Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), определяя ресурсную составляющую успешной реализации основной образовательной программы (ООП), одним из необходимых условий обозначил развивающую предметно-пространственную среду детского сада (РППС).

Под развивающей средой в стандарте понимается среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Требования к развивающей среде в истории отечественного дошкольного воспитания впервые были сформулированы в 1932 году. С выходом типового проекта построения детских садов ставился вопрос о групповом оборудовании, об организации жизненного пространства детей. Тогда впервые и были введены термины «игровые уголки», «игровые зоны».

Научная разработка предметно-игрового оборудования для детских садов началась с открытием НИИ дошкольного воспитания в 1960 году. Большой вклад в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий внесли С. Л. Новоселова и Н.Н. Поддьяков.

К середине 70-х годов были разработаны принципы формирования предметной среды, предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, конструкторы, система развивающих игрушек для детей раннего возраста [2].

Во второй половине 80-х годов была разработана концепция и действующая система «компьютерно- игровой комплекс» (КИК), при научном руководстве Н.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой.

Само понятие «предметно-развивающая среда» было введено в лексикон педагогов и дизайнеров после разработки «Концепции дошкольного воспитания».

В 90-х годах вопрос об обогащении предметно-развивающей среды рассматривается в работах В.А. Петровского, Л.М. Клариной, Л.А. Смывиной, Л.П. Стрелковой.

С тех пор и по настоящее время теоретической основой построения развивающей среды в ДОО является концепция построения развивающей среды под редакцией В.А. Петровского «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении».

Предметно-развивающая среда - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально - культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.

По определению C.JI. Новоселовой предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика [2].

Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка [2].

Конкретная реализация принципов построения среды, обозначенных в концепции под редакцией В.А. Петровского, предполагает ее моделирование. Эти принципы учтены при разработке ряда практических пособий по моделированию развивающей среды ДОО. Одним из них является пособие для педагогов и руководителей детских садов «Материалы и оборудование для детского сада» (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова. Москва, ЭЛТИ- КУДИЦ – 2003), в котором авторы впервые попытались выстроить "стержневые" наборы по каждому виду детской деятельности, которые в сумме составляли бы разумный оптимум предметно-развивающей среды. На основе этих позиций, авторами создан один из первых перечней содержания РППС.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования с учетом корректив, вносимых временем и реальной действительностью, определяет следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОО: она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Кроме того, при моделировании РППС необходимо учитывать климатические и национально-культурные особенности региона.

Содержательная насыщенность среды призвана обеспечить все виды детской активности, исходя из специфики образовательной программы.

Для реализации данной  цели немаловажную роль  играет количество игрушек и пособий:  их должно

хватать на каждого желающего. Ребенок не должен «стоять в очереди», чтобы поиграть или позаниматься. В данном контексте педагогу важно определить оптимальное количество игрушек и пособий, исходя из количественного состава группы. В методическом пособии «Реализуем ФГОС ДО: моделирование предметно- пространственной развивающей среды современной дошкольной образовательной организации». (Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Москва, 2014г) рекомендованы спецификации игрушек и оборудования, в том числе с указанием примерного количества в расчете на санитарную норму детей в группе.

Предложенные в пособии спецификации (перечни) оборудования, разработаны на каждую возрастную группу детского сада, физкультурный и музыкальный залы, кабинеты специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и методический кабинет.

Данные перечни авторы предлагают рассматривать как базовые для их возможной модернизации под конкретную образовательную программу ДОО.

Кроме того, содержательная насыщенность предполагает возрастную соотнесенность РППС. В основе возрастного принципа РППС лежат специфичные виды деятельности для каждого возрастного периода, обозначенные в Стандарте и приоритетные задачи образовательных областей.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО перечни игрушек и оборудования представлены в традиционной возрастной классификации. Это обусловлено двумя позициями:

-   облегчить педагогу выбор РППС для своей группы, особенно если это разновозрастная группа или группа кратковременного пребывания различной направленности, из дифференцированного возрастного перечня;

-   максимально исключить повторяемость РППС в смежных возрастах, что является реализацией принципа вариативности и сменяемости, т.к. вариативность, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, предполагает периодическую частичную сменяемость игрового материала, появление новых или забытых детьми игрушек и пособий. 

Кроме того, раздел физического развития дошкольников, где подбор игрового и спортивного оборудования осуществляется с учетом антропометрических данных и уровня физической подготовленности воспитанников, требует более четкой возрастной соотнесенности.

Однако, предложенные перечни РППС характеризуются и некоторой условностью возрастного отнесения материала. Особенности технологий и авторский подход к отбору и компоновке содержания различных примерных образовательных программ определяют тот факт, что деление содержания образовательной работы по возрастам часто носит условный характер.

Соответственно и предметно-развивающая среда  не имеет резко очерченных возрастных границ. Это позволяет максимально учитывать индивидуальные приоритеты воспитанников, особенно в разновозрастных группах.

Вариативность РППС одновременно проявляет себя в двух аспектах. Первый аспект представлен наличием различных пространств для игры, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр и игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей. Кроме того педагогу тоже предоставляется возможность выбора методического обеспечения для организации любой детской деятельности.

Второй аспект предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Вариативностью обеспечивается такое неотъемлемое свойство среды как разноуровневость.     Именно

вариативность позволяет  выстраивать вектор развития для каждого ребенка с учетом его индивидуального развития. Эта позиция делает акцент на процессуальную составляющую, то есть на педагогическую технологию. При организации РППС она прослеживается в идентичных играх и пособиях, одинаковых по смысловому назначению, но разных по уровню сложности развивающих задач.

Можно отметить, что вариативность проецируется на РППС и в разнообразии материалов, из которых изготовлены элементы среды. Это дерево, высококачественный пластик, резина, поролон, разные виды тканей, металл, качество и безопасность которых подтверждаются соответствующими сертификатами.

Такое разнообразие исходных материалов обеспечивает, в том числе, и высокий уровень сенсорного развития.

Способы моделирования   РППС изложены в статье Т.В. Волосовец и С.А. Аверин  «Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования». В данной статье рассматриваются два основных подхода в проектировании РППС. Первый подход заключается в трехмерном компьютерном представлении с помощью графических изображений всех компонентов РППС. Второй подход заключается в построении таблиц с перечнями. Специалисты должны уметь подбирать компоненты РППС: игрушки, игры, дидактические материалы, пособия, спортивное оборудование и инвентарь, мебель, элементы интерьера с учетом требований ФГОС ДО и уже имеющихся в ДОО ресурсов РППС [1].

Использование таблиц со списками необходимых компонентов РППС привычно и доступно для понимания и использования и руководителям ДОО, и педагогам-практикам.

При воплощении идеи размещения компонентов РППС в трехмерном компьютерном представлении с

помощью графических изображений на практике могут возникнуть технические сложности с внедрением в жизнь задуманного. Но есть значимые преимущества данного подхода, во-первых, визуальное представление об индивидуальном размещении компонентов РППС в ДОО и во-вторых, возможность выбора обустройства среды из бесконечного множества вариантов компьютерной графики.

 

Список литературы

1.     Аверин С.А., Коновалова Т.Г., Маркова В.А. Реализуем ФГОС ДО: моделирование развивающей предметно-пространственной среды современной дошкольной образовательной организации. – М., 2014.

2.     Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. — М. 1995.