Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЕЩЁ ОДНА ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ДУШЕ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Что такое душа? В чем она состоит? Какие существуют части души? Душа смертна? Какова суть души? Именно с таких вопросов обычно начинается статья о душе. Мы в отличие от других будем использовать подобные вопросы не для того, чтобы заставить читателя искать ответы на них, а для того, чтобы расширить его точку зрения на данный феномен. Мы рассмотрим вопрос о природе души, покажем существующие (в науке или вне науки) ответы на данные вопросы, проследим сходные моменты традиционного понимания души у народов Анголы с некоторыми научными представлениями. А затем попытаемся обобщить данные взгляды и теории со своей точки зрения.

Проблема представления души является актуальной проблемой в настоящее время. Свидетельством этому является огромное количество исследований, проводимых в разных странах, пытающихся дать объяснение различным аспектам души. Несмотря на большое количество работ, их результаты и выводы, на наш взгляд, не дают возможности понять сущность, строение и механизмы души. Проблематичным является и тот факт, что в науке подробно изучена психика, психические явления. Однако вопросы о грани между психикой и душой, а также об их отношениях, возможном взаимовлиянии мало изучены.

1.     Из чего состоит душа?

Первым кто ответил на этот вопрос, был греческий философ Демокрит [3], считавший, что душа состоит из атомов. Этот ответ не объясняет ее природу, поскольку все известные нам вещи имеют атомарное строение. Для конкретизации данного положения введено понятие энергии, давно существующее на востоке. Это понятие на данный момент не является спорным. Ряд исследований, в частности, эксперимент, проводимый доктором технических наук К. Коротковым [3, 4] доказывает, что душа – есть энергия. Согласно представлениям многих народов Анголы, при рождении каждый человек получает жизнь, энергию. Эта энергия – некая субстанция, которая присуща всем живым существам — она есть жизненный принцип[7].

2.     Какие существуют части души?

Платон разделил душу на части. Вожделеющим началом обладает всякое живое существо, которое стремится удовлетворять свои телесные потребности. По его мнению, именно этой частью души человек «влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает охвачен другими вожделениями». Она составляет большую часть души каждого человека. Разумная часть противодействует или противоборствует стремлениям вожделеющего начала. Яростный дух — этой частью человек «вскипает, раздражается, становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу, и все подобные им муки, лишь бы победить» [2].

Аристотель критиковал Платона за деление души на части. Он говорил, что душа единая. Он вводит представление об отдельных способностях, силах души, которые только в переносном смысле называл частями. Душа как энтелехия — есть суть тела, причина и цель всех его действий; это то, что делает тело живым, постоянная возможность его жизненных функций, т.е. существующая и тогда, когда душа не «проявляет себя активно (например, во время сна)». Душа как ум — Аристотель говорит что, связь между телом и душой имеет свою границу. Она распространяется не на все психические функции. По его мнению, в душе человека есть часть, присущая определенной ступени человеческого развития — ум: это душа как проявление божественной сущности [1, 2, 6].

В ангольской культуре не рассматривается вопрос о разделении души на части. Душа понимается как единое целое [7].

Мы, в свою очередь, придерживаемся идеи Аристотеля о неделимости души, поскольку она есть энергия. Однако, как и вся энергия, она используются для чего-то. Это «что-то» мы называем направленностью. По направленности, мы разделяем психическую душу – энергия души, которая способствует работе психики; телесная душа – энергия души, способствующая работе тела.

Энергия души неразделима, она выполняет разные функции. Телесная душа отвечает за все, что происходит с телом: от процесса роста до умирания клетки. Чтобы понять какую функцию выполняет психическая душа, нужно объяснить связь между понятиями «мозг» и «психика». Невозможно иметь психику в отсутствии мозга, а также мозг без психики – неполноценный мозг. Таким образом, мозг человека – это своеобразный орган, передающий механизм, в котором формируется психика. Психика – это внутренний информационный центр, осуществляющий ориентировку во внешнем мире, управляющий своим состоянием и поведением для адекватного реагирования на запросы и требования внешнего мира. Психика – это орган, имеющий определённую структуру, для функционирования которой нужна энергия. Энергия души, находящаяся внутри психики, которая обеспечивает ее работу, называется сознанием. Сознание – это душевная энергия, приводящая психику к активности. То есть сознание – это состояние активности психики.

3.     Душа смертная?

По Демокриту, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Она не существует вне тела [2]. Учение Платона о судьбе души после смерти тела преследует этические, государственно-педагогические цели: после смерти душа ответственна за все действия тела. Аристотель говорит, что за исключением ума все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело [2, 6].

Этнические группы Анголы [7] едины в своем мнении по этому вопросу. Они считают, что смерть – это уход души из тела. Смерть освобождает жизненный принцип, то есть душу. Но душа, продолжает существовать.

Согласно нашим представлениям, душа – это энергия, которую человек получает с первого вдоха. Именно эта энергия дает человеку жизнь, т.е. душа – это жизнь. Ее отсутствие – это смерть. Другими словами, смерть – это отсутствие души в теле. Смерть – это некий термин, объясняющий распад связи между душой и телом. Уничтожение души, если это возможно, должно назваться другим термином.

4.     Что такое душа?

Ангольский народ дает много определений души. Согласно обобщенному представлению, душа  – это духовная сила, принцип интеллектуальной и нравственной жизни, оживляющий каждое существо[7].

Определение души всегда связанно с телом. Чтобы понять, что такое душа, представьте, что вы на бал- маскараде. Вы одеты в маску и определённый костюм, как и все люди вокруг. Все это происходит в определённом закрытом помещении, где на входе стоят охранники. Так вот, помещение, образно говоря, это мир, в котором мы живем, маска – это тело, а душа – это вы.

Тело – это физический, оружейный механизм, в котором душа проявляет свою активность. Душа – это внутреннее, энергическое пространство человека, обеспечивающее полноценную работу тела. Эта энергия имеет свои особенности. Представьте, что энергия души – это радуга, имеющая множество цветов (чёрный, белый, жёлтый, зелёный, красный и т.д.). Каждый цвет имеет свою функцию. Вся энергия войдет в человека, но не вся энергия находит свое предназначение. Скажем так, существует три группы энергии. А) Автоматическая энергия —    это та энергия, которая автоматически работает, войдя в тело. Образно говоря, чёрная энергия отвечает за работу сердца, жёлтая за процесс роста и т.д. Как только человек получает эту энергию, сразу же орган, за который она отвечает, автоматически начинает работать. Б) Развивающая энергия — такая энергия требует от человека усилий и времени. Поэтому результат этой энергии не проявляется сразу. Чем больше усилий, тем шире становится канал, где она проходит, и тогда ее эффект будет ярко выражен. Например: ум, разум у людей разные. В) Особая энергия — не все люди используют эту энергию, потому что каналы, где она проходит, закрыты. Открытие этих каналов некоторыми людьми приводит к тому, что у них проявляются сверхспособности.

5.     Какова суть души?

Суть души – это есть суть человека, суть человечности. Возможно даже и шире. Учёные из разных областей наук давно пытались дать логическое объяснение этой проблемы. Некоторые еще продолжают искать ответ. Мы считаем, что данная проблема сложна. Её понимание не доступно человеку. Дело в том, что психика человека способна решать внешние или внутренние (психические) проблемы. Она ограничена в своих способностях. Психика – это управляющий орган, результат слияния души и тела, направленный на решение внутренних психических и внешних проблем.

Однако, мы можем предположить следующее. Душа – это энергия. Как и вся энергия, она имеет определенный источник. Разные авторы по-разному трактуют и называют его. Например, Юнг использовал термин коллективное бессознательное [5]. Мы считаем, что энергия души одна с двумя полюсами: положительным и отрицательным. Суть души в том, что эти энергии войдут в человека, с её помощью человек совершает определённые действия. Физическое или психическое действие. От этих действий человек испытывает определённые эмоции – положительные или отрицательные. Эти эмоциональные энергии в определенный момент возвращаются к первоначальному источнику. Положительный к положительной, отрицательный к отрицательной энергии. Эти энергии обогащают главный источник. Главный источник – это тот узел, который объединяет все живое.

Важность предложенной нами теории в том, что она объясняет связь между душой, телом и психикой. Благодаря этому данная теория имеет огромную практическую значимость в разных областях наук, а также в работе психолога. Несмотря на то, что данная теория находится в процессе формирования, уже ясно какова её польза. А именно, зная какие механизмы позволяют входить энергии души в тело, человек становится способен решить практически все проблемы, в том числе и физические.



Список литературы

1.     Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию. – М.: АСТ, 2015.

2.     Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней. – М.: Трикста: Академический Проект, 2008.

3.     Коротков, К. Энергия наших мыслей: Как наши мысли влияют на окружающую реальность. — М.: Эксмо, 2009.

4.     Коротков, К. Энергия сознания. – СПб., 2014.

5.     Юнг, К. Очерки по психологии бессознательного. – М.: Когито-Центр, 2010.

6.     Ярошевский, М.Г. История психологии от античности до середины ХХ века. – М.: Академия, 1996.

7.     Altuna, Raul Cultura tradicional Banto/ Raul Altuna// Paulinas editora — Prior Velho (Portugal) - 2014.