Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ ОСНОВАМ ДИЗАЙНА

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В художественной школе среди предметов художественно-эстетического цикла дизайн занимает важное место.

«Дизайн» —     английское    слово,    в     буквальном    переводе    означающее    «проектировщик», «рисовальщик» (слово design переводится как «чертеж», «рисунок», «проект») служит международным термином, который обозначает весь спектр деятельности по созданию нового изделия или рекламы. Обучению дизайну на современном этапе образования в различных образовательных учреждениях уделяется достаточно внимания. Однако освоение нового вида художественного творчества происходит медленно и с большими трудностями. Возможно, причина сложившегося положения объясняется тем, что недостаточно разработаны теория и практика обучения учащихся дизайну в условиях художественной школы.

Это выражается в разобщенности методов и подходов в обучении дизайну учащихся, разработанности учебных программ по данной учебной дисциплине, слабом оснащении дидактическим материалом. Каждый автор предлагает обучать отдельным видам дизайна, что нарушает целостность этого сложного явления.

Сегодня наиболее перспективным направлением считается формирование у учащихся умения саморазвития и самореализации в том или ином виде деятельности. Дизайн-деятельность – составная часть художественного образования учащихся школ искусств. Произведения дизайна близки по своей сущности декоративно-прикладному искусству, оформительскому искусству и прикладной графике. «Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид различных построек, современных видов наземного, воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, различного рода упаковок и много-много другого»[1, с.5]. Поэтому очень важным методическим приемом будет вести параллельную аналитическую работу декоративно-прикладной деятельностью и дизайном в обучении учащихся школ искусств. Например, предложить учащимся изобразить эскиз чайника в декоративной трактовке и дизайнерской. От учащихся требуется отобразить в эскизе отличительные особенности дизайнерского изделия и декоративно- прикладного. Такой сравнительный анализ поможет детям эффективнее освоить стиль в дизайне и украшательство в прикладном искусстве.

Одной из главных особенностей обучения учащихся основам дизайна является развитие у них умения не только точно проводить анализ объекта, воспроизводить с натуры форму, например того же чайника, но и творчески перерабатывать ее, выявляя пластические, стилистические, ритмические, декоративные, формообразующие, дизайнерские качества.

В художественных школах учащиеся получают знания и умения художественного конструирования разрозненно в изобразительной, графической и технологической деятельности.

Эффективное формирование знаний и умений в области дизайна у учащихся школ искусств может быть реализовано в том случае, если:

—      разработать учебно-методический комплекс, дидактические основы (содержания, формы, методы, приемы) дизайнерской подготовки в процессе обучения;

—      осуществление поэтапного формирования дизайнерских знаний и умений с применением

наглядно-иллюстративных и проблемно-поисковых методов обучения;

—    развитие дизайнерского мышления и соответствующих творческих способностей посредством системы художественно-конструкторских задач;

—       стимулировать инициативу учащихся, творческого подхода к овладению спецификой дизайнерского языка;

—    создать систему многоступенчатого и непрерывного процесса приобщения учащихся к дизайну как виду художественного творчества;

—    осуществить принципы вариативности в выборе тем и заданий изучения основ дизайна, а также условий образовательного учреждения и материально-технического оснащения;

—   максимально использовать резервные возможности в развитии творческих способностей каждого учащегося, осуществляя переход обучения от декоративно-творческой деятельности к обучению основам дизайна.

Особое внимание следует уделить теоретическим основам отбора рациональных форм, приемов и методов формирования знаний и умений по дизайну в обучении учащихся (соответствие логики систематизации учебного материала логике «дизайнерской» деятельности; преемственность в обучении основам дизайна; соответствие содержания знаний и умений по дизайну возрастным особенностям учащихся; связь изобразительной деятельности учащихся с объектами художественно-конструкторского проектирования).

А также одним из условий эффективного обучения основам дизайна будет направленность художественно-конструкторских заданий на активизацию познавательной деятельности учащихся, формирование потребности в получении дизайнерских знаний и умений, развитие «дизайнерского» мышления.

Формирование и развитие «дизайнерского» мышления имеет богатые возможности для развития саморегуляции как никакая другая, благодаря широкому спектру участвующих в ходе дизайнерской деятельности от изобразительных движений руки, до сравнительного анализа наблюдаемых форм и смысловых построений. Такой широкий диапазон даёт возможность для проявления и отработки способности интегрировать все процессы для достижения творческого замысла в дизайне.

Органичное и естественное желание и готовность учащихся адаптироваться к требованиям педагога —     залог успешности процесса обучения, при условии направленности этих требований на развитие творческой индивидуальности. Если учитель создает установку на осмысленное, творческое, а не формальное выполнение работы, даёт нестандартные цели, направленные на зрителя, то у обучающихся складывается особый творческий стереотип обучения Продуктом такого процесса обучения основам дизайна является скорее не изображение как таковое, а знание, способность перенести полученный навык на другие виды деятельности, умение создавать новое.

Такое понимание позволяет учащимся рассматривать свои произведения не как окончательный результат, а как промежуточное звено или ступеньку для следующего этапа творческого саморазвития в области дизайнерского искусства. В результате у учащихся школы искусств не только формируется творческое отношение к дизайнерской деятельности, но и снимается психологический барьер к отдельным неудачам, которые становятся стимулом к дальнейшему саморазвитию, объектом общего анализа знаний и навыков.

Таким образом, проблема формирования дизайнерских знаний и умений учащихся школ искусств должна стать сегодня объектом специальных исследований. Понятие современного дизайна является обширным и разнообразным. В художественной школе необходимо использовать различные его аспекты, в том числе и применительно к обучению декоративно-прикладного искусства, композиции, рисунка, живописи, скульптуры и всех остальных учебных дисциплин, преподаваемых в школе искусств.

 

Список литературы

 

1. Жданова Н.С. Обучение основам дизайна. Конспекты уроков.— М.: Изд-во ВЛАДОС, 2013. – 300с.: ил.

2.Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. – М.: Омега-Л, 2009.– 224с.

3. Полынская И.Н., Гладий Ж.Р. Стилизация декоративной композиции /Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. – 2016. – С. 1834-1837.