Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ И ЕЁ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Аннотация.

В данной статье рассматривается поведение образовательной энергии учащегося во времени и информационном пространстве. Выделяются типовые характеристики образовательной энергии и даются рекомендации по использованию данной характеристики для выработки управляющих решений, влияющих на качество обучения.

 

EDUCATIONAL ENERGY AND ITS CHARACTERISTICS

1Sharov L.F., 2Trushin V.V.

1Cand.Tech.Sci., the senior scientific employee, The associate director

2Director

The state budgetary general educational establishment Average comprehensive school №1852 г Moscow

 

 

The summary.

In given article the behaviour of educational energy of the pupil in time and information space is considered. Typical characteristics of educational energy are allocated and recommendations on use of the given characteristic for development of operating decisions influencing on quality of training are given

Ключевые слова

Образовательная энергия, информационное пространство, вероятность, познавательный интерес.

Keywords

Educational energy, information space, probability, познавательный interest

При рассмотрении вопроса об управлении качеством образования на основе учета потребностей ученика и его родителей (1) авторами было введено понятие образовательной энергии (ОЭ). Под образовательной энергией мы понимали:

ОЭ =ПИ*Т, где

ПИ – познавательный интерес,

Т- трудозатраты на удовлетворение этого интереса.

Хотелось бы обратить внимание, что величина ОЭ зависит от двух составляющих ПИ, который в новом информационном мире в очень сильной степени зависит от того информационного пространства в котором живет ученик, а так же от трудолюбия учащегося. Остановимся на этом понятии (ОЭ) более подробно и постараемся выявить его характеристики и изменение во времени и информационном пространстве. Первое утверждение, которое было сделано, это о постоянстве величины ОЭ для каждого человека. Для доказательства этого утверждения необходимо выявить поведение ОЭ во времени. Логично предположить, что ОЭ изменяется во времени от нуля до бесконечности, тогда за время жизни одного человека она будет постоянна и равна площади под кривой изменения ОЭ за время жизни данного человека. Очевидным является и тот факт, что для каждого человека вид этой функции будет разным, однако можно выделить несколько типовых поведений этой функции на основании простых рассуждений и наблюдений.

Самый простой вид функции одного переменного - это постоянная величина. Однако вызывает сомнение возможность описания поведения ОЭ в раннем возрасте человека такой функцией. Более логично предположить, и этому есть научное обоснования, что в раннем периоде жизни человека ОЭ имеет возрастающий характер. Отсюда можно предложить один тип поведения ОЭ представленный на Рисунке 1


Этот тип поведения ОЭ является идеальным для обучения в течение всей жизни. Однако наш опыт показывает, что у достаточно большого числа людей с возрастом стремление учиться исчезает. Поэтому более вероятным поведением и соответственно следующим типом поведения ОЭ является функция, представленная на Рисунке 2


Как видно это кривая похожа на кривую жизненного цикла, что достаточно естественно, так как ОЭ есть величина, описывающая поведение человека, жизненный цикл которого определяется его физиологией и скорее всего, этот тип поведения ОЭ будет самым распространённым. Различие будет только в расположении точек Тр – конец развития ОЭ и Т - конец активного обучения. Что понимается по точкой Тр? Это точка, ограничивающая период, когда у человека не сформировался устойчивый уровень ОЭ, а это означает, что или не формировался устойчивый познавательный интерес, или проблемы с трудолюбием, или и то, и другое. Период от Тр до Т можно назвать периодом наиболее активного обучения и соответственно Т - точкой конца этого периода, а далее с возрастом в силу физиологических особенностей человека начинает падать ПИ, или Т, или и то, и другое вместе.

Рассмотренные типы поведения ОЭ являются следствием нашего предположения, что изначальный вид функции константа, однако функции одной переменной может быть как возрастающей, так и убывающей, периодической. Ясно, что убывающий характер во всем временном отрезке эта функция иметь не может, так как тогда мы должны предположить, что новорожденный ребёнок обладает самой максимальной ОЭ, что маловероятно, в принятом определении ОЭ. Возможность периодического поведения ОЭ по типу SIN (x) или COS (x) принципиально невозможна в силу отрицательности их значений во времени. Возрастающее поведение ОЭ принципиально возможно, так как нет никаких видимых ограничений на такое поведение данной функции. На Рисунке 3 приведен еще один характерный тип поведения ОЭ.



Данный тип поведения ОЭ характерен для творческих личностей с четко сформированным познавательным интересом, прирост энергии, которых определяется исключительно трудозатратами, которые они постоянно совершают для удовлетворения своего интереса. Естественно, что на этой возрастающей кривой могут быть провалы, но среднее значение будет иметь возрастающий характер.

С нашей точки зрения этих трех характерных типов поведения ОЭ во времени достаточно для описания и экстраполяции любого типа поведения ОЭ во времени.

Рассмотрим поведение ОЭ в информационном пространстве. Пока мы не будем конкретизировать, что

понимается под информационным пространством, кроме того, что это сведения, окружающие человека. Для простоты будем считать его двумерным. Логично предположить, что изначально ОЭ распределена равномерно по всему пространству. Это распределение может быть условно изображено в виде окружности, проведенной вокруг человека, поставленного в центр этого пространства, как показано на Рисунке 4.


Подобный тип поведения ОЭ характерен для разносторонне образованных личностей или энциклопедистов. В действительности же это скорее идеальный тип поведения, чем реальный. В реальности же поведению ОЭ присущ вид, представленный на Рисунке 5.


Это обусловлено простыми соображениями: человек имеет различные физиологические, психические особенности, которые влияют на его пристрастия, вкусы и соответственно интересы, которые не в малой степени зависят от окружающей его среды обитания. Различия этого основного типа поведения ОЭ в пространстве от индивидуума к индивидууму будут в числе максимумов, их амплитуды и ширины, глубины и ширины провалов. Эти параметры и определяют степень образованности человека в той или иной области.

Когда мы ставим человека в центр информационного пространства, желательно бы определить, что под этим пространством понимается. Будем понимать под информационным пространством пресекающееся множество частных информационных пространств, каждое из которых, в свою очередь представляют пересекающееся множество частных  информационных пространств и т.д. Постараемся пояснить на первый взгляд очень сложную конструкцию. В первую очередь поясним, что понимается под частным информационным пространством – это множество информации связанной с определённой стороной человеческого бытия. Например, информационное пространство искусства или школьного образования или криминального мира и т.д. Почему же эти пространства пересекаются да потому, что существует информация циркулирующая одновременно в разных пространствах – это и будут области пересечения. Однако, когда мы встанем в центр выбранного нами, скажем, школьного образовательного информационного пространства, то мы увидим, что там есть свои частные пространства, называемые предметами, заглянув в предметы, мы увидим разделы, в разделах темы и т.д.

Возникает вопрос, зачем всё это нужно? Для того, чтобы ответить на данный вопрос поставим ещё один вопрос: можно ли и что для этого нужно, предсказать или спрогнозировать с некоторой вероятностью результат обучения ребенка в будущем и какова вероятность правильности прогноза? На наш взгляд, понимание ОЭ позволяет это сделать. Что же для этого нужно? Как легко догадаться это поведение образовательной энергии в выбранном частном пространстве в период всего обучения. Если вспомнить формулу успешности ХОЧУ – МОГУ-   БУДУ, то легко увидеть, что ОЭ это и есть ХОЧУ и БУДУ в смысле делаю, а МОГУ – это способности человека. Таким образом, ОЭ это есть необходимое условие для успешности, но далеко недостаточное. Для определения достаточных условий необходимо вспомнить, что помимо способностей человека в его обучении, особенно школьном, большую роль играет учитель. Таким образом  величина достигнутого  успеха будет равна нулю однозначно если  ОЭ=0  и  варьироваться от минимального  значения, не равного  нулю, до максимального  и определяться вероятностью того или иного сочетания достаточных условий, способности учащегося и профессионализма учителя.

Необходимо обратить внимание на одно обстоятельство связанное, со взаимосвязью ОЭ и способностей ученика. Наблюдается эффект замены недостающих способностей более высоким уровнем ОЭ. Это хорошо известный факт, когда одного и того же результата достигают два учащихся один играючи, а другой с надрывом. Применим рассмотренные выше типы поведения ОЭ для прогноза результата обучения в школе.

Пусть поведение в пространстве имеет для данного ученика форму рис. 4, а во времени - на рис. 1, какой можно сделать прогноз?

1.     Успех по всем предметам может быть одинаков и, если применять пяти бальную оценку, от «3» до «5», но никак не «2».

2.     Уровень оценки будет зависеть от способностей: если способности высокие, то «4» или «5» в зависимости от профессионализма учителя. Как правило, это медалисты.

3.     Но если характер поведения ОЭ во времени будет иметь в данный период глубокие провалы, то возможны периоды неуспешности. Однако, если средняя величина ОЭ достаточно высока, то учащийся как правило, к концу прогнозируемого срока выравнивается и получается результат по п1 и п2.

Пусть поведение ОЭ  в пространстве для данного ученика определяется  рис. 5, тогда  можно сделать следующий прогноз

1.     Успехи по предметам будут не одинаковые и зависят от расположения максимумов и минимумов, а конкретный результат от амплитуды максимума и глубины минимума.

2.     Если минимум ОЭ в области данного предмета равен нулю, то «2» обеспечена, независимо от усилий педагогического коллектива.

3.     Если значительный максимум то результат будет зависеть от временного поведения ОЭ, способностей, учителя и может быть очень существенным. Это случай самоопределившейся личности.

Отсюда вывод, что для успешности необходимо, чтобы ученик имел достаточный запас ОЭ в школьном образовательном пространстве. Отсюда вытекает задача по максимальной концентрации ОЭ в школьном образовательном пространстве, что и обуславливает необходимость выработки управленческих решений в данном направлении.

Для того, чтобы решить эту задачу необходимо разобраться с тем, как циркулирует ОЭ во всем информационном пространстве, что влияет на её вид, расположение и как эта картина трансформируется во времени. Мы говорили о том, что информационное пространство есть пересекающееся множество частных пространств, следовательно, области пересечений являются теми критическими областями, через которые ОЭ перетекает из одного частного пространства в другое.

Этот процесс и, соответственно, первый путь уменьшения ОЭ в нужном нам месте можно представить себе следующим образом. Вектор ПИ попадает область пересечения двух пространств нужного для решения возникшей у нас задачи и не нужного нам, затем, зацепившись за информацию двойного назначения, переходит в не нужное нам пространство. И если величина этого вектора начинает расти, он постепенно перетягивает ОЭ в это пространство за счет тех трудозатрат, которые ученик использует для реализации своего ПИ в новом пространстве, и тем самым происходит уменьшение ОЭ в нужном нам пространстве. Если же таких пересечений много, то ОЭ может и вовсе покинуть интересующее нас пространство. Этот путь можно  условно назвать «случайной эрозии ОЭ».

Второй путь уменьшения ОЭ в нужном нам месте связан с тем, что трудозатраты на реализацию ПИ выше ожидаемого учеником уровня и если он не приучен трудиться, то его Т начинает уменьшаться, а за ним и вся ОЭ. Этот путь можно назвать «боязнь трудностей»

Третий путь уменьшения ОЭ в нужном нам месте связан с «осознанным» переводом ОЭ в другое пространство. Осознанность в этом случае бывает двух видов целенаправленная осознанность, связанная с процессом самоопределения или псевдо-осознанность, когда человек принимает желаемое за действительное. Этот путь можно условно назвать «собственный выбор».

И последний четвертый, это путь когда ОЭ уменьшается независимо от человека, вследствие отсутствия серьезного отношения человека к себе или расстройства его психики, что присуще игрокам, сидящим перед телевизором или в социальных сетях, ищущих легких путей удовлетворения своего незатейливого ПИ. Этот путь условно можно назвать «путь в никуда».

Давайте посмотрим на эти пути во времени, это важно для выбора поведения по формированию ОЭ в нужном нам месте.

«Случайная эррозия ОЭ» это, как правило, кратковременный переход энергии и он может и имеет обратный характер и не очень страшен для больших уровней ОЭ, однако нужно опасаться большого количества точек эррозии особенно для низких уровней ОЭ.

«Боязнь трудностей» - это необратимый во времени процесс, если не принять специальных мер. К таким мерам относится метод повышения нагрузок через состояние преодоления пусть маленьких, но трудностей.

«Собственный выбор» - это необратимый процесс для осознанного выбора и труднообратимый процесс с неясными временными рамками для псевдоосознанного выбора. Воздействовать на этот процесс практически невозможно, так как решение принимает сам человек.

«Путь в никуда» - это самый распространённый и самый коварный путь. Коварство его заключается в том, что от простого «ну подумаешь, что особенного в том, что я посмотрю разок фильм или поиграю» до устоявшейся привычки очень малая дистанция, при этом резко возрастает боязнь трудностей при выходе из этого состояния. Развитие этого пути во времени, очевидно, от привычки к саморазрушению человека. Обратный возврат возможем только при внешнем вмешательстве в этот процесс. Причем, какого-то общего рецепта нет. Есть только общая рекомендация, связанная с введением различного рода ограничений.

Проведенный нами анализ поведения ОЭ указывает на необходимость постоянного мониторинга этого параметра учащегося в течение всего периода обучения в целях управления качеством его обучения. Знание поведения ОЭ позволит оптимальным образом организовать индивидуальную образовательную траекторию для конкретного учащегося.

 

Список литературы

1.     «Управление качеством образования на основе учета требований предъявляемых государством, учеником и его родителями.» Шаров Л. Ф., Трушин В. В. Сборник статей международной конференции в Омске с публикацией, РИНЦ 2016 г