Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Первоначально в понятие адаптации вкладывали те изменения чувствительности, которые происходят в анализаторах при воздействии раздражителей. Позже его определение расширилось и этот термин стали активно использовать в биологии и физиологии для обозначения любых изменений, связанных с механизмами приспособления живого организма к различным влияниям среды.

К определению понятия «адаптация личности» существует несколько подходов:

1.      Адаптацию личности соотносят с процессом взаимосвязи личности и среды для ее приспособления и психологической включенности в эту среду, а также поддержания гомеостаза.

2.      Адаптацию рассматривают как процесс усвоения личностью микросреды, к которой она относится, так и всего совокупного социального опыта.

3.      Адаптация определяется как состояние личности, результат ее приспособления.  Количественнойхар актеристикой явления, признается адаптация как результат, тогда как качественную ее сторону отражает адаптация как процесс [9].

Помимо представленных подходов к определению понятия адаптации личности существуют и другие точки зрения. Так Ю.А. Александровский определяет адаптацию как совокупную деятельность биологических и социально-психологических подсистем психики [11].

С.Е. Борисова считает, что любые изменения личности связаны с процессами адаптации и их необходимо рассматривать в совокупности психологических, социально-психологических и психофизиологических факторов [4].

В.М.Воробьев соединил воедино приведенные выше определения. Автор под психологической адаптацией понимает явления и процессы. протекающие на нервно-психическом уровне деятельности человека, которые представляют собой систему психической регуляции в ситуации конфликтов, которые не разрешаются обычными способами и требуют повышенного уровня напряжения психики, в стрессовом состоянии.

В психологической литературе «адаптацию личности» часто используют как синоним «психической адаптации», «социальной адаптации», «социально-психологической адаптации» и рассматривают ее во взаимодействии личности с другими людьми и окружающей средой [2].

Ю.А. Александровский рассматривает психическую адаптацию как продукт функционирования единой самоорганизованной системы, которая создает человеку условия продуктивной деятельности в «оперативном покое», обеспечивая ему возможность как эффективно преодолевать природные и социальные факторы, так и целенаправленно влиять на них. Если психическую адаптацию рассматривать в качестве процесса, в ходе которого обратная реакция на изменения среды происходит, с приобретенным ранее опытом, то осуществляется и устанавливается реакция-изменения, служащая необходимой цели, а препятствующая ей, наоборот, ослабевает [5].

Психической адаптацией называется процесс, устанавливающий оптимальное соответствие личности с окружающей средой, который осуществляется в процессе человеческой деятельности и позволяющий индивидууму актуализировать значимые для него потребности и реализовать, связанные с ними цели (сохраняя при этом психическое и физическое здоровье), сохраняя при этом соответствие между психической деятельностью человека, его поведением и требованиями окружающей его среды.

Термин «социальная адаптация» в психологической литературе неразрывно связан с социализацией личности. так многие авторы подчеркивают, что в процессе социализации индивид в первую очередь является объектом воздействия социума, а в ходе социальной адаптации личность в большей мере выступает субъектом деятельности и общения.

Современная психология социальную адаптацию относит к результатам изменений взаимодействий между людьми (социально-психологических, социальных, демографических  и экономических), а также их приспособлений к социальной среде. При этом особенности социальной адаптации психология относит к:

− активному участию сознания;

− влиянию человеческой трудовой деятельности на среду;

− активному изменению человеком тех результатов социальной адаптации, которые происходят в различных социальных условиях бытия [8].

В.С.Медведев пишет, что социальная адаптация (поведенческий уровень - социальная успешность личности), предполагает наличие определенной степени социализации личности (нормативность социальных установок), характеризующейся ценностными ориентациями, направленностью личности, социальным статусом, социально-ролевыми структурами, что проявляется (в процессе деятельности и в коммуникативном процессе) в следующих сферах:

− профессиональная сфера (уровень профессиональной адаптации) и общественная деятельность;

− сфера семейных отношений;

− сфера неформальных отношений [7].

Несколько иначе дают определение понятию социально-психологической адаптации. Так В.А. Бодров выделяет два уровня в понятии социально-психологической адаптации:

− поведенческий (социальная адаптация);

− внутриличностный (психологическая, психическая адаптация) [1].

Понятие «психологическая или психическая адаптация» в любом случае содержит социальный аспект, поскольку природа личности по своему характеру является социальной.  Адаптация к внешней среде, применительно к личности, обязательно предполагает и адаптацию к социуму, к деятельности. при этом индивидуум как обладатель психики существует, проявляется и адаптируется в деятельности с помощью психических образований, свойств, качеств, особенностей, процессов. В этом отношении любая адаптация личности является  психической. даже в  случаях, когда  предъявляются  завышенные подходы  к механизмам адаптации «физиологической модальности» - психический аспект в процессе психофизиологической адаптации звучит, хотя как вторичный, но неизбежный и обязательный в общем адаптационном процессе. И, как указывает А.А. Налчаджан, введение термина «социально-психологической адаптации» представляется целесообразным в связи с необходимостью сделать акцент на социальном аспекте адаптации, на социальном значении психических факторов, обусловливающих процесс адаптации, в частности, деятельности субъекта [12].

Наиболее эффективным путем социализации является социально-психологическая адаптация. При этом личностная социализация выступает важным условием процесса адаптации индивида в социальной среде. При этом Ф.Б. Березин утверждает, что адаптация является успешной лишь в том случае, когда она эффективна во всех звеньях общего адаптационного процесса.

В социально-психологической адаптации можно выделить следующие этапы:

1.      Адаптация нарушается из за тех изменений, которые происходят в широком спектре условий.

2.      Мобилизация возможностей, чтобы адаптация восстановилась.

3.      Конечная адаптация для новых условий (положительная и негативная).

Следовательно адаптация это механизм, приводящий к изменениям. Но, одновременно, подчеркивается, что адаптация это относительно устойчивый процесс. показатель адаптации не изменяется в течение дня или месяца, но обнаруживает значимые преобразования в диапазоне от нескольких месяцев до нескольких лет. Это происходит потому, что неудовлетворение потребностей «с первого предъявления» существенно не влияет на адаптацию. И  только хроническая неудовлетворенность в  настоящем и отсутствие надежды на  реализацию актуализированных потребностей в будущем скажутся на показателе адаптации. при этом в указанный промежуток времени реализуются сиюминутные потребности, но они связаны с адаптацией, поскольку привычно удовлетворяемая потребность быстро теряет свою актуальность и не сопровождается субъективным состоянием удовлетворенности.

Важно остановиться на факторах социально-психологической адаптации. В психологической литературе существуют различные классификации этих факторов:

− внутренние и внешние;

− объективные и субъективные;

− временные и постоянные;

− групповые и индивидуальные;

− личностные, трудовые и факторы находящиеся за пределами трудовой деятельности;

− региональные       (развитость       социально-бытовой       инфраструктуры,       уровень       напряжения       и сбалансированности трудовых ресурсов, природно-климатические условия);

− глобальные (уровень социально-экономического и политического устройства общества).

Из вышеприведенной классификации следует, что все факторы подразделяются на внутренние и внешние, где внутренние это те возможности, которыми обладает сам человек, а к внешним относятся те, которые находятся в условиях социальной среды [13].

Таким образом, под факторами адаптации понимается то, что способствует либо препятствует реализации потребностей личности.

А.К. Жмыриков сформулировал следующие уровни социально-психологической адаптированности:

1.      Уровень оптимальной адаптированности, которому относятся такие показатели, как:

−  высокая дисциплина и производственная активность;

−  высокий уровень социометрического статуса;

−   положительные характеристики личного настроения и низкая тревожность.

2.      Избыточный уровень адаптированности. Он характеризуется, как:

− высокая включенность индивида в деятельность и общение;

− сниженное эмоциональное самочувствие;

Это  свидетельствует  о  том,  что  высокие  показатели  индивида  обеспечиваются  сверхвысокими эмоциональными затратами.

3.      Уровень низкой адаптированности, которому соответствуют следующие показатели:

− удовлетворительная производственная активность;

− уровень низкого социального статуса;

− уровень высоких показателей проявления невротических реакций.

4.      Уровень личностной дезадаптации, который проявляется в низких показателях дисциплины и работы. Ему соответствует высокий уровень тревожности и низкие показатели социометрического статуса [14]

Необходимым условием понимания термина «адаптация» может быть представление об адаптивных типологиях личности. А.И. Ходахов определяет следующие личностные типологии:

1.      Личность адаптирующаяся активно. Она положительно относится к социальному окружению, проявляет активность и инициативу в общественной жизни и трудовой деятельности.

2.      Личность адаптирующаяся пассивно. У нее нет перечисленных выше характеристик, что приводит к формированию низкой социальной значимости индивида.

3.      Личность адаптирующаяся конфликтно. Ей свойственны разноречивые эмоционально-оценочные отношения к окружающей действительности.

4.      Личность неадаптирующаяся. Такая личность не способна принять ни какие формы проявления своей новой роли.

Таким образом, анализируя «социально-психологическую адаптацию» следует отметить, что данная категория может оцениваться с позиции ее:

− эффективности: высокой, низкой и уровня дезадаптации;

− стабильности: стабильная и нестабильная;

− ресурсов адаптации: достаточные или недостаточные;

− показателей социальной среды: размер социальной группы, ее нормативность;

− уровня интериоризации социальных норм и ценностей реальной группы;

− уровня личностной автономности, проявляющегося в соотношении процессов аккомодации и ассимиляции: конформистской (пассивной позиции, сохранения проблемных ситуаций) и инновативной (активной позиции, устраняющей проблемные ситуации) [6].

Выявляя основные факторы социально-психологической адаптации Ю.А.Александровский предложил базироваться на принципе системности. Личностная социально-психологическая адаптация является самоорганизующейся системой и соответствует всем тем требованиям, которые предъявляются к системе, она достаточно устойчива из за взаимодействия с внешней средой и обладает способностью к изменению своей внутренней организации, как в результате воздействия внешней среды, так и тех процессов, которые происходят внутри системы.

Особо следует отметить важную роль потребностей в адаптационном процессе. некоторые авторы рассматривают процесс адаптации через удовлетворение потребностей.

Главным итогом адаптации является реализация индивидом целей и удовлетворение потребностей, связанных с ними. Если в процессе удовлетворения потребностей, между вариантами поведения возникает рассогласование, которое индивид не может разрешить, имеющимися у него средствами, появляется состояние напряжения и страха. В этом случае возникает деструктивное поведение [3].

Ф.Б.Березин считает, что при эффективной психической адаптации наблюдается более высокая мотивация достижения успеха и более низкая мотивация избегания неуспеха.

Можно сделать вывод о том, что главным структурным элементом личностной социально- психологической адаптации, определяющим характер и динамику адаптационного процесса, является ее центральный элемент: направленность, ценностные ориентации личности.

И.К. Кряжева считает, что важными показателями адаптированности личности является адекватная самооценка, а также соотношение самооценки с оценкой «значимых других». Более того, чем выше самооценка, тем ниже уровень тревожности. Уверенность в себе, положительная самооценка, степень самопринятия способствует успешной социально-психологической адаптации. Я-концепция рассматривается как главный фактор адаптации личности. Способность субъекта осознавать. как он в действительности воспринимается и оценивается окружением, является важнейшим фактором адаптации. Следовательно, Я-концепция выступает в качестве самостоятельного элемента структуры личностной социально-психологической адаптации, играющей роль интегративного фактора, который создает условия успешной внутриличностной адаптации [10].

Социальная адаптация личности происходит в процессе ее общения с другими. Коммуникативные свойства личности могут рассматриваться как самостоятельный элемент процесса социально-психологической адаптации. Уровень личностной социально-психологической адаптации в конкретной среде во многом характеризуются индивидуально-психологическими особенностями. определяющими адаптационные ресурсы индивида.

Таким образом, анализ отечественной психологической литературы позволяет сделать вывод, что адаптация личности является комплексом, позволяющим регулировать социально-психологические и биологические реакции человека, направленные на приспособление их к меняющимся условиям окружающей среды и определяющие уровень эффективности взаимоотношения личности с этой средой. Большинство авторов, исследовавших категория адаптации, сходятся во мнениях, что критерием адаптированности признается уровень, с которым личность взаимоотносится со средой, в процессе которого осуществляется сбалансированность субъективных и объективных личностных факторов.

 

Список литературы

1.        Абабков В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 166 с.

2.        Агажданян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Проблемы адаптации и учение о здоровье. - М.: РУДН,2006. - 284 с.

3.        Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

4.        Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания. обучения и трудовой деятельности. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 352 с.

5.        Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. - М.: МПСИ, 2008. - 320 с.

6.        Вировец Ю.А. Адаптация на рабочем месте. Правила выживания. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.

7.        Володина Н.А. Адаптация персонала, Российский опыт построения комплексной системы. - М.: ЭКСМО, 2010. - 240 с.

8.        Гурьев М.Е. Теоретические аспекты исследования трудовой адаптации и адаптационного потенциала в психологии. // В сборнике: Наука и образование: Материалы I международной научно-практической конференции. - М.: Вектор науки, 2014. - С. 148-151.

9.        Дикая Л.Г., Журавлев А.Л. Психологическая адаптация и социальная среда. Современные подходы, проблемы, перспективы. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с.

10.      Иванова А.М. Социальная психология: учебное пособие. - СПб.: СПбУМВД России, 2014. - 128 с.

11.      Костяк Т.В. Психологическая адаптация. - М.: Академия, 2008. - 176 с.

12.      Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегия. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

13.      Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. психология адаптации личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 480 с.

14.      Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. - СПб.: Речь, 2006. - 366 с.