19 мая 2018г.
Основой профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел служит общение, которое в психологической литературе понимается как взаимодействие двух и более людей с целью обмена между ними какой-либо информацией.
Общение сотрудников правоохранительных органов включает в себя следующие виды:
- профессиональное общение – это общение определенной профессиональной группы, опосредованное профессиональной лексикой;
- социально-ролевое общение – общение, основанное на выполняемых социальных ролях (например, следователь и потерпевший, следователь и свидетель, адвокат и его подзащитный и т.д.);
- императивное общение – это общение, предполагающее нескрываемое воздействие на партнера с целью изменения его намерений, планов, установок, поведения;
- формальное общение – строго регламентированное общение;
- экспрессивное общение – строится на чувствах и эмоциях.
Структура профессионального общения сотрудников правоохранительных органов состоит из коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон.
Коммуникативная сторона профессионального общения – это непосредственный обмен информацией между общающимися. Сотрудник органов внутренних дел постоянно взаимодействует с различными категориями граждан: сослуживцем, начальником, человеком, которому нужна помощь, подозреваемым и т.д. С кем бы ему не приходилось общаться, в любом случае их взаимодействие будет основано на передаче или получении информации.
Перцептивная сторона – это восприятие, изучение и оценка собеседниками друг друга в процессе беседы. На процесс восприятия влияют как субъективные (цель общения, социальные установки, условия общения), так и объективные (внешность, речь, мимика) факторы.
Интерактивная сторона – это процесс взаимодействия собеседников в процессе общения. Цель интерактивной стороны – получение результата (например, изменение поведения собеседника).
В своей совокупности эти стороны приводят к тому, что профессиональное общение сотрудников
органов внутренних дел может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Деструктивное общение – это формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания1.
Причинами деструктивного общения выступают:
- различия в понимании ситуации;
- социальные, профессиональные, этнические стереотипы;
- различия в системе ценностных ориентаций, мировоззрения, профессиональных установок;
- предвзятое или пренебрежительное отношение к собеседнику;
- индивидуально-личностные характеристики, когда разные типы темперамента не могут найти общий язык.
Формами деструктивного взаимодействия могут быть:
- преднамеренное умалчивание информации;
1 http://studme.org
- нежелание общаться;
- проявление негативных черт характера (например, лицемерия, злорадства, хитрости и т.д.);
- агрессивно-конфликтное поведение;
- авторитарный стиль общения.
Деструктивное профессиональное общение всегда приводит к переживанию негативных эмоциональных состояний (гнев, обида, раздражение), выражающиеся в одном из видов стресса – состояний психического напряжения. В процессе деструктивного взаимодействия сотрудник правопорядка испытывает следующие виды стресса: острый (возникающий непосредственно в ходе деструктивного общения); дистресс (отрицательный – приводи к упадку сил организма, когда руки опускаются и нет желания что-либо делать); хронический (длительный стресс, который испытывают сотрудники ОВД постоянно общаясь с правонарушителями).
С целью профилактики негативных последствий деструктивного общения, сотруднику органов внутренних дел необходимо уметь использовать приемы саморегуляции – осознанное и системно организованное воздействие индивида на свою психику с целью изменения ее характеристик в желаемом направлении2.
В психологической литературе различают следующие формы саморегуляции:
- непроизвольную – происходит без участия силы воли (например, привыкание зрения к темноте);
- произвольную – требует сознательного управления собственным психическим состояниям, поведением, индивидуально-личностными характеристиками (целями, мотивами, установками);
- готовность индивида сознательно или бессознательно действовать в той или иной ситуации с помощью привычек, навыков и опыта.
Одним из наиболее простых и доступных методов саморегуляции является группа естественных приемов, включающая смех, улыбку, позитивное мышление, мечтание, забота о домашних питомцах, похвала со стороны значимого человека, водные процедуры, физические упражнения и т.д.
Для профилактики и предупреждения последствий деструктивного общения сотрудник внутренних органов также может использовать: аутогенную тренировку; дыхательные упражнения; самовнушение.
С педагогической точки зрения, показать возможности применения приемов саморегуляции, а также сформировать умения их использования можно на практических занятиях в ходе профессиональной подготовки полицейских.
Для формирования навыков использования методов саморегуляции может использоваться социально-психологический тренинг.
Тренинг - это один из эффективных методов активного обучения, цель которого - передача психологических знаний, а также развитие некоторых умений и навыков.
Перед проведением тренингового занятия, обучающимся в качестве самостоятельной подготовки может быть предложено знакомство со специальной литературой по теме предстоящего занятия.
На тренинге могут применяться следующие методы работы:
- кейс (проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения);
- деловые игры (имитация профессиональной деятельности);
- ролевые игры (исполнение определенных ролей с целью проработки определенной ситуации;
- групповые дискуссии (совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации);
- мозговой штурм (высказывание как можно большего числа идей по поводу проблемной ситуации и выбор лучшего).
Выполнив предлагаемые упражнения тренинга, у слушателей формируются необходимые знания, умения и навыки использования методов саморегуляции, которые они могут использовать в ходе профессионального общения для профилактики стресса.
2 http://psyera.ru
Список литературы
1. Галкина Н.Ю. Использование тренинга при обучении курсантов и слушателей в вузе системы МВД России // Вестник Дальневосточного юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации. - Хабаровск: ДВЮИ МВД РФ, 2012. – С. 112-115.
2. Общая психология /Учебник для вузов/А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2012. -583 с.
3. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. - М.: Транзиткнига, 20112. – 479 с.
4. Психология стресса и методы коррекции/Учебное пособие/ Ю.В. Щербатых-2-е изд. - СПБ.: Питер, 2012-256с.
5. Управление стрессом /Учебник/Джерольд С. Гринберг-7-е изд. СПб.: Питер, 2002.-496 с.
6. http://psyera.ru
7. http://studme.org