Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [5] педагогам и психологам следует развивать личность ребенка таким образом, чтобы воспитанник мог быть активным участником коммуникативной ситуации. Ребенок должен уметь вступать в коммуникацию: как с взрослыми, так и со сверстниками.

Одну из актуальных на сегодняшний день проблем, требующих теоретического и практического решений, представляет собой поиск средств, способов и методов формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста. Вышеизложенная проблема рассматривается психологами и педагогами, такими как: Т.П. Авдулова, М.И. Лисина, Л.А. Петровская, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева, Н.М. Юрьева и др.

Не менее актуальным вопросом современности является воздействие процесса обучения иностранному языку на воспитанников дошкольных образовательных организации (Т.А. Благовещенская, И.В. Вронская, А.В. Белокурова, М.Д. Гальскова, Е.И. Негневицкая, В.Н. Мещерякова и др.). Мы предлагаем использовать иностранный язык как средство формирования коммуникативной компетентности детей.

Для начала проанализируем понятие «коммуникативная компетентность».

С позиции В.Н. Куницыной коммуникативная компетентность – это «умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций» [3, с.18].

Ю.М. Жуков дает следующее определение коммуникативной компетентности - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение.

С трудах доктора психологических наук И.А. Зимней можно встретить определение, согласно которому коммуникативная компетентность - это взаимодействие человека с другими людьми в процессе общения [2].

По мнению Е.В. Руденского коммуникативную компетентность можно рассматривать с точки зрения входящих в нее умений:

-   умение осуществлять прогнозирование в предстоящей ситуации общения;

-   умение программировать процесс общения;

-   умение управлять процессами общения в коммуникативной ситуации.

С точки зрения О.М. Казарцевой коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки, которые необходимы для понимания чужих и формирования собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

Проанализировав определения мы пришли к выводу, что под коммуникативной компетентностью понимают способность вступать и продуктивно поддерживать контакт с другими людьми.

Основываясь на том, что коммуникативная сфера ребенка влияет на все его успехи и достижения дошкольного возраста, а именно: на развитие психических процессов, на формирование личности ребенка и основ его мировоззрения, на возникновение произвольности поведения, необходимо помочь дошкольнику обрести необходимые умения [1].

Мы выделили те умения, которые, на наш взгляд, представляют собой коммуникативную компетентность дошкольников:

-     умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, опираясь на нормы общения и поведения;

-   умение понимать эмоции других людей;

-   умение разумно выходить из конфликтных ситуаций;

-   умение быть инициатором коммуникативной ситуации;

-   умение задавать и отвечать на вопросы, вести беседу.

Существуют разные подходы формированию умений коммуникативной компетентности дошкольников.

Например, Я.М. Колкер и Е.С. Устинова предлагают использовать две группы методов, позволяющих оказывать положительное влияние на коммуникативную сферу ребенка.

Первая группа методов - это методы накопления содержания детской речи, которые включают в себя: наблюдение, обследование предметов, осмотры помещений, экскурсии, рассматривание картин, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.

Вторая группа методов – это методы, направленные на закрепление и активизацию словарного запаса, развитие его смысловой стороны: это рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что иностранный язык в дошкольный период рассматривается как средство формирования интеллектуальных возможностей детей, как средство развития личности ребенка, и мы полагаем, что иностранный язык может являться и средством формирования умений коммуникативной компетентности.

Подтверждение нашим предположениям можно найти в учебном пособии Н.А. Тарасюка, где он пишет, что «через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, то есть овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования» [4, с.6].

Речевое общение дошкольников на английском языке выступает достаточно специфическим видом деятельности в данном возрастном периоде, однако, этот вид деятельности можно рассматривать как основу для формирования коммуникативной компетентности детей.

Дело в том, что в самом процессе обучения иностранному языку ребенка наблюдается коммуникативная направленность, и закладываются типичные формы общения: как с взрослыми, так и со сверстниками.

Для того чтобы добиться наибольшего эффекта формирования коммуникативной компетентности дошкольников, необходимо учитывать следующие особенности организации воспитательно- образовательного процесса по английскому языку:

1.   Высокий уровень иноязычного общения среди детского коллектива. Необходимо организовывать ситуации, в которых дети общаются друг с другом, договариваются, просят что-то и т.д.;

2.    Развитие языковой способности. Важно контролировать адекватное использование выбранных ребенком средств общения, корректировать их в случае ошибки. Делать акцент на соблюдение речевого этикета;

3.   Мотивировать детей к иноязычной речевой деятельности. Только если дошкольникам интересен процесс обучения, можно будет добиться необходимого результата;

В процессе образовательной деятельности по иностранному языку педагог может использовать формы работы, которые будут способствовать формированию коммуникативной компетентности. К ним можно отнести: игровая деятельность, диалог, беседа, опрос, проективная деятельность, деятельность с дидактическими материалами.

Мы убеждены, что грамотная организация педагогом всего воспитательно-образовательного процесса по обучению дошкольников английскому языку будет способствовать формированию коммуникативной компетентности на должном уровне.

 

Список литературы

 

1.        Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника: учебное пособие / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. - М: Прометей, 2013. – 138 с.

2.        Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

3.        Куницина В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Поголыпа. - Спб.: Питер, 2001. - 544 с.

4.        Тарасюк Н. А. Обучение иностранному языку дошкольников: вопросы теории и практики (на примере английского языка): учебное пособие / Н.А. Тарасюк. - Курск: Изд-во Курск. гос. ун- та, 2003. - 164 с.

5.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.