Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Авторы:
Город:
Череповец
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Государственная политика в области дошкольного образования нашла свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС ДО), где в качестве результатов освоения образовательной программы выделены целевые ориентиры, необходимые для решения задач взаимодействия с семьями воспитанников, в том числе по развитию у дошкольников самостоятельности, инициативности, воспитанию основ гражданственности. Это позволяет рассматривать задачу становления основ социальной активности у детей как инвестицию в будущее нашей страны.

Особое значение для развития основ социальной активности имеет старший дошкольный возраст, характеризующийся рядом важнейших личностных новообразований (Л.И. Божович, Л.Л. Коломинский, Е.В. Субботский, Д.И. Фельдштейн и др.), обуславливающих появление общественной направленности в поведении и деятельности детей [1,2].

Вопросы становления и развития социальной активности дошкольников получили определенное отражение в работах отечественных исследователей. (Л.А. Архипова, А.К. Бондаренко, Е.А. Герасимова, Н.В. Иванова, Р.Г. Казакова, С.А. Козлова, В.Г. Маралов, Е.И. Тимошина, А.В. Усова, Е.А. Шанц).

Одним из средств развития социальной активности дошкольников является игра. Актуальность определения способов развития социальной активности детей в игре, продиктована требованиями стандарта дошкольного образования и потенциальными возможностями дошкольников и самой игры.

Создание педагогически целесообразного и эффективного процесса развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посредством сюжетно-ролевой игры невозможно без учета ряда психолого-педагогических условий.

Одним из психологических условий является диагностическая деятельность педагога-психолога, так как именно педагог-психолог проводит диагностику личностного развития детей, что составляет психологическую основу для организации работы по развитию всех компонентов социальной активности. Но данный вид диагностики обязательно должен быть сопряжен с педагогической диагностикой, поскольку основная развивающая работа с использованием сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности старших дошкольников осуществляется воспитателями в группе детского сада. Следовательно, необходима разработка комплексной диагностической программы, которая включала бы и психологическую, и педагогическую диагностику. Такая диагностическая программа позволяет выявить тип социальной активности старших дошкольников, изучить особенности развития каждого компонента социальной активности детей, некоторые личностные особенности детей, чтобы корректно выстроить индивидуальный маршрут развития социальной активности каждого ребенка, а также выявить создание каких условий необходимо для более успешного ее развития посредством сюжетно-ролевой игры [3].

Поэтому цель нашего эмпирического исследования – проверка особенностей реализации данного условия в практике работы одного из детских садов г. Череповца.

Изучив диагностические программы, которые имеются в кабинете педагога-психолога, мы не обнаружили диагностической программы соответствующей проблематики,  что подтвердилось и в ходе беседы с педагогом-психологом детского сада. Следовательно, данное условие в деятельности конкретного дошкольного учреждения не реализуется, что снижает эффективность развития социальной активности старших дошкольников и в целом, и посредством сюжетно-ролевой игры, в частности.

В соответствии с полученными результатами мы разработали диагностическую программу для педагога-психолога и воспитателей группы ДОУ.

Первая задача программы, адресованная педагогу-психологу, – выявить тип развития социальной активности у детей старшего дошкольного возраста. В качестве критериев использовались структурные компоненты социальной активности (инициативность, исполнительность, ответственность). Для диагностики инициативности и исполнительности нами использовались соответствующие методики, разработанные В.Г. Мараловым [5]. Ответственность изучалась с помощью «Опросного листа для воспитателей детского сада».

Мы обратились именно к типологии социальной активности старших дошкольников, разработанной В.Г. Мараловым, так как произвести количественный анализ затруднительно, а, следовательно, и описать уровни сложно из-за индивидуальных особенностей детей.

Первый тип активности характеризуется оптимальным соотношением инициативности и исполнительности. Ко второму типу относятся детей с преобладанием инициативы, к третьему – с преобладанием исполнительности. Четвертый тип – это социально пассивные дети.

Обратимся к полученным нами результатам. Мы выявили три типа социальной активности: 21% детей, проявляющих высокий уровень инициативности и исполнительности, 36% детей, с преобладанием инициативности, и 43% детей, с преобладанием исполнительности.

1 тип - дети, проявляющие высокий уровень инициативности и исполнительности. Дошкольники, входящую в эту группу, способны проявлять инициативность и исполнительность в различных видах деятельности. В игре: задают тон, неистощимы в придумывании её сюжета и содержания, умеют организовать других детей, одновременно учитывая их интересы, проявляют творчество, в то же время старательны, четко на высоком уровне выполняют требования и правила, владеют игровыми действиями, способны довести игру до логического конца.

2    тип - дети с преобладанием инициативности. Сюда относятся дошкольники, способные к выдвижению качественных инициатив, но не всегда соотносящие их с собственным исполнением, а также такие, кто может выдвинуть инициативу, но не владеет в достаточной мере операциональными сторонами исполнения или не обладает самостоятельностью, устойчивостью деятельности, в результате она прерывается или выполняется некачественно. Например, в игре: стремятся задать тон, занять лидерские позиции, проявить игровую инициативу, но не всегда способны реализовать её, предвидеть ход событий, непоследовательны в действиях, слабо учитывают интересы других детей, мешают им, в итоге – неправильное выполнение игровых действий, возможны конфликтные ситуации.

3    тип - дети, с преобладанием исполнительности. В эту группу относятся такие дошкольники, которые способны качественно на высоком уровне решать поставленные задачи, но не проявляют особой инициативы, ориентированы на авторитеты, указания. Например, в игре: не стремятся занять лидерские позиции, выдвинуть игровые инициативы, в то же время с желанием играют, качественно выполняют предписания, подчиняются требованиям и правилам, самостоятельны и ответственны.

4   тип - социально пассивные дети. Этот тип также характеризует социальную реактивность, но с противоположным импульсивности знаком. Пассивные дети, как правило, не проявляют инициатив, особенно в видах деятельности, требующих организации других, они привыкли занимать подчиненное положение, действовать под влиянием сложившихся стереотипов, доступных образцов. С другой стороны, они достаточно медлительны, инертны, с нежеланием включаются в деятельность, быстро прерывают её, то есть проявляют неустойчивость исполнения, результативность невысокая.  Например, в игре пассивны, соглашаются на любые роли, беспрекословно подчиняются лидерам. Но дети данного типа выявлены не были.

Выявление 2, 3 и 4 типов предполагает дальнейшую диагностику личностного развития детей, которая может осуществляться только педагогом-психологом с разрешения родителей воспитанников.

Вторая задача программы, адресованная воспитателям группы, – выявить уровень развития игровых умений старших дошкольников. Мы определяли уровень игровых умений, используя методику Д.Б. Эльконина. Сопоставив полученные результаты сформированности игровых умений дошкольников с типологией социальной активности, мы пришли к выводу, что уровень игровых умений дошкольников четко соотносится с типом социальной активности. Следовательно, развитие социальной активности зависит от индивидуально-типологических особенностей ребенка и от вида деятельности, что дает основание выстраивать индивидуальные маршруты развития социальной активности каждого ребенка.

Таким образом, мы приходим к выводу, что создание педагогически целесообразного и эффективного процесса развития социальной активности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении посредством сюжетно-ролевой игры невозможно без разработки комплексной диагностической программы, предполагающей и психологическую, и педагогическую диагностику.

 

Список литературы

 

1.    Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности // Психологический журнал. – 1985. №5.– С. 3-18.

2.      Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1986.-464 с.

3.     Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Изб. псих, труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна.Москва - Воронеж, 1995. - 349 с.

4.    Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка дошкольника // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2 № 4. С. 48-52.

5.      Маралов В.Г., Ситаров В.А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник – младший школьник). – М.: «Прометей», МГПИ им. В.И.Ленина, 1990.

6.    https://en.chsu.ru/documents/10157/202694035/%D0%A1%D0%9D%D0%9A- 2015+%28%D1%87.+1%29.pdf/b6d71346-34d5-44d4-8e8e-f3654fd50244