Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОСТОЯНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР В ПЕРИОД РАННЕЙ И СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

В современной нейропсихологии остается актуальным вопрос о развитии и изменении высших психических функций (ВПФ) в онтогенезе. К 20-25 годам головной мозг достигает своего максимального веса и уровня сформированности. В возрасте 50-60 лет начинают проявляться признаки нормального или патологического старения не только организма в целом, но и головного мозга, в частности.

В период между созреванием и инволюцией также наблюдаются особенности работы головного мозга в зависимости от возраста. Такие свойства ВПФ, как гетерохронность и разнонаправленность изменений, отчетливо заметны в периоды ранней и средней взрослости [3]. Так, с возрастом наблюдаются улучшения зрительного гнозиса и номинативной функции речи, в то время как способность к переработке зрительно-пространственной информации, наоборот, снижается.

При переходе от средней взрослости к поздней отмечается отрицательная динамика функционирования практически всех ВПФ. Без снижения остаются показатели программирования и контроля произвольных форм деятельности [5].

Профессионально важные качества сотрудника силовых структур включают в себя высокий уровень развития познавательных процессов. Для военнослужащих необходимым является точное и четкое восприятие поступающей информации, высокий уровень концентрации внимания, развитые мнестические процессы, которые способствуют не только верному выполнению приказов, но и быстрому реагированию во время боевых действий.

Профессиональная деятельность военнослужащих предполагает выполнение ими должностных обязанностей в экстремальных условиях. Военные сталкиваются с повышенными эмоциональными, интеллектуальными, физическими нагрузками, требующими активизации всех жизненных ресурсов. Боевой стресс сопровождается напряжением адаптационных механизмов и выраженными психофизиологическими изменениями, которые могут оказывать повреждающий эффект и становится причиной стрессогенной дезинтеграции психической деятельности. Перегрузка когнитивных способностей снижает возможности контролируемой обработки поступающей информации [4].

Вышесказанное свидетельствует о необходимости изучения изменений высших психических функций у сотрудников силовых структур.

Было проведено исследование, целью которого являлось описание возрастной динамики высших психических функций у сотрудников силовых структур.

Процедура проведения

Выборку исследования составили 60 военнослужащих в возрасте от 22 до 40 года. Группа военных была разделена на подгруппы согласно возрастной периодизации Д.Б. Бромлей [5].

Из выборки были исключены испытуемые, перенесшие черепно-мозговые травмы и иные экзогенные поражения головного мозга, которые могли повлечь за собой изменения в функционировании высших психических функций.

Методический аппарат нейропсихологического исследования включал в себя оценку функции внимания (Таблицы Шульте, Корректурная проба Бурдона), оценку функции гнозиса (Узнавание фигур Поппельрейтера, Пробы Хэда, Копирование рисунка с поворотом на 180°, Перенос позы, Чувство Ферстера, Воспроизведение ритмов), оценку функции памяти (Запоминание двухзначных чисел, Запоминание двух смысловых рядов, Тест «5 фигур») [1].

Результаты, полученные при проведении нейропсихологических проб, были переведены в 6- балльную систему, основанную на критериях оценивания, предложенных Ж.М. Глозман [2].

Статистическую обработку полученных данных проводили в программе IBN SPSS Statistics 23.0 при помощи кластерного анализа.

Результаты исследования

Проведенный кластерный анализ позволил выделить в группе военнослужащих в возрасте 22 – 25 лет три подгруппы.

Первая подгруппа (9 человек) «со снижением слухоречевой и зрительной памяти» обнаруживает симптомы повышенной тормозимости следов интерферирующим воздействием, конфабуляции, контаминации групп стимулов и трудности удержания серийной организации стимулов. Военные второй подгруппы (9 человек) испытывают трудности в хранении и воспроизведении слухоречевой информации, проявляющиеся в виде нарушения избирательности запоминания, повышенной тормозимости следов интерферирующим воздействием, персевераций, звуковых и семантических замен. Третья группа (3 человека) «с нарушениями нейродинамики, снижением слухоречевой, зрительной памяти, концентрации внимания и акустического восприятия» представлены испытуемыми, у которых выявляются симптомы снижения концентрации и объема внимания, нарушения способности к приему и хранению слухоречевой и зрительной информации, а также дефекты акустического внимания и сужение объема акустического восприятия.

В группе военнослужащих в возрасте 26 – 40 лет при помощи кластерного анализа были также выделены 3 подгруппы.

У испытуемых 1 подгруппы (11 человек) «со снижением объема внимания, акустического восприятия, слухоречевой и зрительной памяти» выявлены симптомы нарушения концентрации внимания, фрагментарности восприятия; дефекты акустического восприятия, сужение объема акустического внимания, ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, снижение продуктивности запоминания в процессе заучивания, низкий показатель объема заучивания при первом предъявлении. Вторая подгруппа (12 человек) «со снижением нейродинамики, тактильного гнозиса, слухоречевой и зрительной памяти» обнаруживает симптомы снижения умственной работоспособности, поверхностной кожной чувствительности руки, способности к хранению и воспроизведению информации, предъявляемой зрительно и на слух. Третью группу «со снижением тактильного гнозиса и слухоречевой памяти» составили 16 человек, у которых наблюдаются ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов, повышенная тормозимость следов при гомогенной интерференции, нарушение избирательности запоминания, контаминации групп стимулов и трудности удержания последовательности стимулов.

Анализ результатов

Таким образом, полученные результаты исследования показывают, что 30% военнослужащих группы 22 – 25 лет обнаруживают функциональное неблагополучие базально-лобных, «глубинных», срединных неспецифических структур и височного отдела головного мозга, в то время как в остальной части группы не выявлено заинтересованных отделов.

У военнослужащих в возрасте 26 – 40 лет наблюдается функциональное неблагополучие базально- лобных, «глубинных» структур, височных и теменных отделов головного мозга, а также зоны ТРО.

Заключение

В работе был проведен анализ возрастных изменений ВПФ у сотрудников силовых структур. Было выявлено, что вне зависимости от возраста, во всей выборке преобладает функциональное неблагополучие базально-лобных, «глубинных» структур и височных отделов головного мозга.

В структуре возрастных изменений преобладают снижение зрительно-пространственных функций, изменения зрительного и соматосенсорного гнозиса, а также зрительной памяти.

Экстремальные условия труда, наличие интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, постоянное влияние стрессогенных факторов, обуславливающих наличие профессионального стресса, способствуют снижению познавательных процессов по сравнению с нормативными показателями.

На основании полученных результатов могут быть разработаны индивидуализированные программы в виде рекомендаций и пособий, направленные на повышение способности к переработке зрительно-пространственной информации, соматосенсорного и слухового гнозиса, зрительной памяти.

 

Список литературы

 

1.    Вассерман Л.И., Доровеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. 196 с.

2.     Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. М.: Смысл, 2012. 264 с.

3.   Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000. 288 с.

4.Филатов К.Г. Психофизиологические и психологические особенности юношей-призывников с различным отношением к военной службе : дис. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. 167 с.

5. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012.№2. С. 36–44.