Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВНУТРИ - И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ТЕМЫ «ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ» В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Магас
ВУЗ:
Дата:
29 мая 2016г.

Формирование системного мышления возможно на основе системного рассмотрения теоретического химического материала и использования, прежде всего, внутри- и межпредметных связей химии с другими дисциплинами естественно-научного цикла [1].

Тема «Высокомолекулярные соединения» обладает огромным потенциалом внутри- и межпредметных связей, не использовать который было бы неправильно, и ее изучение важно по двум причинам. Во-первых, требуется научить учащихся правилам обращения с полимерными материалами и материалами, содержащими высокомолекулярные соединения. Во-вторых, нужно дать им представление о химических основах жизни [2].

В соответствии с концентрическим принципом построения школьного курса химии учащиеся должны получить первое представление о высокомолекулярных соединениях еще в 8-9 классах средней школы. В настоящее время понятие о полимерах вводится при рассмотрении химических свойств этилена в конце 9 класса. Такое узкое рассмотрение, по- нашему мнению, приводит к созданию стереотипа у учащихся. Полимер они представляют как нечто нерастворимое и твердое, типа материала полиэтиленовой пленки или пластиковой бутылки. На самом деле понятие о высокомолекулярных соединениях гораздо богаче.

Понятие о полимерах необходимо ввести еще в 8-9 классах и сделать это следует не при изучении этилена, как это обычно происходит, а гораздо раньше, например, при изучении строения вещества. В процессе дальнейшего изучения химии  также не следует  избегать упоминания о полимерах. Однако подробно рассматривать их свойства не следует. Наконец, во втором полугодии 11 класса целесообразно провести целенаправленное изучение высокомолекулярных соединений. Основанное, главным образом, на их сравнении с низкомолекулярными. При этом всячески следует подчеркивать, что эти особенности связаны с цепным строением молекул полимеров.

Как же именно использовать внутрипредметные связи темы «Высокомолекулярные соединения» при ее преподавании в школьном курсе химии? Ранее [3] было упомянуто, что использование этих связей должно способствовать обобщению и повторению курса химии. Поэтому преподавание данной темы должно строиться с постоянным использованием сравнения свойств низкомолекулярных и высокомолекулярных соединений.

Введение повторительно-обобщающего компонента в преподавании темы «Высокомолекулярные соединения» может быть произведено и через использование внутрипредметных связей при составлении вопросов и задач. Что касается практических занятий, то они обычно сводятся к задачам по распознаванию различных видов полимеров. Полезно демонстрировать учащимся внешний вид различных высокомолекулярных соединений (пластиков, резин, волокон). Необходимо показывать, сравнивая образцы растворов низко- и высокомолекулярных соединений, механические свойства соответствующих твердых тел. В качестве особенных свойств высокомолекулярных соединений можно демонстрировать явление набухания.

Мотивация учащихся к изучению высокомолекулярных соединений может быть повышена за счет использования межпредметных связей. Например, ученик, интересующийся математикой, будет с большим желанием решать задачу, связанную с использованием теории вероятности в химии. Другой задачей, решаемой при использовании межпредметных связей, является формирование у учащегося целостного естественно- научного мировоззрения.

Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления явлений природы и взаимосвязи между ними.

Решение этой задачи успешно осуществляется при совместной, согласованной работе учителей различных дисциплин: природоведения, химии, физики, географии, биологии, математики и т.д.

Рассмотрим те межпредметные связи курса химии, которые касаются формирования основ научно- материалистического мировоззрения учащихся.

Приведем конкретные примеры.

Изучению химии в 8 классе предшествуют курсы природоведения и ботаники, при изучении которых учащиеся получают первоначальные представления о живой и неживой природе. Эти знания, мы считаем, опорными при рассмотрении темы «Первоначальные химические понятия».

Так, в курсе природоведения учащиеся изучали вещества: кислород, углекислый газ, вода и смеси веществ, песок, глину, получили некоторые сведения об использовании угля, руды, нефти, способах разделения смесей. Для углубления и расширения у них знаний предлагаем восьмиклассникам вопросы:

1). Какие вещества, изученные вами в предыдущих классах, относятся к чистым веществам, а какие к смесям?

2). Почему не имеют смысла выражения «молекула воздуха», «молекула гранита», «молекула нефти»? 3). Как отличить речной песок от опилок?

4). Почему нельзя фильтрованием выделить поваренную соль из раствора?

Обсуждение этих вопросов позволяют приступить к формированию понятий «тело» и «вещество» (как один из основных видов материи). Предлагаем учащимся самостоятельно, используя знания из курса физики, природоведения, географии привести примеры тел и веществ.

При изучении первоначальных химических понятий предоставляется возможность развить полученные в курсе природоведения 5-го курса знания о веществе, в курсе физики 7-го класса – физических, химических явлениях, подчеркиваем реальность (объективное существование) атомов и молекул, существование веществ независимо от нашего сознания, объективность свойств веществ.

Изучая тему «Кислород. Оксиды. Горение» даем определения понятий «свойство» и «качество», используя при этом знания о свойствах кислорода, полученные в курсе природоведения.

Связи темы «Высокомолекулярные соединения» с другими предметами имеют взаимный характер.

Преподаватели биологии, физики и математики должны  использовать эти связи для повышения мотивации учащихся, интересующихся химией.

Таким образом, тема «Высокомолекулярные соединения» имеет большой потенциал внутри- и межпредметных связей. Возможны два пути использования внутрипредметных связей для повторения курса химии. Первый – демонстрации обусловленности специфических свойств высокомолекулярных соединений цепным строением их молекул. Второй – решение задач, использующих внутрипредметные связи. Актуализация межпредметных связей темы «Высокомолекулярные соединения» возможна при решении задач, использующих межпредметный материал.

 

Список литературы

1.     Саламов А.Х. Обучение химии на основе межпредметных связей. – Дис… канд. пед. наук. – Москва, 2003.158 с.

2.     Саламов А.Х. и др. Изучение темы «Высокомолекулярные соединения» в курсе химии средней школы. – Материалы XXV Международной научно-практической конференции. – М.: 30 января 2016. с. 91-93.

3.     Саламов А.Х. Межпредметные связи темы «Высокомолекулярные соединения» в курсе химии средней школы. – «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». № 2, 2016.