Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ РУДН

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
06 июня 2017г.

Ключевые слова: нервно-психическая адаптация, адаптация, физическое воспитание, физическое здоровье, студентки.

Аннотация. В статье приведены результаты физической подготовленности, по данным специального тестирования российских студенток РУДН которые показали, что все обследуемые студентки по уровню развития основных физических качеств находятся в пределах нормофункционального состояния организма человека определенного возраста и пола. Данные, полученные в исследованиях, свидетельствуют о том, что первый курс представляет особый интерес как критический период. Значимо больше доля лиц поступивших студенток с характерными проявлениями дезадаптации. Это может рассматриваться как неблагоприятный прогностический критерий риска развития различных заболеваний.

Насыщение компьютерными технологиями, интеллектуализация учебного процесса, взрыв разнообразной информации, повышение ритма жизни, экологические последствия, новые социально- экономические и политические преобразования, усложнение характера взаимоотношений между людьми, значительно повысили нагрузку на студента, прежде всего на жизнеобеспечивающие системы его организма[4,5].

Адаптация студенток к новым социально-биологическим и психофизиологическим условиям многими исследователями выделяется в особую самостоятельную проблему[1,2].

Целью данной работы явилось изучение психофизического состояния студенток в период острой адаптации студенток, занимающихся в основной группе по физической культуре, в процессе занятий физической культурой и разработка критериев прогноза и риска развития у них дезадаптационных расстройств.

Методы и материалы исследования.

В исследовании приняли участие 64 студентки факультета гуманитарных и социальных наук основной  медицинской  группы,  занимающиеся  в  основном  учебном  отделении  по  дисциплине «Физическая культура» и признанных, по результатам диспансерного обследования практически здоровыми. Обследуемая группа была представлена прибывшими на учебу из средней полосы России. Для достижения поставленной цели был проведен мониторинг показателей в период острой адаптации студенток в течение первого месяца (осень) обучения в Российском университете дружбы народов. В процессе обследования использовались серии тестовых упражнений, при анализе которых определялся уровень развития основных физических качеств.

Обследование студенток проводилось с использованием анкеты «Нервно-психическая адаптация»[5]. Рассчитывался индекс функциональных изменений Баевского [3].

Для проведения уровневой оценки психического состояния использовали разработанный в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева «Тест нервно- психической адаптации» (И. Н. Гурвич, 1992).

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием программы «Microsoft Excel XP», «Statistica 6.0»

При анкетировании начительно большое количество обследуемых, независимо от периода обследования, отметили частые головные боли (45, 7%), бессонницу (23,2%), а также быструю утомляемость, беспричинную тревогу, раздражительность, вспыльчивость и необоснованные страхи.

В свою очередь у студенток в первый период исследования выявлено, что срывы процессов адаптации у исследуемых часто связаны с различными невротическими реакциями, которые проявлялись в нарушениях сна, различными депрессивными и ипохондрическими состояниями.

Центральная нервная система (ЦНС) выступает в роли управления адаптационной регуляции организма, являясь самым чувствительным и подвижным регулятором поддержания гомеостаза.

Полученные нами  данные свидетельствует о том, что  в целом  среднее значение показателя нервно-психической адаптации студенток в весенний период составило 25,9±0,9 (p<0,001) , что позволяет отнести ко II группе психического здоровья (21-30 баллов), т.е. практически здоровые, с благоприятными прогностическими признаками.

По результатам тестирования выявлено среднее значение уровня психического состояния девушек в осенний период 40,5±1,5 (p<0,001), что можно отнести к III группе (практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками), или к предпатологии. Студентки распределились на группы психического здоровья следующим образом: I группа – 9,3 %; II – 25,7 %; III – 40,8 %; IV – 14,7%; V – 9,5 %.При этом 9,3% студенток были отнесены в число здоровых (I группа); 25,7% исследуемых практически здоровы, с благоприятными прогностическими признаками (II группа); 40,8% обследованных студенток практически здоровы, но имеют неблагоприятные прогностические признаки (III группа); 14,7% - студентки с лёгкой патологией (IV группа) - имеют напряжение адаптационных механизмов и 9,5% – студенты с патологией средней степени (V группа), которые входят в группу риска людей с признаками срыва процесса адаптации.

При этом при использовании серии тестовых упражнений отмечено, что самые высокие показатели силовой выносливости мышц плечевого пояса были зарегистрированы у студенток весной (p<0,05).

Такая же тенденция наблюдается при проведении тестов на определение силовой выносливости мышц брюшного пресса. Из результатов проведённых исследований выявлены достоверные различия между показателями силы мышц выдоха и статической выносливости (p< 0,05). Так, при определении статистической выносливости мышц передней стенки живота и статистической выносливости дыхательной мускулатуры более длительное время зарегистрировано в весенний период. Достоверных различий в показателях силовой выносливости мышц брюшного пресса выявлено не было.

Такая же тенденция выявлена при проведении тестов на развитие гибкости. Самые высокие значения гибкости выявлены у студенток также в весенний период обследования.

По полученным данным студентки по уровню развития основных физических качеств находятся в пределах нормофункционального состояния организма человека определенного возраста и пола, независимо от сезонности. Данные, полученные в исследованиях, свидетельствуют о том, что первый курс представляет особый интерес как критический период. Значимо больше доля лиц  поступивших студенток с характерными проявлениями дезадаптации. Это может рассматриваться как неблагоприятный прогностический критерий риска развития различных заболеваний. При этом повышение значений уровня физической подготовленности в весенний период в сравнении с периодом острой адаптации, независимо от предшествующих климатогеографических различий, наряду с многообразными факторами воздействия на организм человека указывают на немаловажную роль смены социальных факторов среды обитания.

Список литературы

1.   Агаджанян Н.А., Батурин В.А., Бутова О.А., Твердякова Л.В. Морфо-функциональная оценка здоровья подростков. «Физиология человека» //т.24 - №3,-1998.- С.56-57.

2.   Агаджанян Н.А.,Журавлева Ю.С., Радыш И.В. Особенности адаптации студентов первого года обучения из различных регионов к новым факторам среды обитания// М: «Биомедицинская радиоэлектроника»,2008, №11-с. 17-21.

3. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. - М.: Наука, 1984. - 221 с.15.

4.    Журавлева Ю.С., Борискина Ю.А., Кубенин С.С. Нервно-психическая адаптация девушек в учебном процессе // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir- nauki.com/PDF/43PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5.Ияд С.А. Хамад. Физиологические особенности и критерии оценки уровня адаптации студентов к процессу обучения в вузе. Автореф. дисс. канд. биолог. наук, - М.; -2005. – 16 с.

6. Литвинова Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности Диссертация доктора биологических наук, Томск, 2008. – 263 с.:19 ил.