Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

В любой сфере профессиональной деятельности личности для самореализации и саморазвития потенциальных возможностей необходимо владеть способностью осмысливать, осознавать собственную деятельность, собственное отношение к различным проявлениям своей активности. Основополагающая роль в этом отводится проявлениям рефлексивности индивида, которыми можно считать процессы самопознания, самонаблюдения, самоконтроля, саморегуляции и понимания своих действий. В творческой деятельности в процессе реализации художественного потенциала рефлексивный механизм обеспечивает активацию всех структурных компонентов данного потенциала: креативной мотивации, эмоциональной направленности (практической, эстетической, романтической), открытости к внутреннему опыту переживаний, образного представления окружающей действительности, способность к эмпатии. Через рефлексивное изменение ценностно-смыслового поля личности создается направленность и основа для ее развития и самореализации в художественной деятельности.

Анализ подходов к пониманию понятия «рефлексия» позволил определить его как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (Н.Г Алексеев, В.К. Зарецкий, Е.И. Исаев, Я.А. Пономарев, С.Ю. Степанов, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и др.). А.С Шаров определяет данное понятие как психологический механизм, который оформляет сознание и самосознание человека. Рефлексия также является функциональным органом субъективности человека, посредством которой происходит изменение его внутреннего мира. По мнению В.И. Слободчикова, рефлексивный процесс представляет собой условия, необходимые для осуществления действия осознания – объективации. Рефлексия собственной деятельности, самого себя помогает человеку уловить то ценное и важное, что появилось в процессе деятельности, а именно: способность к изменению и созданию качественно нового, что придает этой деятельности творческий характер [1; 2].

По мнению ряда ученых (Н.Г Алексеева, В.К. Зарецкого, О.И. Никифорова, Я.А. Пономарева, И.Н. Семенова, С.Ю. Степанова и др.) рефлексивный механизм играет важную роль в реализации художественных возможностей личности, так как способствует возникновению инсайта «внутреннего озарения». Человек входит в особое состояние творения, позволяющее ему расширить свое личное пространство, соприкоснуться с иным уровнем самосознания, самоощущения, с реальностью своего высшего, творческого «Я» (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин), что дает возможность реализовывать человеку потенциальные возможности своего внутреннего мира. Рефлексивные процессы в творческой деятельности дают возможность личности выражать эмоциональные переживания в художественных образах, в продуктах деятельности. Рожденные творческой рефлексией, данные продукты, влияют на окружающих людей, побуждая их продолжать рефлексивный процесс, уже с позиции наблюдателей. Таким образом, рефлексивное движение задает динамику в творческом развитии и реализации художественного потенциала, от художника к зрителю, изменяя его отношение к окружающей действительности.

На факультете искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета в течение 2000–2017 годов в рамках опытно-экспериментального исследования нами осуществлялся комплекс мер, способствующих реализации художественного потенциала студентов, был проведен анализ особенностей рефлексивных процессов студентов творческих специальностей на разных этапах обучения, установлена их взаимосвязь с развитием художественного потенциала. Были выявлены следующие уровни реализации художественного потенциала: познавательно-репродуктивный, эмоционально-осознанный, ценностно-смысловой, рефлексивно-продуктивный,  и созидательно- преобразовательный [3].

Познавательно-репродуктивный уровень предполагает приобретение студентами знаний о себе, как субъекте творческого познания объективной реальности. Данный этап включает самопознание личностью своих индивидуальных возможностей, осмысление студентом своего индивидуального своеобразия, формирующегося в процессе его собственной творческой активности. На данном уровне у исследуемой личности не сформированы такие психологические механизмы рефлексии, как абстрагирование и преобразование, образное ассоциирование, способность к использованию взаимосвязи таких психологических процессов как эмоционального и рационального уровней художественного мышления, которые эффективно влияют на развитие художественного потенциала личности.

Эмоционально-осознанный уровень характеризуется наличием у студентов способности понимать и осознавать свои чувства и эмоциональные переживания, способности к распознаванию эмоций других людей, наличие эмпатии. Через эмоциональное переживание студенты способны глубже понимать идею, смысл своего творчества и преобразовывать свои личностные идеалы во всеобщие значимые ценности. На данном уровне у студентов происходит постижение своего внутреннего мира (психологизация) и определяется наличие высокой впечатлительности, наблюдательности, отмечается общий уровень развития волевых качеств: ответственности, решительности, настойчивости, самостоятельности и инициативности в реализации своих идей; выдержки, высокой работоспособности, энергичности и умения управлять собой.

Ценностно-смысловой уровень характеризуется пониманием личностью смысла педагогической и художественной деятельности. На данном уровне у студентов формируется художественно-творческое сознание. Эстетическая направленность восприятия студентов способствует формированию ценностно- смысловых ориентаций личности и ценностно-смыслового отношения к педагогической и творческой деятельности, основой которых является внутренняя потребность в красоте. Данный уровень предполагает наличие у студентов следующих характеристик: способности к накоплению интеллектуально-художественных и изобразительно-технических умений и навыков, эмоционально-эстетических переживаний; осознания и понимания эстетических и художественных качеств искусства и действительности, проявления способности оценивать, переживать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности.

Для личности с рефлексивно-продуктивным уровнем характерно наличие самоконтроля, способности к саморегуляции, умение снимать чувство страха и фрустрация, умение контролировать свои эмоции, преодолевать препятствия на пути к достижению цели, активность деятельности, способность быстро устанавливать творческое взаимодействие в образовательном процессе, умение  понимать проблемы, переживания собеседника. Студенты способны легко переключаться с одного вида деятельности на другой и достигать высокой производительности в творчестве; сохранять стабильность творческой активности в обучении, даже в условиях ситуациях неудачи. Для них свойственна гибкость поведения, частая смена настроения, быстрая реакция на окружающие события и явления.

У испытуемых с созидательно-преобразовательным уровнем развития художественного потенциала отмечается высокий уровень самосознания, самооценки и эмоционально-ценностного отношения к себе, развита способность самостоятельно ставить цели в деятельности и осуществлять задуманное, тем самым обретая контроль над своей жизнью. Личностно-профессиональными характеристиками студентов на данном уровне являются: потребность в самовыражении и самосовершенствовании, способность к преобразованиям, креативное отношение к себе и окружающему миру, способность видеть и понимать вариативность решений, генерировать оригинальные идеи, быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. На данном уровне студенты обладают гибкостью в реализации ценностей в поведении, абстрактностью и ассоциативностью, взаимодействием эмоционального и рационального  уровней творческого мышления, высокой чувствительностью к собственным переживаниям и потребностям, выраженной  способностью принятия себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, высокой степенью познавательных потребностей.

В заключении хотелось бы отметить, что рефлексивные процессы в творческой деятельности позволяют индивиду фиксировать «внутренний взгляд» на самом себе, определять значимость и смысл эмоциональных переживаний, художественно-эстетического опыта, тем самым открывать для себя новые возможности самосовершенствования и саморазвития художественного потенциала. Учет индивидуальных особенностей рефлексивных процессов личности студента позволяет подобрать для него максимально эффективные инструменты воздействия с целью вывода его художественного потенциала на приемлемый уровень для осуществления профессиональной деятельности.

 

Список литературы

 

1.   Лепский, В.С. Рефлексивный подход: от методологии к практике [Текст] / В.С. Лепский. – М. :«Когито-Центр», 2009. – 447 с.

2.    Семенов, И.И., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы исследования [Текст] / И.И. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии, 1985. – № 3. – С. 31–40.

3.   Сычева, И.В. Психологические особенности реализации художественного потенциала в процессе личностного становления студентов-дизайнеров [Текст] / И.В. Сычева // Развитие личности – как стратегия современной системы образования : материалы Международной научно-практической конференции (Воронеж, 22-23 марта 2016 г.) / [под ред. И.Ф. Бережной, С.В. Поповой]. Часть 1. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2016. – С. 349–353.