Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет удержана комиссия 3,5-5,5%
Подпишитесь на нашу рассылку
Будьте в курсе всех наших новостей и мероприятий
|
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЗРОСЛОЙ ЛИЧНОСТИ
Новосибирск
31 мая 2019г.
Аннотация. В статье приводятся результаты эмпирического исследования самореализации взрослых людей с разной степенью удовлетворенности профессиональными обязанностями.
Ключевые слова: роль, ролевой образ, самореализация.
В современной научной литературе отмечается высокий интерес к проблеме ролевого поведения личности, главными понятиями при этом являются термины: «роль», «статус», «ролевой набор», «ролевое поведение», «ролевой конфликт». Роль - совокупность прав и обязанностей индивида, предопределенных его включением в социальную группу, что становится звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями личности. Статус - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. Ролевой набор (комплекс, система) - совокупность ролей характерных для человека определенного статуса. Ролевое поведение – это поведение личности в группе, детерминированное ее статусом и той ролью, которую она играет в соответствии с этим статусом. Ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоречивости ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию. Ролевой образ - сложный динамичный психологический феномен, представления о ролевом наборе (комплексе) как совокупности прав и обязанностей индивида, предопределенных его статусом на конкретной стадии онтогенеза.
Возрастной период взрослости достаточно длительный по сравнению с предыдущими этапами, главными возрастными задачами которого является 1) достижение идентичности и 2) достижение близости, особенности эмоционального функционирования личности во многом зависит от специфики решения этих задач. Один из принципов психосоциальной концепции - дихотомия, или наличие двух вариантов развития личности: конструктивная линия предполагает достижение идентичности и близости, деструктивная линия - ролевое смешение, ролевой конфликт и изоляция.
Очень важным для этого периода процессом является достижение идентичности, на что влияет степень самореализации, в том числе профессиональной. Предположение о том, что степень самореализации личности будет различной в группах с разным уровнем удовлетворенности профессией, проверено при помощи исследования, в котором приняло участие 2 группы мужчин (11 и 9 испытуемых) и 3 группы женщин (10, 7 и 5 человек соответственно). Группы были сформированы на основе анкетирования (цель которого заключалась в определении удовлетворенности профессией и семейной жизнью): были сформированы 2 группы мужчин (№ 1 - испытуемые, удовлетворенные своей профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей); 3 группы женщин (№ 1 – работающие женщины, удовлетворенные профессией и семьей, № 2 – испытуемые, не довольные своей профессией и семьей, № 3 – не работающие женщины). С целью диагностики различных видов самореализации (социальной, профессиональной и личностной) проведена методика «Тест суждений самореализации личности» С.И. Кудинова [3].
Для того, чтобы определить наличие статистически достоверных различий между показателями группы № 1 и № 2 в выборке мужчин, использован метод математической статистики Т-критерий Стьюдента, который направлен на оценку различий средних величин групп испытуемых, для групп женской выборки - метод Н-критерий Крускала-Уоллиса, который направлен на оценку различий по степени выраженности анализируемого признака одновременно между тремя и более выборками [4].
Результаты применения Т-критерия Стьюдента к результатам испытуемых мужской выборки по методике «Теста суждений самореализации личности» С.И. Кудинова представлены в таблице 1.
Таблица 1. - Сводные данные t-критерия в мужской выборке по методикам
«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
Группа
Шкала
|
X
|
Y
|
t-критерий
|
Примечание
|
Тест суждений самореализации личности
|
осмысленность целей-ценностей
|
17,2
|
10,3
|
3,9**
|
На уровне 0.01
|
осведомленность целей ценностей
|
12,5
|
6,4
|
4,4**
|
На уровне 0.01
|
энергичность
|
12,9
|
8,5
|
1,8
|
Тенденция
|
аэнергичность
|
13,1 17,7
|
17,7
|
2,4*
|
На уровне 0.05
|
оптимистичность
|
10,0
|
9,1
|
0,4
|
Различий нет
|
пессимистичность
|
17,0
|
8,2
|
4,4**
|
На уровне 0.01
|
интернальность
|
14,2
|
12,5
|
0,8
|
Различий нет
|
экстернальность
|
15,0
|
14,7
|
0,1
|
Различий нет
|
социоцентризм
|
16,9
|
15,6
|
0,6
|
Различий нет
|
эгоцентризм
|
12,6
|
7,3
|
4,1**
|
На уровне 0.01
|
креативность
|
11,7
|
12,0
|
0,1
|
Различий нет
|
консервативность
|
12,1
|
19,0
|
3,6**
|
На уровне 0.01
|
конструктивность
|
11,1
|
14,8
|
1,6
|
Различий нет
|
деструктивность
|
18,5
|
17,0
|
0,9
|
Различий нет
|
социальные барьеры самореализации
|
13,9
|
7,3
|
3,9**
|
На уровне 0.01
|
личностные барьеры самореализации
|
14,6
|
8,4
|
2,7*
|
На уровне 0.05
|
Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2
Обнаружен целый ряд существенных различий по «Тесту суждений самореализации личности», что позволило установить следующее. В группе испытуемых, чей ролевой образ окрашен положительно, в большей степени выражено стремление проявить свои возможности, опыт, знания, умения и способности для улучшения отношений в коллективе, повышения производительности труда. Они стараются не просто к профессиональной реализации, но и к реализации своих личностных интересов. Скорее всего, именно поэтому проявляют и тратят на это больше энергии, проявляя упорство, целенаправленность, устремленность, инициативность, настойчивость. При этом их взгляды более пессимистичны, тревожны и агрессивны, чем у испытуемых группы с негативным ролевым образом, что можно оценить как полезный уровень, который мобилизует их силы на преодоление препятствий.
Эта группа демонстрирует также аффективность и эгоцентризм, но при этом проявляют гибкость в отношениях, что заставляет окружающих считаться с их мнением, а также реально оценивают социальные барьеры на пути к цели. В сочетании с высоким жизненным тонусом, активностью, уверенность в себе, своих силах увеличивает их возможности, помогает реализовать себя.
В женской выборке проведенный анализ результатов респондентов трех групп (работающие женщины с положительным ролевым образом, работающие женщины с негативным ролевым образом, неработающие женщины) также получены значимые различия (таблица 2). Неработающие женщины имеют более противоречивые показатели: одновременно демонстрирую высокие показатели энергичности и аэнергичности, что говорит о нестабильности их состояния. Скорее всего, для домохозяек характерна некая цикличность энергетики: они то стремятся к самореализации, к достижению во что бы то ни стало определенных целей, то отсутствие социального признания их достижений словно «опустошает» их, снижает жизненный тонус. Для них, как и для работающие женщин с положительным ролевым образом характерно стремление реализовать себя в социальной сфере, основной побудительной силой при этом выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь бедным, слабым, немощным, больным, неуспешным и т.д. То есть женщина, как и прежде, может реализовать себя как в профессии, так и в семье.
Таблица 2. - Сводные данные Н-критерия в женской выборке по методикам
«Тест суждений самореализации личности» (С.И. Кудинов) и «Тест на удовлетворенность браком» (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)
Группа
Шкала
|
|
X
|
Y
|
Z
|
Н-критерий
|
Примечание
|
Тест суждений самореализации личности
|
1
|
осмысленность целей-ценностей
|
11,7
|
10,9
|
14,8
|
3,2
|
Различий нет
|
2
|
Осведомленность
ценностей
|
целей
|
10,1
|
10,1
|
12,2
|
1,8
|
Различий нет
|
3
|
энергичность
|
14,6
|
12,6
|
17,6
|
7,8**
|
На уровне 0.01
|
4
|
аэнергичность
|
13,1
|
16,6
|
18,4
|
6,2**
|
На уровне 0.01
|
5
|
оптимистичность
|
18,5
|
19,3
|
16,4
|
0,5
|
Различий нет
|
6
|
пессимистичность
|
17,3
|
14,4
|
18,6
|
1,8
|
Различий нет
|
7
|
интернальность
|
13,8
|
13,7
|
13,8
|
0,9
|
Различий нет
|
8
|
экстернальность
|
15,9
|
14,7
|
14,0
|
0,9
|
Различий нет
|
9
|
социоцентризм
|
18,0
|
14,8
|
20,4
|
5,4*
|
На уровне 0.05
|
10
|
эгоцентризм
|
19,5
|
13,1
|
18,0
|
8,6***
|
На уровне 0.001
|
11
|
креативность
|
14,6
|
10,4
|
10,8
|
8,7***
|
На уровне 0.001
|
12
|
консервативность
|
10,6
|
16,8
|
9,2
|
6,5**
|
На уровне 0.01
|
13
|
конструктивность
|
17,8
|
18,7
|
13,4
|
3,1
|
Различий нет
|
14
|
деструктивность
|
17,0
|
20,7
|
16,4
|
9,5***
|
На уровне 0.001
|
15
|
социальные
самореализации
|
барьеры
|
19,5
|
16,0
|
21,4
|
5,1*
|
На уровне 0.05
|
16
|
личностные барьеры
самореализации
|
17,5
|
12,0
|
17,0
|
5,8**
|
На уровне 0.01
|
Примечание: Х - выборка испытуемых № 1; Y - выборка испытуемых № 2; Z - выборка испытуемых № 3
Но при этом большую креативность
проявляют работающие женщины
с положительным ролевым образом, используя разнообразнее схемы самореализации, яснее понимая
свои
цели в жизни, быстрее переключаясь
с одного вида работы на другую.
Удовлетворенные своей работой женщины характеризуются эгоцентричностью, креативностью, не довольные своей работой – консервативностью, деструктивностью самореализации. Женщины домохозяйки показали высокий уровень социальных барьеров самореализации.
Таким образом, между группами испытуемых существуют статистически достоверные различия по показателям профессиональной самореализации.
Список литературы
1.
Ерина С.И. Психология работы с населением в кризисных ситуациях: учебное пособие. Ярославль:изд-во ЯрГУ. 2005. 238с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lib.nspu.ru/umk/96c2c7cface40704/ (Дата обращения: 18.02.2018 г)
2.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 320 с.
3.
Кудинов С.И., Кудинов С.С.
Психодиагностика личности : учебн. пособие. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. 270 с.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2007. 376 с.
|
|