Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
13 февраля 2016г.

Неотъемлемой частью нашей жизни является необходимость играть роль, а чаще несколько ролей. Если будет отсутствовать процесс принятия на себя какой-либо роли, индивид не сможет успешно самореализоваться.

Поведение человека зависит от того какие роли он играет. Оценивая свое поведение и его соответствие роли, человек изменяет, контролирует и корректирует поведение.

У людей процесс принятия на себя роли и вхождения в нее протекает по-разному. Для качественного исполнения человеком той или иной роли, необходима благоприятная обстановка вокруг, которая способствовала бы более быстрой адаптации человека под новую роль и повышению его трудовой и общественной активности. [4]

С точки зрения психологии, роль рассматривается как модель поведения, следование которой предписывается каждому, кто занимает ту или иную социальную позицию (по возрасту, должности, полу, положению в семье и т.д.). Человек может принимать на себя роли руководителя или подчиненного, дедушки или отца, взрослого или ребенка, мужчины или женщины, и т.д. Для каждой роли существуют конкретные требования, которые должны отвечать ожиданиям окружающих. [2]

Так как человек выполняет сразу несколько ролей, для которых присущи противоположные требования, возможно возникновение ролевого конфликта. Например, мужчина, выполняя две роли педагога и отца, замечает недостатки в характере своего сына и как педагог, он должен усилить требовательность, но как отец, проявляя слабость, он может потакать сыну и способствовать развитию в его характере отрицательных моментов.

Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Окружающие зачастую ожидают от человека определенного поведения, соответствующего образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, и отклонение от образца осуждается окружающими.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что если поведение людей соответствует ожиданиям окружающих, то возникает успешный и комфортный процесс общения.

Каждый человек, вступая в общение, в большей или меньшей степени точно приписывает общающимся с ним людям определенные ожидания в отношении его поведения, слов и поступков. Способность и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидания того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть, и учет этих ожиданий называется тактом [3].

Тактичный человек не всегда может и должен следовать в соответствии с общественными ожиданиями. Определенные принципы, правила и установки, присущие какому-либо человеку, могут вступать в противоречие с тем, что от него ждут окружающие, и тогда, субъект, то есть человек, может вести себя, не соответствуя общественным ожиданиям.

Однако в повседневных жизненных ситуациях ошибочное приписывание ожиданий или их игнорирование является бестактностью. Бестактность – вопрос,  замечание,  мысль,  находящиеся  в данной речевой ситуации за рамками приличия, без заботы о чуткости по отношению к партнеру по общению (сознательно или бессознательно). Например, обычно при встрече двух знакомых следует вопрос: «Как дела?» – ответ одного из собеседников может содержать подробный рассказ о здоровье всей семьи, о незначительных событиях, произошедших за последнее время, и это может расцениваться как бестактность. В некоторых случаях нарушение требований такта ведет к серьезным последствиям. Это в особенности относится к проявлениям бестактности при педагогическом общении. [4]

В рамках изучаемой проблемы, нами было проведено анкетирование 30 незнакомых людей на улице, с целью подтверждения вышеизложенного и  выявления новых особенностей мнения общества о себе и об окружающих. Была разработана анкета «Роли человека в жизни общества», которая   состоит из 7 вопросов, направленных на определение характерных черт окружающих нас людей и их мнения о качестве выполнения своих социальных ролей.

На основе полученных экспериментальных данных, можно вывести такую закономерность: чем старше становится человек, тем больше он играет ролей. С возрастом у людей прибавляются все новые и новые обязанности, заботы, соответственно увеличивается и количество ролей.

Также, анализируя ответы анкетируемых, можно утверждать, что меньше половины опрошенных ожидают от окружающих людей определенного поведения. Это свидетельствует о настороженном отношении к своему окружению у большинства людей.

На вопрос: «Как вы считаете, правильно ли вы выполняете свои роли?» - 70% опрошенных ответили «да», 20% - «нет», 10%       - «иногда»; следовательно, многие респонденты уверены, что их поведение соответствует роли.

Почти все опрошенные, считают, что окружающие не осуждают их поведение. Большинство респондентов (80%) считают, что мнение окружающих не совпадает с их собственным мнением о них, соответственно можно говорить о том, что на одни и те же вещи люди смотрят по-разному.

Проведя анкетирование, сделав определенные выводы, можно судить об актуальности данной темы в наше время и необходимости более глубоком ее изучении и осмыслении,  для того,  чтобы лучше  понять окружающих, себя и свою роль в обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что ролевое поведение представляет собой поведение индивида, проявляемое в зависимости от выполняемых задач в соответствии с ожиданиями окружающих. Изучаемая нами проблема вызывает интерес, так как, зная особенности процесса принятия на себя роли, а также характеристики, присущие ролям, которые выполняет человек, он сможет корректировать свое поведение, увеличивая качество и продуктивность действий.

 

Список литературы

1.      Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 2011. № 83 – с.118.

2.      Классическая социальная психология. Учебное пособие. /Под общ.ред. Андреевой Г.М. - М.: ВЛАДОС, 2014.

3.      Кондратьев М.Ю. Социально-психологические особенности взаимосвязи самооценки и личностно-ролевой взаимопредставленности студентов // Социальная психология и общество. 2011. № 1 – с.56-73.

4.      Социальная психология: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2013.