13 февраля 2016г.
В рамках проведения мероприятий по работе психолога с педагогическим коллективом была поставлена задача: провести обследование сотрудников на склонность к конфликтным ситуациям и устойчивость к стрессам. Цель, которая при этом преследовалась – это снижение вероятности эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности. Нами было проведено исследование педагогического коллектива МОУДОД Дом Детского Творчества городского округа – города Нововоронеж, на тему «Развитие личностных характеристик определяющих успешность в профессиональной деятельности».
Исследование проводилось по четырем анкетам, которые привел в своей книге коллектив авторов под руководством академика М.К. Тутушкиной Практическая психология для преподавателей/ М.К. Тутушкина и др.– М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328с.
- Особенности системы субъективного профессионального контроля (самооценка на основе ретроспективного анализа педагогической деятельности).
- Успешность контроля в общении.
- Анкета по выявлению характера контроля в педагогической деятельности.
- Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». В ходе анализа материалов получены следующие результаты.
Особенности системы субъективного профессионального контроля (самооценка на основе ретроспективного анализа педагогической деятельности).
Предлагаемая анкета составлена на основе анализа основных затруднений в самоконтроле на занятиях, выделенных в результате опроса учителей и анализа посещаемых уроков.
Данный анализ показал, что в целом педагогический коллектив ДДТ проявляет достаточное самообладание и самоконтроль на занятиях. А именно: при общем диапазоне от + 47 до - 33 баллов, диапазон полученных данных, оценѐнных педагогами в баллах, представлен шкалой от 0 до 27 баллов. Отрицательной суммы баллов в результате обработки данных анкетирования у педагогов отмечено не было. Это говорит о наличии самоконтроля за поведением в их педагогической деятельности, а также довольно высоком самообладании в критических, конфликтных ситуациях, возникающих во время работы в кружках. В целом педагоги неплохо справляются и с тем, что могут отстраниться на время проведения занятия от личных повседневных забот и неурядиц и мобилизовать себя на плодотворную работу с детьми.
Успешность контроля в общении.
Анализ результатов данного анкетирования показал:
- 50% педагогов со средним коммуникативным контролем, то есть они искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своѐм поведении с окружающими людьми;
10% педагогов с высоким коммуникативным контролем, то есть он легко входит в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Также они постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Хотя у таких людей затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций.
Педагогов с низким коммуникативным контролем в педагогическом коллективе ДДТ выявлено 40% опрошенных. Их поведение устойчиво. Но они не желают изменять его в зависимости от ситуации. Способны к искреннему самораскрытию в диалоге, но в общении их могут считать не слишком удобными, из-за прямолинейности.
Данные результаты анализа свидетельствуют о наличии необходимых условий для создания на кружковых занятиях субъект-субъектных отношений и атмосферы диалога и сотрудничества между педагогами и воспитанниками.
Анкета по выявлению характера контроля в педагогической деятельности.
50% педагогов ДДТ руководствуются преимущественно внутренней системой профессионального контроля, у 50% педагогов неустойчивая система контроля (ситуативно предпочитают внешний или внутренний контроль).
Педагогов ДДТ тяготеющих к внешнему контролю не выявлено.
Таким образом, проведѐнный подробный анализ ответов педагогов раскрывает положительные компоненты их педагогической деятельности, а также недостаточно совершенные стороны самой личности педагога, так, например, недостаточная уверенность в себе, недостаточной настойчивости в отстаивании своих убеждений. Среди положительных качеств педагогов ДДТ можно отметить их любовь к своим воспитанникам, высокую профессиональную ответственность и контроль над своим поведением, довольно высокую эмоциональную уравновешенность. Педагоги постоянно занимаются самоанализом и самоконтролем своей профессиональной деятельности и непрерывно ведут работу по самосовершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры.
Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». Проведѐн опрос педагогов на оценку уровня конфликтности личности. К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:
1. Соперничество (соревнование, конкуренция) – как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
3. Компромисс.
4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Людей, использующих стиль конкуренции (соперничества), активных и предпочитающих идти к разрешению конфликта собственным путѐм. В коллективе ДДТ обнаружено не было.
Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование еѐ, перекладывание ответственности за решения на другого человека, отсрочка решения и т.п. Таких педагогов среди опрошенных обнаружилось 25%, для них этот стиль поведения в конфликте не является единственным. Параллельно приемлемым для педагогов является и приспособление, сотрудничество и компромисс.
Приспособление обнаружено у 58% опрошенных – это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это поведение основано на уступках, согласии и принесении в жертву собственных интересов.
Тот, кто следует стилю сотрудничества 42%, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идѐт их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество – самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.
При использовании стиля компромисса 42% обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путѐм торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне – один уступает в чѐм-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идѐт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.
Таким образом, результаты проведенной диагностики можно использовать в дальнейшей работе с педагогами: при планировании мероприятий, направленных на повышение устойчивости к стрессам и профилактику эмоционального выгорания, для выбора актуальных направлений просветительской деятельности, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности (беседы, лекции, семинары), а также при проведении индивидуальных и групповых консультаций.
Можно считать задачи исследования выполненными, а цели достигнутыми.