Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Психологическое благополучие – это состояние «внутреннего мира» каждого человека. Кроме того, психологическое благополучие тесно связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность. Именно поэтому так важно изучить особенности психического и психологического здоровья.

Изучением феномена «психологическое благополучие», занимались такие ученые, как Н. Брэдбёрна, А.А. Кроник [3].

Зарубежные психологи, такие как: А. Маслоу [4], К. Роджерс [5] - рассматривали проблемы позитивного психологического функционирования личности.

Учебная деятельность осуществляется успешно, если учащиеся не только физически здоровы и развиты, но и психологически благополучны. Именно поэтому психологическое благополучие должно быть основной целью в системе образования.

Исследованиями психологического благополучия студентов стали заниматься не так давно, но при этом объем научно-исследовательских работ продолжает расти, разрабатываются психометрически обоснованные инструменты стали доступны.

Исследователь Л.В. Карапетян [2] в своих научных работах описывал «психологическое благополучие» как совокупность социальных, культурных, экономических, психологических, физических и духовных факторов».

К. Рифф [6] разработал базисную многомерную модель психологического благополучия, которая стала наиболее популярной среди других исследователе. Данная модель включает в себя шесть основных элементов психологического благополучия:

1.                   самопринятие,

2.                   позитивные отношения с окружающими,

3.                   автономию,

4.                   управление окружающей средой (компетентность),

5.                   наличие целей в жизни

6.                   личностный рост.

На основе теории, разработанной К. Риффом [6] о психологическом благополучии – был создан опросник, который получил широкое применение при изучении различных сфер психологического благополучия.

Степень психологического благополучия определяется различными субъективными и объективными факторами, в том числе характеристиками окружающей среды, степенью влияния которых определяется их значимость для личности.

Отечественные психологи, изучая психологическое благополучие, представили свою многоуровневую модель, автором которой является А.В. Воронина [1]. Данная модель включала в себя 3 уровня психологического благополучия, таких как: психосоматическое, психическое, психологическое здоровье. Для каждого уровня автор предлагает, как субъективные параметры измерения, так  и объективные, которые оцениваются внешними  экспертами. Также, психологи делают акцент на взаимосвязи отдельных элементов психологического благополучия и их взаимосвязь с различными индивидуальными и общественными факторами.

Студенческие годы - это период профессионального становления, обусловливающий возникновение различных кризисов (адаптации, «вырывания корней», профессионального становления), способных изменить или снизить уровень психологического благополучия студентов

Основные характеристики успешной учебной деятельности: адекватная оценка своих возможностей при постановке конкретной цели; несение ответственности за ту работу, которую выполняет студент, стремление к положительному выполнению запланированной работы; целеустремленность, навыки рефлексии и умение принимать достойно свои неудачи.

Факторами, влияющих на психологическое благополучие студентов, можно назвать: высокий уровень умений и навыков саморегуляции, а также достижения в учебно-профессиональной деятельности. Сюда же относятся материальный достаток, успешное обучение, достижения в спорте, личностный рост, любимое хобби, хорошие семейные отношения, личные взаимоотношения. Не стоит забывать и о составе семьи: дети, проживающие в полной семье более благополучны, чем их ровесники, проживающие с одним из родителей, или воспитывающиеся в детском доме.

После окончания обучения – успешное трудоустройство, создание своей собственной семьи, путешествия или смена места жительства (на улучшенные условия, например, приобретение своей собственной квартиры), а также постоянный личностный рост, самообразование и самосовершенствование.

Проанализировав состояние данной проблемы на сегодняшний день, можно сказать, что психологическое благополучие студентов носит субъективный характер и выражается в осознании ими своей жизни (целей, смыслов, достигнутых результатов - когнитивный компонент) и переживаниях за реализацию целей, за своё поведение в окружающем мире (эмоциональный компонент).

 

Список литературы

 

1.   Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа [Текст] / А. В. Воронина // Сибирский психологический журнал. – 2005. –No 3. –С. 142- 145.

2.   Карапетян Л.В. Анализ типов базовых жизненных установок [Текст] / Л.В. Карапетян // Известия Уральского государственного университета. – 2010 – No 1 (71). – С. 126-134.

3.      Кроник А.А. К аузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии  в психологии жизненного пути[Текст] / А.А. Кроник, Ахмеров Р.А. // – Москва: Смысл, 2008. – 284 с.

4.    Маслоу А.Г. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья / А.Г. Маслоу // Москва, 2010 - 258 с.

5.   Роджерс К. Р. Гуманистическая психология. Теория и практика / К. Р. Роджерс // Издательство:«МОДЭК», «НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет», 2013 – 456 с.

6. Ryff C.D. Psychological Well-Being //Encyclopedia of Gerontology. – 1996. – Vol. 2. – P. 365–369.