Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Ганс Селье, основоположник учения о стрессе утверждал, что жизнь человека не возможна без стресса. И действительно, современный человек постоянно испытывает стресс: при пробуждении, голоде или жажде, поиске работы, увольнении, сдачи ЕГЭ, переходе с одного места работе на другое, межличностном конфликте с коллегами по работе и т.д. Бывают ситуации, когда человек сам себе создает такие условия, чтобы испытать стресс (например, переход улицы в неположенном месте; диета; неприятный разговор с любимым человеком и т.д.).

В психологическом словаре стресс - это состояние напряжение, совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме человека под воздействием чрезвычайных и неблагоприятных факторов [5, с. 128].

В психологической литературе выделяют следующие виды стресса:

-   эустресс (положительный) - мобилизует силы организма (влюбленность; положительная оценка на экзамене);

-     дисстресс (отрицательный) - приводит к упадку сил организма (неудовлетворительная оценка;конфликт с сослуживцем);

-   физиологический - возникает в результате физической перегрузки организма, либо воздействия на него различных факторов внешней среды, носящих отрицательный характер (при замерзании в холодное время года);

-   хронический - стресс, оказывающий постоянное воздействие на организм (недостаток солнечного света в зимнее время года; отсутствие возможности для полноценного сна);

-   острый - стресс, возникающий после переживания человеком травмирующего события (неприятный разговор с начальником, ссора с близким человеком) и другие.

Основные признаки стрессового состояния:

-   чувство раздражительности или подавленности;

-    определенные проблемы с познавательными психическими процессами (например, увеличение времени запоминания заучиваемого материала; невозможность доказать свою точку зрения);

-   потеря аппетита или постоянное чувство голода;

-   отказ от постоянных занятий спортом и как следствие нездоровый образ жизни;

-   пессимистическое отношение к событиям в своей жизни;

-   постоянное недовольство собой и окружающими людьми;

-   отсутствие желания расслабиться.

В психологической литературе в качестве методов профилактики стресса рассматриваются приемы саморегуляции, которые понимаются как регуляция человеком своего состояния, поведения и деятельности, направленная на осуществление осознанных усилий по сохранению и поддержанию необходимого уровня жизнедеятельности, сдерживания проявления эмоций и т.д. [5, с. 114].

Все методы саморегуляции условно можно разделить на естественные (длительный сон; массаж; прогулки на свежем воздухе; уход за домашними животными; водные процедуры; смех, улыбка, юмор и т.д.) и специальные (управление дыханием; аутогенная тренировка; управление тонусом мышц и другие).

Следовательно, все методы профилактики стресса направлены на переключение внимания с того, что волнует человека, на то, что приносит удовольствие, а значит, сопровождается положительными эмоциями.

Большинство людей, если и знают, читали о методах профилактики стресса, в основном не используют их в ни в жизни, ни в профессиональной деятельности. Нами был проведен опрос обучающихся одного из образовательных учреждений высшего образования города Хабаровска. В исследовании приняли участие 35 респондентов. На вопросы о том, знаете ли вы что такое стресс, какие методы его профилактики стресса вы знаете и какими из них пользуетесь сами, были получены следующие ответы: большинство опрошенных (10,5%) смогли сформулировать четкое определение стресса, что по нашему мнению является показателем заинтересованности обучающихся в этом вопросе. В качестве методов профилактики стресса респондентами были названы: занятия спортом (10,5%); общение в социальных сетях (8,4%); шопинг (8,05%); просмотр интересного фильма (7%); изучение иностранного языка (6,3%); прогулки по городу или загородом (5,2%); здоровый, восьмичасовой сон (4,2%). Сами же опрошенные в качестве методов профилактики используют занятия спортом (9,8%) и общение в социальных сетях (7,7%). При этом 5,25% респондентов считают, что не испытывают стресс, поэтому не пользуются методами профилактики данного явления. Полученные результаты на наш взгляд являются свидетельством того, что принявшие участие в опросе знают о стрессе и методах его профилактики только с теоретической точки зрения. Для продуктивного использования методов профилактики стресса необходима практическая подготовка.

Во многих образовательных учреждениях системы высшего образования изучение дисциплин психологического блока сопровождается не только лекционными и семинарскими, но и практическими занятиями. Именно на практических занятиях можно показать обучающимся возможности использования методов саморегуляции для профилактики стресса. Как раз в подобном случае можно не просто теоретически рассмотреть, что такое стресс, но и проанализировать возможности применения того или иного приема саморегуляции с целью их дальнейшего использования в жизни и будущей профессиональной деятельности. Практические занятия можно провести либо в виде тренинга, либо выполнения нескольких упражнений, направленных на изучение методов профилактики стресса.

В психологической литературе под тренингом понимается метод активного обучения, при котором целенаправленно создаются условия для приобретения обучающимися опыта, ведущего к изменению их мышления и поведения, а также к выработке у них новых умений и навыков. Этот метод обучения направлен прежде всего на то, чтобы, максимально используя потенциал, знания и опыт каждого участника тренинга, специальными приемами создавать феномен «группового обучения» [5, с. 136].

Все участники тренингового процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, анализируют, моделируют ситуации, совместно ищут пути решения проблем. Занятие в виде тренинга позволяет задействовать мозг человека, его чувства, эмоции, волевые качества, творчество, то есть весь потенциал целостной личности.

Итогом занятия является рефлексия, направленная на выявление:

- самочувствия участников тренинга;

- оправдания ожиданиям тренинга;

- того, что хотелось бы еще узнать и проработать;

- того, чего удалось достичь, а что необходимо еще доработать (индивидуально каждому и группе в целом).

Выполнив предлагаемые упражнения тренинга, у обучающихся формируются необходимые знания, умения и навыки использования методов саморегуляции, которые они могут использовать для профилактики стресса как в повседневной жизни, так и будущей профессиональной деятельности.

Именно практические занятия могут стать тем инструментом, когда от теоретического рассмотрения проблемы произойдет переход к практическому применению полученных знаний.

 

Список литературы

 

1.     Галкина Н.Ю. Стресс как социально-психологическое явление // Социально-экономическое развитие России и Китая: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Биробиджан, 28 декабря 2015 г. / под. общ. ред. Е. Л. Луценко. — Биробиджан: ИЦ ПГУ им. Шолом- Алейхема, 2015. - С. 22-25.

2.   Горбатенко Д. А. Психология экзаменационного стресса // Молодой ученый. - 2016. - №15.1. - С. 87-89.

3. Общая психология /Учебник для вузов/А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. -583 с.

4.   Психология стресса и методы коррекции/Учебное пособие/ Ю.В. Щербатых-2-е изд. - СПБ.: Питер,2012-256с.

5. Словарь для начинающего психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2012. – 160 с.

6. Управление стрессом /Учебник/Джерольд С. Гринберг-7-е изд. СПб.: Питер, 2002.-496 с.