Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСПЕШНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Нововоронеж
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

В рамках проведения мероприятий по работе психолога с педагогическим коллективом была поставлена задача: провести обследование сотрудников на склонность к конфликтным ситуациям и устойчивость к стрессам. Цель, которая при этом преследовалась – это снижение вероятности эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности. Нами было проведено исследование педагогического коллектива МОУДОД Дом Детского Творчества городского округа – города Нововоронеж, на тему «Развитие личностных характеристик определяющих успешность в профессиональной деятельности».

Исследование проводилось по четырем анкетам, которые привел в своей книге коллектив авторов под руководством академика М.К. Тутушкиной Практическая психология для преподавателей/ М.К. Тутушкина и др.–   М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. – 328с.

-        Особенности системы субъективного профессионального контроля (самооценка на основе ретроспективного анализа педагогической деятельности).

-   Успешность контроля в общении.

-   Анкета по выявлению характера контроля в педагогической деятельности.

-   Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». В ходе анализа материалов получены следующие результаты.

Особенности системы субъективного профессионального контроля  (самооценка на основе ретроспективного анализа педагогической деятельности).

Предлагаемая анкета составлена на основе анализа основных затруднений в самоконтроле на занятиях, выделенных в результате опроса учителей и анализа посещаемых уроков.

Данный анализ показал, что в целом педагогический коллектив ДДТ проявляет достаточное самообладание и самоконтроль на занятиях. А именно: при общем диапазоне от + 47 до - 33 баллов, диапазон полученных данных, оценѐнных педагогами в баллах, представлен шкалой от 0 до 27 баллов. Отрицательной суммы баллов в результате обработки данных анкетирования у педагогов отмечено не было. Это говорит о наличии самоконтроля за поведением в их педагогической деятельности, а также довольно высоком самообладании в критических, конфликтных ситуациях, возникающих во время работы в кружках. В целом педагоги неплохо справляются и с тем, что могут отстраниться на время проведения занятия от личных повседневных забот и неурядиц и мобилизовать себя на плодотворную работу с детьми.

Успешность контроля в общении.

Анализ результатов данного анкетирования показал:

-   50% педагогов со средним коммуникативным контролем, то есть они искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, считаются в своѐм поведении с окружающими людьми;

10% педагогов с высоким коммуникативным контролем, то есть он легко входит в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Также они постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. Хотя у таких людей затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций.

Педагогов с низким коммуникативным контролем в педагогическом коллективе ДДТ выявлено 40% опрошенных. Их поведение устойчиво. Но они не желают изменять его в зависимости от ситуации. Способны к искреннему самораскрытию в диалоге, но в общении их могут считать не слишком удобными, из-за прямолинейности.

Данные результаты анализа свидетельствуют о наличии необходимых условий для создания на кружковых занятиях субъект-субъектных отношений и атмосферы диалога и сотрудничества между педагогами и воспитанниками.

Анкета по выявлению характера контроля в педагогической деятельности.

50% педагогов  ДДТ руководствуются преимущественно внутренней системой профессионального контроля, у 50% педагогов неустойчивая система контроля (ситуативно предпочитают внешний или внутренний контроль).

Педагогов ДДТ тяготеющих к внешнему контролю не выявлено.

Таким образом, проведѐнный подробный анализ ответов педагогов раскрывает положительные компоненты их  педагогической деятельности, а  также  недостаточно  совершенные  стороны самой личности педагога, так, например, недостаточная уверенность в себе, недостаточной настойчивости в отстаивании своих убеждений. Среди положительных качеств педагогов ДДТ можно отметить их любовь к своим воспитанникам, высокую профессиональную ответственность и контроль над своим поведением, довольно высокую эмоциональную уравновешенность. Педагоги постоянно занимаются самоанализом и самоконтролем своей профессиональной деятельности и непрерывно ведут работу по самосовершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры.

Тест К. Томаса «Стратегии поведения в конфликтной ситуации». Проведѐн опрос педагогов на оценку уровня конфликтности личности. К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1.     Соперничество (соревнование, конкуренция) – как стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

2.    Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3.   Компромисс.

4.      Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.

5.     Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Людей, использующих стиль конкуренции (соперничества), активных и предпочитающих идти к разрешению конфликта собственным путѐм. В коллективе ДДТ обнаружено не было.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование еѐ, перекладывание ответственности за решения на другого человека, отсрочка решения и т.п. Таких педагогов среди  опрошенных обнаружилось 25%, для них этот стиль поведения  в конфликте не является единственным. Параллельно приемлемым для педагогов является и приспособление, сотрудничество и компромисс.

Приспособление обнаружено у 58% опрошенных – это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это поведение основано на уступках, согласии и принесении в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества 42%, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идѐт их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов  обеих сторон, который  требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество – самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса 42% обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается  путѐм торга и обмена, уступок.  В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне – один уступает в чѐм-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идѐт не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Таким образом, результаты проведенной диагностики можно использовать в дальнейшей работе с педагогами: при планировании мероприятий, направленных на повышение  устойчивости к стрессам и профилактику эмоционального выгорания, для выбора актуальных направлений просветительской деятельности, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности (беседы, лекции, семинары), а также при проведении индивидуальных и групповых консультаций.

Можно считать задачи исследования выполненными, а цели достигнутыми.