19 мая 2018г.
Проблема самоопределения студентов художественных специальностей связана с потребностью общества в художниках, дизайнерах, архитекторах, декораторах, скульпторах и востребованностью данных специалистов в современных социально-экономических условиях. Как показывает практика, большая часть выпускников художественных отделений вузов, училищ занимается на первых этапах профессионального самоопределения педагогической деятельностью. Работодатели от молодых специалистов, устраивающихся на работу, требуют опыта работы, определенного уровня самосознания, самостоятельности, компетентности и уровня развития художественного потенциала. Поэтому важное значение в решении этого вопроса имеет обеспечение высокой мотивации студентов к учебно-профессиональной деятельности, а также в становлении и развитии их профессионального мастерства, психологической культуры в разнообразных формах художественной деятельности.
Мотивацию учебно-профессиональной деятельности мы рассматриваем, как соотнесение целей, которые студент стремится достичь, внутреннею активность его личности и использование педагогами стратегий инновационного обучения. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Важным является тот факт, что мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой [1, 2]. Мотивация определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося, субъективными особенностями педагога и спецификой учебного предмета [1].
Молодые люди, выбирающие своей профессией творческую специальность, часто не знают ни основных ее характеристик, ни требований, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим качествам будущего специалиста, ни реальных жизненных перспектив, связанных с этой профессией. Необоснованный выбор может в дальнейшем привести к нежеланию работать по данной специальности, процесс профессионального самоопределения в этом случае приобретает длительный, затяжной характер, что отрицательно скажется на развитии личности в целом.
Наше исследование было посвящено изучению учебно-профессиональной мотивации художников- педагогов и дизайнеров – студентов 1–3 курсов на факультете искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета. В течение 2016-2018 г.г. были использованы следующие методики: диагностика мотивационной структуры личности по В. Э. Мильману, методика «Изучение мотивации обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), методика незаконченных предложений [4].
В результате исследования было определено, что наиболее выраженным параметром из всех шкал мотивационных профилей у студентов является параметр творческой активности, при этом занижен общежитейский, что свидетельствует о низкой социальной активности и адаптированности. У студентов преобладающим мотиватором является «овладение профессией». Данный результат определен спецификой требований к студентам в процессе обучения: учебная программа на факультете искусств и художественного образования представляет собой задания, предполагающие высокий уровень практических навыков учащихся. Также для студентов ведущим мотивом является творческая самореализация, связанная с профессиональной компетентностью. Высокая выраженность данных показателей обусловлена спецификой профессионального выбора и особенностями возрастной психологии студентов. Студенты видят свою будущую профессию интересной и перспективной, с возможностью самореализации. Основными их демотиваторами в учебном процессе являются предметы, требующие теоретической подготовки, точные науки, предметы, в которых слишком мало возможности для самовыражения. Также одним из основных демотиваторов является страх предвзятого отношения и несправедливого оценивания преподавателями, а также высокая нагрузка учебного процесса, страх отставания от однокурсников.
По данным опроса студентов в мотивационной структуре их профессионального выбора доминирующим являются познавательный интерес – такой ответ дали 54,8% респондентов, которые осуществили выбор своей специальности при поступлении, ориентируясь на собственные интересы и предпочтения, на имеющееся с детства желание рисовать, но многие из этой группы поступивших не в полной мере имели реалистичные представления о своей специальности. У данной группы студентов в процессе обучения наблюдалось наличие эмоциональной направленности к внутреннему миру переживаний, умение самостоятельно видеть проблемы и ставить перед собой задачи, формулировать темы, способность к самоконтролю и поиску индивидуального стиля деятельности, к рефлексии, они получают эмоциональную удовлетворенность от процесса работы. Далее следует альтруистическая мотивация, желание приносить пользу людям – 27,5 % студентов, которые ориентировались при поступлении на востребованность и престиж профессии, возможность создавать новые, эстетически красивые вещи. Для них характерна эмоциональная вовлеченность в процесс и результат художественной деятельности, стремление к самореализации, но творческие задания выполняются под руководством педагога. 10,3% студентов – сделали выбором творческую специальность, так как имеют трудности в изучении гуманитарных наук, считая обучение на художественном отделении в некоторой степени легко осваиваемой. В профессиональном выборе данного контингента большую роль также имело мнение родителей, друзей и знакомых. Студенты данной группы обладают недостаточной степенью включенности в творческий процесс, самостоятельности, самоконтроля и эмоциональной отзывчивости на явления воспринимаемой действительности. Для них также характерно наличие фрустрации. Из всех поступивших 7,4 % абитуриентов при поступлении руководствовались количеством баллов, полученных по итогам экзаменов, а также возможностью по результатам экзаменов поступить на бюджет [3].
Особая роль в формировании мотивации отводится психологической готовности студентов к художественно-образовательной деятельности, основу которой составляет характер мотивационно- познавательной потребности и вызываемая ею интеллектуальная активность. По наличию у студентов познавательной мотивации (особенно на первом этапе обучения) определяется их творческая активность. Важнейшим условием возникновения у личности такой потребности в деятельности является наличие художественных способностей, позволяющих ей реализовать свои возможности, то есть благодаря художественным способностям актуализируется художественный потенциал [3]. Можно отметить, что если на начальном уровне обучения у личности не обнаруживается данной познавательной мотивации и творческой активности, то затрудняется процесс ее обучения, и это препятствует в дальнейшем повышению ее профессионального уровня, так как в этом случае может формироваться негативное отношение к профессиональному обучению и к выбранной профессии, а следовательно, творческая деятельность не становится для нее профессией.
В качестве содержательных компонентов активности личности можно выделить: инициативность (способность к активным и самостоятельным действиям (заниматься без контроля со стороны наставников или преподавателей), способность решиться на поступки, склонность к риску) и интерес (познавательная направленность личности на окружающую действительность, связанная с положительным эмоциональным переживанием, эмоциональной отзывчивостью), потребность в реализации самовыражения и самоизменения, рефлексия и самооценка.
Таким образом, специфика художественной деятельности требует развития соответствующих мотивов содержательно адекватных смыслу и сущности художественного творчества. К числу таких мотивов можно отнести выраженность экзистенциальных ценностей, высокий уровень эстетической потребности, стремление к успеху, потребность персонализации и самоактуализации, интерес к транслированию собственных образов восприятия мира.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов [Текст] / Б.Г. Ананьев. – М.: Мысль, 1976. – С. 13–35.
2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. – М.: Педагогика, 1972. – С. 7–44.
3. Сычева, И.В. Художественный потенциал как психологический фактор профессионального выбора [Текст] / И.В. Сычева // Психолог в эпоху гражданского выбора : IX Международный семинар молодых ученых и аспирантов. 26 апреля 2017 г. / отв. ред. Н. А. Коваль ; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина». – Тамбов : Принт-Сервис, 2017. – С. 27–34.
4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.