Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОДРОСТКОВ И СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Аннотация. В статье рассматривается влияния стиля родительского отношения к подростку на формирование у него стиля саморегуляции. Представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление характера взаимосвязи саморегуляции подростка и стиля родительского отношения.

Ключевые слова: саморегуляция, стиль родительского отношения, конструктивность / деструктивность воспитания.

Проблема регуляции психической деятельности относится к числу фундаментальных проблем психологии, исследованию которой посвятили свои работы Б.Г. Ананьев, О.А. Конопкин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Моросанова и др. ученые. Актуальность нашей темы заключается в том, что современное семейное воспитание не всегда можно назвать конструктивным, что отнюдь не способствует развитию саморегуляции подростков. Самой важной задачей родителей является обучение ребенка проживанию своей жизни без их помощи, а это требует определенного уровня самостоятельности, гибкости, умения планировать и оценивать свои достижения.

В нашем исследовании была поставлена цель: выявить характер взаимосвязи стиля родительского отношения и саморегуляции поведения подростка. Под саморегуляцией мы понимаем субъектную активность личности, рефлексию и осознание собственных состояний, причин их возникновения и возможностей изменения, осознанность, целостность, направленность, избирательность, ответственность действий [1].

Подростковый период развития сенситивен для формирования саморегуляции, роль внешней регуляции постепенно уменьшается за счет увеличения роли саморегуляции. Становление регуляторного профиля в подростничестве определяется рядом факторов внешнего и внутреннего порядка. Факторы внутреннего порядка: темперамент, акцентуации характера, особенности потребностно-мотивационной сферы и т.д., факторы внешнего порядка (школа, семья): тактика воспитательно-педагогических взаимодействий, качественная сторона детско-родительских отношений, значимое окружение. Конструктивность стиля семейного воспитания способствует развитию саморегуляции подростков, так как подростку предоставляется достаточно свободы, которая приводит к самостоятельности и ответственности; деструктивность родительского отношения определяет проблемность формирования саморегуляции подростков по причине того, что родители, не доверяя своему ребенку, продолжают контролировать его жизнь.

В ходе работы мы проверяли предположение о том, что конструктивность стиля родительского отношения, для которого характерно принятие личности ребенка, кооперация с ним, способствует развитию оптимального уровня развития компонентов саморегуляции подростков; а деструктивность стиля отношения родителей, характеризующиеся инфантилизацией, авторитарностью, непринятием личности подростка родителями, симбиотичностью отношений, определяет низкий уровень развития компонентов саморегуляции старших подростков.

Для проверки гипотезы была проведена диагностика особенностей саморегуляции пятидесяти подростков и стиля родительского отношения к ним. Для этого использованы методики: «Стиль саморегуляции поведения» (ССП) В.И. Моросановой, «Опросник родительского отношения» А.Я Варги, А.А. Столина.

Анализ полученных результатов позволил установить следующее. Сравнивая полученные средние значения отцов и матерей по методике «Опросник родительского отношения» (рис. 1), мы выяснили, что для отцов характерно большее принятие личности ребенка. Это было для нас неожиданным результатом, поскольку мы предполагали получить противоположные данные. Скорее всего, на наш взгляд, это вызвано тем, что матери больше сил и времени вкладывают в воспитание детей, нежелание отцов заниматься этой сферой семейной жизнедеятельности, или властностью матери, которая «вытесняет» отца на периферию воспитательного процесса, не доверяя ему эту ответственность.

Мать готова в больше степени кооперироваться с ребенком, занимаясь его делами, одновременно она склонна выстраивать с ребенком симбиотические отношения, что доказывает известный факт тесных эмоциональных связей в диаде «мать-ребенок», которые формируются еще на стадии беременности, а также доминантность матерей, которые не позволяют «покорному» ей отцу ребенка разорвать эти связи.

Рисунок 1- Средние значения испытуемых по методике «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга - А.А. Столин)

Шкалы: 1 – принятие, 2 – кооперация, 3 – симбиоз, 4 – контроль, 5 – неудачи

 

 По методике «Стиль саморегуляции поведения – 98» (ССП-98 Моросановой В.И., Коноз Е.М.) установлено, что большинство подростков демонстрируют средний и низкий уровень сформированности механизмов саморегуляции: только у семи испытуемых она развита высоко, что объясняется не только возрастными особенностями, но и стилем родительского отношения (рис. 2).




Рисунок 2. - Гистограмма результатов по опроснику «Стиль саморегуляции поведения – 98» (ССП-98 Моросановой В.И., Коноз Е.М.)

Шкалы: 1 – планирование, 2 – моделирование, 3 – программирование,4 – оценивание, 5 – гибкость, 6 – самостоятельность, 7 – общий уровень саморегуляции

 

Доказательством служат полученные данные о том, что мать, пытаясь совместить традиционные отцовские функции со своими, традиционно материнскими (контроль и эмоциональная поддержка) становится неэффективным воспитателем в плане формирования механизмов саморегуляции.

Это противоречие в отношении матери к ребенку приводит к противоречиям саморегуляции подростка: принятие его личности матерью одновременно способствует формированию гибкости и снижает его самостоятельность.

Одновременно  конструктивный   стиль  ее  воспитания  частично  способствует  индивидуальной развитости и адекватности оценки подростком себя и результатов своей деятельности и поведения.

Результаты расчетов коэффициента ранговой корреляции Спирмена по методикам «Опросник

родительского отношения» А.Я. Варги, В.В. Столина и «Стиль саморегуляции поведения – 98» (ССП-98 Моросановой В.И., Коноз Е.М.) представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. – Сводная таблица статистических данных ранговой корреляции Спирмена для изучения взаимосвязи показателей стиля семейного воспитания и саморегуляции личности подростка

 

Опросник родительского

отношения

Опросник «Стиль саморегуляции поведения – 98»

(ССП-98 Моросановой В.И., Коноз Е.М.)

1

2

3

4

5

6

7

мать

Принятие-отвержение

-0, 161

0,007

0,024

0,15

0,245

-0,214

-0,029

Образ соц. желательности

поведения

 

-0,072

 

0,007

 

0,024

 

0,233

 

0,013

 

0,128

 

0,04

Симбиоз

0,088

0,034

0,09

0,199

0,07

-0,026

0,044

Авторитарная

гиперсоциализация

 

0,153

 

-0,046

 

-0,078

 

0,073

 

0025

 

0,103

 

0,073

«Маленький неудачник»

0,102

-0,028

0,066

-0,037

-0,029

-0,077

-0,173

отец

Принятие-отвержение

0,129

0,116

-0,003

0,001

0,163

-0,08

0,085

Образ соц. желательности

поведения

0,037

0,037

0,01

0,022

-0,045

 

0,228

-0,046

Симбиоз

0,073

0,076

0,142

-0,103

-0,027

0,064

-0,069

Авторитарная

гиперсоциализация

 

0,258

0,175

 

0,321*

0,01

0,16

-0,013

0,165

«Маленький неудачник»

0,126

0,123

0,081

0,325*

0,277*

-0,086

0,164

0,27 при p    0,05*

Примечание: R критическое                0,35 при p    0,01** при n=50

 

Шкалы: 1 – планирование, 2 – моделирование, 3 – программирование, 4 –оценивание результатов, 5 – гибкость, 6 – самостоятельность, 7 – общий уровень саморегуляции.

 

Отец играет более значимую роль в формировании саморегуляции подростка, чем мать. Контролирующий, авторитарный отец (что нами в данном контексте рассматривается как конструктивность) способствует развитию таких компонентов саморегуляции как самостоятельность и гибкость.

Даже такое неконструктивное отношение отца к ребенку как к «маленькому неудачнику» способствует развитию и повышению адекватности самооценки, формирует способы оценки результатов. Подросток учится адекватно оценивать факт рассогласования полученных результатов с целью деятельности и приведшие к нему причины, гибко адаптируется к изменению условий. Такое, на первый взгляд, негативное восприятие отцом своего ребенка приводит к позитивным результатам: развивает способности перестраивать, вносить коррекции в систему саморегуляции при изменении внешних и внутренних условий, что в конечном итоге способствует успешной социализации ребенка. Скорее всего, явная «нехватка» отца в семейного системе воспитания  стимулирует подростка к определенным достижениям для «завоевания» авторитета в глазах отца.

Таким образом, уровень сформированности компонентов саморегуляции подростков объясняется не только их возрастными особенностями, но и стилем родительского отношения. Конструктивный стиль пособствует индивидуальной развитости и адекватности оценки подростком себя и результатов своей деятельности и поведения, и, наоборот, деструктивность родительского отношения, а именно совмещение матерью традиционно отцовских функций с материнскими при дистанцированном отце становится неэффективным в плане формирования механизмов саморегуляции подростка.



Список литературы

 

1.        Басов М.Я. Общие основы педологии / М.Я. Басов. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. – 776 с.

2.        Зейгарник Б.В. и др. Саморегуляция поведения в норме и патологии /                  Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. – 1989. – № 2. – С. 122- 132.

3.        Конопкин О.А. Общая способность саморегуляции как фактор субъектного развития / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. – 2014. – № 2. – С. 128-135.

4.        Конопкин О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности /      О.А.Конопкин // Вопросы психологии. – 2008. – № 3. – С. 22-34.

5.        Моросанова В.И. Саморегуляция и самознание субъекта / Е. А. Аронова,         В.И. Моросанова // Психологический журнал . – 2008. – № 1. – С. 14-22.

6.        Психология подростка: Учеб. / Под ред. А.А. Реана. - СПб. : прайм-ЕВРО - ЗНАК, 2003. – 480 с.