасти в связи с серьѐзным дефицитом инженерных технических специалистов.

Поскольку программа средней школы предполагает изучение физики в 7 – 9 классах и еѐ содержание определено базисным учебным планом, в целом, объем, уровень изучения и содержание программы известны. К сожалению, в различных регионах России распределение тематик разделов предмета по классам в различных школах различны, привязаны к различным учебникам, задачникам и учебно-методическим пособиям. Таким образом, вариантов календарно-тематических планов более 20 штук.

Вместе с тем, содержание материалов по итоговой аттестации едино для всех. Это означает, что к окончанию обучения в 9 классе весь объем материалов программы средней школы должен быть пройден независимо от последовательности изучения ее разделов.

Диагностическая работа, в том виде, в котором она будет представлена в текущей работе, является аналогом ОГЭ в существенно упрощенном, с оформительской точки зрения, варианте.

Диагностическая работа должна быть максимально приближена по содержанию и форме к варианту по физике ОГЭ, а также может являться итоговой аттестацией учащихся 7 - 8 классов. Кроме всего прочего, она является эффективным методом подготовки к сдаче ОГЭ в 9 классе.

Таким образом, рекомендуемое количество подобных диагностических работ за три года обучения равно 6- 7 (одна работа по итогам 7 класса, две работы в 8 классе и 3-4 в течение 9 класса).

В диагностическую работу могут быть включены материалы только пройденных тем, причем уровень сложности вопросов должен соответствовать уровню сложности вопросов ОГЭ.

1.   Структура диагностической работы.

Необходимым условием построения диагностической работы является включение всех разделов варианта ОГЭ. Диагностическая работа составляется в текстовом редакторе (например, Microsoft Word, где присутствует весь необходимый функционал).

Рассмотрим подробнее структуру диагностической работы с примерами типовых заданий.

Часть 1.1. состоит из 16 заданий, к каждому из которых даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Максимальная оценка за каждое задание – 1 балл. Например, на Рисунке 1 представлен вопрос № 8 из первой части задания, а на Рисунке 2 вопрос № 13 из этой же части задания.


Первые 8 вопросов должны быть оформлены на одной странице листа формата А4, вторые 8 вопросов – на второй странице того же формата.

Одновременно конструируются два варианта примерно с идентичными уровнем сложности вопросов и тематикой по каждому из номеров вопроса.

Для того, чтобы уместить предлагаемые объемы на странице рекомендуем использовать шрифт Times New Roman с 11 кеглем. Рисунки и таблицы к вопросам формируются так, чтобы буквы и цифры имели размер близкий к 11.

Часть 1.2. состоит из текста, в котором предлагается теория физического процесса достаточно сложного уровня из тех, что изучались в 7-9 классах (или, например, из программы 10 класса).

Среди наиболее распространенных тем можно отметить: «Плавление и кристаллизация», «Испарение и конденсация», «Потенциальная и кинетическая энергии», «Объем и давление газа» и т.п. (объем текста – не более 20 строк; допускается сопряжение с графиками, таблицами, формулами).

По части 1.2. даются три задания, к каждому из которых даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Максимальная оценка за каждое задание – 1 балл.

На Рисунке 2представлен вопрос № 17 из этой части задания по теме «Закон всемирного тяготения».

В части 1.1 не должны присутствовать задания по тематике, представленной в части 1.2.

Часть 2.1 состоит из 3-х заданий, устанавливающих связи между физическими величинами, формулами, закономерностями, приборами, а также характером изменений физических величин.

Каждое задание предусматривает три варианта ответа в виде цифры в отдельной клеточке листа ответа.

Например, на Рисунке 3 представлен вопрос № 22 из рассматриваемой части задания. Максимальный балл за каждое задание составляет 2 балла.

Часть 2.2 состоит из 2 заданий (уровня В или С), которые не требуют развернутого решения, а только запись численного значения ответа в указанных единицах измерения.

На Рисунке 4 представлен вопрос № 24 из рассматриваемой части диагностической работы.


Как правило, задача требует составления одного уравнения. Ответ в численном виде (без указания размерности) записывается в соответствующую клетку листа ответа. Максимальная оценка за решение рассматриваемых заданий составляет 2 балла.

Части 1.2 (текст и три вопроса) и 2.1 (три вопроса) должны быть размещены на одной (третьей) странице формата А4.

Часть 3.1 состоит из 1 задания, требующего подробного письменного обоснования одного из предложенных ответов. Ответ дополнительно записывается в соответствующую клетку листа ответа. Максимальная оценка - 3 балла. Например, на рисунке 5 представлен вопрос № 25 из рассматриваемой части задания.

Часть 3.2 состоит из 2-х заданий (задач уровня С), которые требуют развернутого решения и записи численного значения ответа в соответствующую клетку листа ответа. Максимальная оценка за решение данного задания составляет 3 балла. Например, на рисунке 6 представлена задача № 26 из этой части задания.


Задача предусматривает составление 2-3 уравнений, затрагивающих не менее двух пройденных тем курса физики.

Часть 4 содержит задание, представляющее собой вариант лабораторной работы, на который необходимо

дать письменный ответ, содержащий не только ответ на вопрос, но и его развѐрнутое обоснование.

На Рисунке 7 представлено задание № 28, единственное в этой части, максимальная оценка за которое составляет 4 балла.

Части 2.2 (2 задачи), 3.1 (один вопрос), 3.2.(2 задачи) и часть 4 (одно экспериментальное задание) должны быть размещены на заключительной (четвертой) по счету странице формата А4.

Таким образом формируются два варианта диагностической работы. С целью экономии бумаги диагностическая работа печатается на двух листах с двух сторон. В приложении 1 показан первый лист диагностической работы с заголовком.

1.   Материалы заданий диагностической работы.

В настоящее время каждый учитель может самостоятельно создать базу данных по различным темам:«механические явления», «тепловые явления» и т.д., рационально разделить материалы по каждой  теме на отдельные блоки (картинки, анимации, видеоклипы, тестовые материалы, задачи контрольных работ, основные определения и формулировки законов и пр.), а по уровню сложности в каждом блоке разделить по классам в соответствии с программой обучения. Схематически это выглядит так, как показано на Рисунке 8.


При составлении вариантов диагностических работ полезными являются следующие ресурсы. Во-первых, это единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [http://school-collection.edu.ru], во-вторых, «Классная физика» [http://class-fizika.narod.ru/].

Кроме того, на «просторах интернета», начиная с декабря месяца в период начала подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ появляется много материалов, которые можно собирать в базу данных, а также в диагностические работы по ГИА.

Вместе с тем, следует отметить, что часто, даже в квалифицированных источниках, в демонстрационных работах проскальзывают вопросы уровня 10-11 классов. По-видимому, в разработки материалов по ГИА привлекаются специалисты из групп разработчиков материалов ЕГЭ, которые не всегда знакомы с программой средней образовательной школы. Такие материалы и задания настоятельно советуем не использовать.

1.   Технология оформления работы.

В результате проделанной работы формируются два варианта диагностической работы, в которых можно заменять страницы без нарушения порядка указаний выполнения заданий. Так можно получить до 8 вариантов из двух заготовленных, что важно при наличии более  чем одного класса, а также при проведении работы  на дополнительных и факультативных занятиях. Подобные меры позволят нивелировать возможность распространения и обмена информацией среди учащихся с помощью современных средств аудио и видео связи.

Практически большинство доступных контрольных материалов представлено в виде текста учебных пособий, текста в интернет ресурсах в форматах «.pdf» или «.jpg». Для облегчения процедуры формирования диагностической работы и еѐ редактирования необходимо перевести все определенные текстовые форматы в «.docx». Тексты учебных пособий можно c помощью сканирующего устройства цифрового фотоаппарата привести к виду рисунка в формате «.jpg» или «.pdf».

2.   Лист ответа учащегося.

Лист ответа формируется на двух страницах одного листа формата А4. Обе страницы представлены на Рисунке 9.



В случае необходимости учащемуся дополнительно выдается чистый лист бумаги, на котором в обязательном порядке проставляются исходные данные титульной части листа ответа (Фамилия, Имя; группа/класс; номер работы и номер варианта; дата).

Разрешается использование чистых листов бумаги в качестве черновиков. Черновики собираются вместе с листами ответа, но в проверке, как правило, не рассматриваются за исключением тех случаев, когда учащийся не успел переписать из черновика в лист ответа решение задачи. Вопрос учета листа черновика учитель решает самостоятельно.

1.   Лист оценки диагностической работы.

Оценка диагностической работы оформляется на отдельном листе по каждому классу (группе) и позволяет определить не только уровень знаний каждого учащегося, но и сравнить успеваемость классов (групп), выявить тематику, которая усвоена недостаточно качественно, оценить направления корректировки учебной работы в процессе дальнейшего обучения. Вариант листа оценки диагностической работы представлен на Рисунке 10.


Пересчет тестового балла в школьную отметку производится учителем или решением методического совета. Как вариант, можно предложить в качестве получения положительной отметки – выполнение не менее 50%-60% объема диагностической работы.

Целесообразно ознакомить всех учащихся, выполнявших работу, с ее результатами, провести анализ типичных ошибок, а также акцентировать внимание на замечаниях по оформлению работы.

В заключении хочется отметить, что предложенное построение диагностических работ по физике в 7-9 классах с одной стороны способствует оперативному комплексному мониторингу знаний учащихся с целью выявления «узких» мест при обучении, а с другой стороны планомерно готовит обучающихся к формату сдачи ОГЭ по окончанию 9 класса.



Список литературы

1.      Демонстрационные  варианты  экзаменационной  работы  «Федерального  Института  Педагогических Измерений» [http://www.fipi.ru/view];

2.      Диагностические работы окружного методического центра;



3.      Типовые экзаменационные варианты Государственной итоговой аттестации. ФИПИ. Москва. 2011-2014.

Издательство «Национальное образование».