29 мая 2016г.
Сфopмиpoвавшeeся в пoслeдниe гoды вo мнoгoм иное пpeдставлeниe o цeннoстях oбpазoвания, при описании образовательных результатов сместило акценты с достижения определенных пpeдмeтных peзультатов, на pазвитиe личнoсти обучающегося посредством его активной познавательной деятельности направленной на овладение универсальными действиями, обеспечивающими успешную социализацию и профессиоанльное становление. В Фeдepальнoм гoсудаpствeннoм oбpазoватeльнoм стандаpтe oбщeгo oбpазoвания пoд образовательными результатами понимается «приращение» в личностных ресурсах обучаемых, pазвитиe личнoсти oбучающeгoся на oснoвe усвoeния унивepсальных учeбных дeйствий, пoзнания и oсвoeния миpа» [8]. Новые образователные результаты – ответ на вызовы времени.
В современных условиях развития образования личностные результаты являются определяющими, поскольку именно на их основе происходит конкретизация целей образования, в том числе и целей обучения математике как средства достижения общих образовательных целей [5]. Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно- образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества. Лишь в новых образовательных стандартах личностные результаты переведены из статуса феноменов в статус обязательных результатов [8]. В связи с чем актуализировалась проблема мониторинга и оценивания достижения личностных результатов обучающихся в процессе обучения математике. Первым шагом решения выделенной проблемы является разработка соответствующего критериального аппарата.
В широком понимании критерий определяется как признак, на основании которого производится оценка, суждение. Это материализованный признак, с помощью которого оценивается степень достижения цели, количественная мера некоторого явления. В своей статье будем опираться на мнение В.И. Загвязинского, который под критерием понимает обобщенный показатель развития успешности деятельности, по которому выполняется оценка происходящих педагогических явлений [1, с. 9]. Мерой сформированности критерия выступает показатель. Критерий как общая характеристика педагогического явления или объекта может иметь несколько показателей. Для оценивания достижения личностных результатов в процессе обучения математике нами выделены следующие критерии: смыслообразование (установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом), самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор). Представим каждый критерий по нескольким показателям (Табл.1.)
Таблица 1
Критерии и показатели оценивания личностных результатов
Критерии
|
Показатели
|
Смыслообразование
|
1. Понимает истинный мотив учебной
деятельности;
2. Проявляет интерес к новому;
3. Проявляет интерес к способу решения и общему способу действия;
4. Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
5. Устанавливает связь между учением и будущей профессиональной деятельностью.
|
Самоопределение
|
1. Умеет выражать внутреннюю позицию;
2. Адекватно оценивает свою деятельность и ее результат;
3. Способен адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
|
|
усилиями, трудолюбием, старанием.
4. Доброжелателен, умеет слышать партнера, обоснованно высказывает свое мнение.
|
Нравственно-этическая ориентация
|
1. Осознает и принимает ценности человеческой
жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
2. Осознает ценность труда, науки и творчества;
3. Имеет социальную активность, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством.
|
Шкала оценивания сформированности каждого критерия может быть следующей: 0 баллов – показатель не проявляется, 1 балл – показатель проявляется частично, 2 балла - показатель проявляется в полной мере.
В качестве основных средств мониторинга личностных результатов обучающихся в процессе обучения математике могут выступать задачи регионального содержания [4; 7], проектные задачи [5; 6; 7], разработанные на материале предметной области «Математика». Их возможности были раскрыты автором в ряде работ [2;3]. Кроме того, не следует забывать и о предметных заданиях. Они также обладают достаточным потенциалом в качестве средства мониторинга личностных результатов обучающихся, но здесь следует внимательно относиться к лексическому представлению таких задач.
Так для отслеживания сформированности такого критерия как самоопределение, считаем целесообразным предлагать обучающимся разноуровневые задания, в которых ученик должен аргументировать, почему он выбрал то или иное задание. Например: «Выберите неравенство, которое сможете решить: |x|<3; |x-8|<3+1; |х2-10|x|+5|>3.
Объясните свой выбор. Решите выбранное неравенство. Оцените правильность своего выбора».
Для мониторинга сформированности такого критерия как смыслообразование, на наш взгляд целесообразно использовать вовлечение обучающихся в проектную деятельность, в решение проектных и прикладных задач [6; 7].
Для мониторинга нравственно-этической ориентации, подойдут текстовые задачи, в которых обучающимся прививаются моральные нормы поведения или необходимо сделать моральный выбор; задач, содержание которых ориентирует на формирование и развитие личности обучающихся, на формирование у них чувства патриотизма, национальной и региональной идентичности, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, традициям народов России и родного края и т.п. [4; 7]; задач, которые позволяют показать школьникам «живую математику», «математику с человеческим лицом», приобщить их к местной истории, традициям и культуре.
Список литературы
1. Загвязинский В.И., Закирова А.Т. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика, 1997. № 2. 114 с.
2. Молдыбаева А.И. Содержание обучения математике, ориентированное на формирование личностных результатов образования// Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения. 2016. №3. С. 63-65.
3. Молдыбаева А.И. Формирование самоопределения обучающихся средствами предметной области «математика»//Символ науки. 2016. №3. С. 107-108.
4. Тумашева О.В. Задачи регионального содержания на уроках математики // Математика в школе, 2015. № 7. С. 18 – 20.
5. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева: Красноярск, 2016. – 280 с.
6. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015. № 10. С. 27 – 30.
7. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2016. № 1(35). С. 31 – 34.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.