Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
31 мая 2019г.

Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования самореализации взрослых людей с разной степенью удовлетворенности профессиональными обязанностями.

Ключевые слова: роль, ролевой образ, самореализация.

В современной научной литературе отмечается высокий интерес к проблеме ролевого поведения личности, главными понятиями при этом являются термины: «роль», «статус», «ролевой набор», «ролевое поведение», «ролевой конфликт». Роль - совокупность прав и обязанностей индивида, предопределенных его включением в социальную группу, что становится звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями личности. Статус - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. Ролевой набор (комплекс, система) - совокупность ролей характерных для человека определенного статуса. Ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию. Ролевой образ - сложный динамичный психологический феномен, представления о ролевом наборе (комплексе) как совокупности прав и обязанностей индивида, предопределенных его статусом на конкретной стадии онтогенеза.

Возрастной период взрослости достаточно длительный по сравнению с предыдущими этапами, главными возрастными задачами которого является 1) достижение идентичности и 2) достижение близости, особенности эмоционального функционирования личности во многом зависит от специфики решения этих задач. Один из принципов психосоциальной концепции - дихотомия, или наличие двух вариантов развития личности: конструктивная линия предполагает достижение идентичности и близости, деструктивная линия - ролевое смешение, ролевой конфликт и изоляция.

Очень важным для этого периода процессом является достижение идентичности, на что влияет степень самореализации, в том числе профессиональной. Предположение о том, что степень самореализации личности будет различной в группах с разным уровнем удовлетворенности профессией, проверено при помощи исследования, в котором приняло участие 2 группы мужчин (11 и 9 испытуемых) и 3 группы женщин (10, 7 и 5 человек соответственно). Группы были сформированы на основе анкетирования (цель которого заключалась в определении удовлетворенности профессией и семейной жизнью): были сформированы 2 группы мужчин (№ 1 - испытуемые, удовлетворенные своей профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей); 3 группы женщин (№ 1 – работающие женщины, удовлетворенные профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей, № 3 – не работающие женщины). С целью диагностики различных видов самореализации (социальной, профессиональной и личностной) проведена методика «Тест суждений самореализации личности» С.И. Кудинова [3].

Для того, чтобы определить наличие статистически достоверных различий между показателями группы № 1 и № 2 в выборке мужчин, использован метод математической статистики Т-критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий средних величин групп испытуемых, для групп женской выборки - метод Н-критерий Крускала-Уоллиса, который направлен на оценку различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя и более выборками [4].

Результаты применения Т-критерия Стьюдента к результатам испытуемых мужской выборки по методике «Теста суждений самореализации личности» С.И. Кудинова представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Сводные данные t-критерия в мужской выборке по методикам

«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

 

Группа

 

Шкала

X

Y

t-критерий

Примечание

Тест суждений самореализации личности

осмысленность целей-ценностей

17,2

10,3

3,9**

На уровне 0.01

осведомленность целей ценностей

12,5

6,4

4,4**

На уровне 0.01

энергичность

12,9

8,5

1,8

Тенденция

аэнергичность

13,1 17,7

17,7

2,4*

На уровне 0.05

оптимистичность

10,0

9,1

0,4

Различий нет

пессимистичность

17,0

8,2

4,4**

На уровне 0.01

интернальность

14,2

12,5

0,8

Различий нет

экстернальность

15,0

14,7

0,1

Различий нет

социоцентризм

16,9

15,6

0,6

Различий нет

эгоцентризм

12,6

7,3

4,1**

На уровне 0.01

креативность

11,7

12,0

0,1

Различий нет

консервативность

12,1

19,0

3,6**

На уровне 0.01

конструктивность

11,1

14,8

1,6

Различий нет

деструктивность

18,5

17,0

0,9

Различий нет

социальные барьеры самореализации

13,9

7,3

3,9**

На уровне 0.01

личностные барьеры самореализации

14,6

8,4

2,7*

На уровне 0.05

Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2



Обнаружен целый ряд существенных различий по «Тесту суждений самореализации личности», что позволило установить следующее. В группе испытуемых, чей ролевой образ окрашен положительно, в большей степени выражено стремление проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда. Они стараются не просто к профессиональной реализации, но и к реализации своих личностных интересов. Скорее всего, именно поэтому проявляют и тратят на это больше энергии, проявляя упорство, целенаправленность, устремленность, инициативность, настойчивость. При этом их взгляды более пессимистичны, тревожны и агрессивны, чем у испытуемых группы с негативным ролевым образом, что можно оценить как полезный уровень, который мобилизует их силы на преодоление препятствий.

Эта группа демонстрирует также аффективность и эгоцентризм, но при этом проявляют гибкость в отношениях, что заставляет окружающих считаться с их мнением, а также реально оценивают социальные барьеры на пути к цели. В сочетании с высоким жизненным тонусом, активностью, уверенность в себе, своих силах увеличивает их возможности, помогает реализовать себя.

В женской выборке проведенный анализ результатов респондентов трех групп (работающие женщины с положительным ролевым образом, работающие женщины с негативным ролевым образом, неработающие женщины) также получены значимые различия (таблица 2). Неработающие женщины имеют более противоречивые показатели: одновременно демонстрирую высокие показатели энергичности и аэнергичности, что говорит о нестабильности их состояния. Скорее всего, для домохозяек характерна некая цикличность энергетики: они то стремятся к самореализации, к достижению во что бы то ни стало определенных целей, то отсутствие социального признания их достижений словно «опустошает» их, снижает жизненный тонус. Для них, как и для работающие женщин с положительным ролевым образом характерно стремление реализовать себя в социальной сфере, основной побудительной силой при этом выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь бедным, слабым, немощным, больным, неуспешным и т.д. То есть женщина, как и прежде, может реализовать себя как в профессии, так и в семье.

Таблица 2. - Сводные данные Н-критерия в женской выборке по методикам

«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и  «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

 

Группа

 

Шкала

 

X

Y

Z

Н-критерий

Примечание

Тест суждений самореализации личности

1

осмысленность целей-ценностей

11,7

10,9

14,8

3,2

Различий нет

2

Осведомленность

ценностей

целей

10,1

10,1

12,2

1,8

Различий нет

3

энергичность

14,6

12,6

17,6

7,8**

На уровне 0.01

4

аэнергичность

13,1

16,6

18,4

6,2**

На уровне 0.01

5

оптимистичность

18,5

19,3

16,4

0,5

Различий нет

6

пессимистичность

17,3

14,4

18,6

1,8

Различий нет

7

интернальность

13,8

13,7

13,8

0,9

Различий нет

8

экстернальность

15,9

14,7

14,0

0,9

Различий нет

9

социоцентризм

18,0

14,8

20,4

5,4*

На уровне 0.05

10

эгоцентризм

19,5

13,1

18,0

8,6***

На уровне 0.001

11

креативность

14,6

10,4

10,8

8,7***

На уровне 0.001

12

консервативность

10,6

16,8

9,2

6,5**

На уровне 0.01

13

конструктивность

17,8

18,7

13,4

3,1

Различий нет

14

деструктивность

17,0

20,7

16,4

9,5***

На уровне 0.001

15

социальные

самореализации

барьеры

19,5

16,0

21,4

5,1*

На уровне 0.05

16

личностные                       барьеры

самореализации

17,5

12,0

17,0

5,8**

На уровне 0.01

Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2; Z - выборка испытуемых № 3



Но при этом большую креативность проявляют работающие женщины с положительным ролевым образом, используя разнообразнее схемы самореализации, яснее понимая свои цели в жизни, быстрее переключаясь с одного вида работы на другую.

Удовлетворенные своей работой женщины характеризуются эгоцентричностью, креативностью, не довольные своей работой – консервативностью, деструктивностью самореализации. Женщины домохозяйки показали высокий уровень социальных барьеров самореализации.

Таким образом, между группами испытуемых существуют статистически достоверные различия по показателям профессиональной самореализации.

 

Список литературы

 

1.   Ерина С.И. Психология работы с населением в кризисных ситуациях: учебное пособие. Ярославль:изд-во ЯрГУ.   2005.  238с. [Электронный ресурс]  /  Режим  доступа: http://lib.nspu.ru/umk/96c2c7cface40704/ (Дата обращения: 18.02.2018 г)

2.   Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 320 с.

3.   Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психодиагностика личности : учебн. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.

4.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2007. 376 с.