Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Елец
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Проблема мотивации достижения является далеко не новой, но недостаточно изученной. На данный момент более глубоко изучены различные вопросы и аспекты мотивации достижения. В частности, раскрыто содержание понятия «мотивации достижения» под которым различные исследователи (М.Ш. Магомед-Эминов, Д. Макклелланд, X. Хекхаузен и др.). понимают взаимосвязанную систему внешних факторов и внутренних характеристик человека, направленных на сохранение или улучшение результатов своих собственных (других людей, общественных), проявление максимальной посредством преодоления трудностей на пути к данным достижениям.

Вышеизложенные авторы обнаружили и изучили взаимосвязь мотивации достижения с личностными, индивидуальными, деятельностными, социальными характеристиками личности, а именно с самооценкой, уровнем притязания, атрибуцией, ответственностью, инициативностью. Например, Д.Макклеланд [4] выявил, что люди с повышенной мотивацией достижения являются более ответственными как за результаты, так и за достижение поставленной цели, М.Ш. Магомед-Эминов [3] связывал мотивацию достижения с такими качествами личности как инициативность. Данные результаты изучались применительно к возрастной категории взрослых людей, студентов.

Применительно к дошкольному возрасту, мотивация достижения исследовалась И.Р. Алтуниной [1], Н.В. Олесюк [5], X. Хекхаузеном [6]. В частности они обнаружили, что мотивация достижения проявляется примерно в 4,5 -5 лет и к 6 годам ребёнок уже может сравнивать свои собственные достижения с достижениями другого, соотносить степень трудности задачи и наличие у него определённых способностей для её решения, оценивает вероятность достижения цели. В исследованиях только некоторых авторов можно обнаружить, что мотивация достижения дошкольника связана или обусловлена какими-либо индивидуальными или личностными его характеристиками. В частности, в работе А. Н. Голубевой [2] рассматриваются некоторые аспекты взаимосвязи мотивации достижения дошкольника с настойчивостью и ответственностью, И.Р. Алтунина [1] выявила взаимосвязь мотивации достижения и уровня притязаний ребёнка-дошкольника. Таким образом, можно констатировать недостаточную изученность вопроса взаимосвязи мотивации достижения с индивидуально-личностными характеристиками в дошкольном возрасте.

Цель исследования: выявить наличие взаимосвязи мотивации достижения и индивидуально- личностных характеристик детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста существует взаимосвязь мотивации достижения и индивидуально-личностных характеристик личности.

Задачи исследования:

-   выявить сформированность мотивации достижения у детей дошкольного возраста;

-   диагностировать отдельные индивидуально-личностные характеристики детей;

-       определить взаимосвязь между мотивацией достижения и индивидуально-личностными характеристиками.

В экспериментальной работе принимали участие 68 детей старшего дошкольного возраста в возрасте 6 лет из МБДОУ № 40 г. Ельца Липецкой области.

Для решения первой задачи нами была выбран 2 этап методики мотивации достижения И.Р. Алтуниной, который представлял собой выполнение детьми 2 серий заданий: 1) собрать домик из деталей конструктора по предложенному образцу и делать это индивидуально; 2) выполнить то же самое задание, но совместно с группой детей, т.е. в групповой деятельности. С помощью наблюдения за детьми в процессе выполнения выявлялись и фиксировались следующие признаки мотивации достижения: инструментальные действия (действия, направленные на достижение цели, рассматриваемой как успех); переживания, связанные с достижением успеха (положительные эмоции, соотносимые с продвижением на пути к поставленной цели); переживания, возникающие при преодолении препятствий на пути к поставленной цели (досада, недовольство и т. п.); стремление получить помощь, способствующую достижению цели.

Для выявления индивидуально-личностных характеристик дошкольников нами применялась методика «Дорожка» Е. Фокиной, направленная на выявление уровня самооценки и самопринятия и методика наблюдения изучения личностного поведения детей со сверстниками в группе (Т.В.Сенько), которая выявляла в различных видах деятельности парные характеристики отношения ребёнка к сверстнику: доминирование – подчинение, положительность – отрицательность.

Представим полученные нами результаты по отобранным методикам.

Методика мотивации достижения И.Р. Алтуниной позволила выявить, что у испытуемых детей зафиксированы все признаки мотивации, но в разном процентном соотношении. У большинства процента детей больше всего проявляется ожидание достижения цели (26%), на втором месте в одинаковом отношении проявляется стремление получить помощь (22%) и переживание в связи с успехами (22%), далее идут инструментальные действия и самый маленький процент (10%) переживания в связи с препятствиями. В групповой деятельности данные признаки существенно меняются в процентном соотношении.

Методика «Дорожки» Е. Фокиной выявила у большинства детей наличие высокой самооценки и положительного самопринятия (45%)     и неопределённой самооценки и самопринятия (35%), а низкая самооценка и негативное самопринятие установлено у 20% детей.

Методика Т.В. Сенько, направленная на изучение личностного поведения детей в группе, установила наличие у 26% положительного доминирования, отрицательного доминирования у 25%, а положительное подчинение продемонстрировали 25 %, отрицательное подчинение - 24 %.

Для выявления взаимосвязи мотивации достижения и индивидуально-личностного развития ребёнка старшего дошкольного возраста мы использовали метод непараметрического критерия Спирмена (p) в программе Excel.

Таблица 1.

.Матрица взаимных корреляций между признаками мотивации достижения успеха (методика И.Р. Алтуниной), самооценкой и самопринятием детей старшего дошкольного возраста (методика «Дорожки» Е. Фокиной), типами личностного поведения детей (методика Т.В. Сенько).

 

Признаки мотивации достижения успеха

Уровень самооценки и самопринятия

Типы личностного отношения доминирование (подчинение)

Индивидуальная деятельность

Инструментальные действия

0.04

0.05

Переживания в связи с успехом

0.58**

0.04

Переживания          в           связи           с

препятствиями

0.61*

0.04

Стремление получить помощь

0.04

0.03

Ожидание достижения целей

0.58*

0.02

Групповая деятельность

 

Инструментальные действия

0.02

0.4**

Переживания в связи с успехом

0.7**

0.02

Переживания          в           связи           с

препятствиями

0.65*

0.04

Стремление получить помощь

0.03

0.02

Ожидание достижения целей

0.7*

0.03

** – p <0,01;* – p <0,05.

  

Данные таблицы 1 демонстрируют наличие взаимосвязей между отдельными признаками мотивации достижения и типами личностного отношения детей к сверстникам. Так, можно констатировать, что наибольшие связи в основном зафиксированы между переживаниями детей в связи с успехом, переживаниями в связи с препятствиями, ожиданием достижения целей и самооценкой и самопринятием. Эти связи характерны как для индивидуальной, так и групповой деятельности. Только один вид связи обнаружен в групповой деятельности - между инструментальными действиями детей и типами личностного отношения (доминирование (подчинение). Установленные связи между мотивацией достижения и самооценкой мы объясняем тем, что наличие у ребёнка определённой самооценки вызывает соответствующее отношение к процессу достижения, а именно либо усиливает ожидание успеха, переживания самого процесса (при высокой самооценке), либо наоборот снижает их (при низкой самооценке).

 

Список литературы

 

1.     Алтунина И.Р. Структура и развитие мотивов и мотиваций социального поведения: автореф. дис.… д-ра пед. наук/ И.Р. Алтунина.- М.,2006.- 48с.

2.     Голубева А.Н. Психологические особенности проявления настойчивости у детей дошкольного возраста: дис. …канд.псих. наук/А.Н. Голубева.- М., 1955.-164 с.

3.     Магомед-Эминов М.Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации / М.Ш.Магомед-Эминов, И.А.Васильев // Вопросы психологии. - М., 1986. - №5. - с.161-168.

4.     Макклелланд Д. Мотивация человека/Д. Макклелланд .- СПб., 2007. - 672 с.

5.     Олесюк Н.В. Формирование мотива и мотивации достижения успехов у детей 4-5 летнего возраста: дис. ... канд. псих. наук/ Н.В. Олесюк. – М., 2007. - 207 с.

6.     Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен, Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - М.: Питер: Смысл , 2003 - 859 с.