Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

В ПОИСКЕ ФОРМУЛЫ ИДЕАЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Современная система образования отражает в себе все веяния времени, начиная от новейших методик и технологий преподавания до возможности ученикам и их родителям свободно выбирать учебное заведение как внутри страны, так и за рубежом. Кроме того, ученик имеет возможность получать знания и сдавать экзамены всеми возможными способами: посещение школы (традиционный вариант), дистанционное обучение, индивидуальное обучение, видео-уроки, с привлечением Skype технологии и другими. Преимущества и достоинства современных образовательных и информационных технологий не вызывает сомнений, вместе с тем они не могут заменить учителя. Учитель, по-прежнему, главная фигура образовательного процесса. Какие бы реформы и нововведения не были реализованы в современных школах, первыми проводниками этих реформ являются учителя, которые, часто опережая время, пропускают через себя все преобразования, осмысливают их, трансформируют свою педагогическую деятельность, отбирают все лучшее, что есть в мировой педагогике, и реализуют на практике все достижения науки, технологии и психологии. А главное – лучшие учителя используют все те методы и концепции, которые выдержали проверку временем и не устаревают по сей день. Каким должен быть современный идеальный учитель, чтобы отвечать всем требованиям, предъявляемым к педагогу и качеству образования сегодня? На каждом историческом этапе развития мировой педагогики исследователи образования, философы, психологи, социологи, сами учащиеся занимались поиском идеальной модели или формулы идеального учителя. Для этого они анализировали состояние развития образования и высказывали свое видение того, каким должен быть идеальный педагог, какими профессиональными и личностными характеристиками он должен обладать. Обобщим мнения ученых и остановимся кратко на самых интересных высказываниях.

Американский педагог Э. Мэнсфилд в своей книге «Аmeriсаn Education, its Principles and  Elements», опубликованной еще в 1853 году, описал те качества школьного учителя, без которых он не может стать хорошим педагогом. Все требования сводятся к трем составляющим: 1. глубокие знания тех предметов, которые преподает учитель; 2. знания методики преподавания; 3. определенные личностные качества. На страницах своей книги Э. Мэнсфилд не использует термин «идеальный учитель», однако он постоянно размышляет о хороших учителях, без которых невозможно воспитать и обучить достойных граждан общества. Для того чтобы составить формулу современного идеального учителя, важно обратить внимание на те качества, которым Э. Мэнсфилд придавал огромное значение.

Выделим самые главные: совершенное знание своего предмета; «осмысленное понимание принципов, отношений внутри предмета, причин и следствий» [5, с. 65]; способность анализировать и логически рассуждать; умение научить своих учеников думать; учит не имитировать, а размышлять, самостоятельно приходить к выводам; умение интерпретировать знания, факты и т. п.; иметь богатый язык и речь; умение четко и ясно излагать свои мысли; ясная, выразительная и последовательная речь; логика; последовательность;  понимание важности обладания базовыми знаниями из всех областей наук и культуры и стремление их пополнить; искренне любит и гордится своей профессией; четкое видение целей образования и знание способов их достижения; «доброе сердце и добрая воля» [5, с. 86]; врожденный или приобретенный такт; умение обобщать материал; постоянная работа над собой и совершенствование; способность управлять классом для поддержания дисциплины и мотивации обучения.

Что думают ученые, практикующие педагоги, психологи и исследователи школьного образования о личности идеального учителя спустя сто лет после Э. Мэнсфилда? Обратимся к размышлениям видного американского ученого – педагога и психолога Джерома Брунера: «Учитель, чтобы стать эффективной моделью компетентности, должен быть повседневной рабочей моделью, с которой можно взаимодействовать. Он должен стать не столько образцом для подражания, сколько участником внутреннего диалога учащегося с кем-то, чье уважение ему нужно, чьи стандарты он хочет сделать своими собственными». [4, c. 124].

ХХ век выдвигает новые требования к идеальному учителю. Кроме всех необходимых традиционных характеристик мы замечаем и новые: образование становится многокультурным, учитель теперь должен учитывать в своей педагогической деятельности особенности различных культур, гендерные, религиозные, традиционные ценности учащихся, понимать их, воспитывать в себе и детях толерантность и уважение к личности любого человека. Кроме того, особое значение придается применению новейших образовательных технологий. В ХХ веке набирает оборот тестирование, как проверка знаний учащихся, альтернатива устным и другим экзаменам. Внедрение элементов тестирования постепенно распространяется по всему миру и, в той или иной степени, оказывает влияние на процесс и сущность образования. Таким образом, тестирование требует от учителя пересмотра планирования, перераспределение акцентов в преподавании, учет потребностей общества, соответствие программы обучения новым стандартам образования. При этом от учителя, его личностных и профессиональных качеств зависят результаты обученности школьников. Как учитель должен мотивировать учащихся, чтобы они показывали хорошие результаты на итоговых тестах и поступали в лучшие университеты и колледжи?

Дж. Брунер искренне убежден в том, что «нельзя совершенствовать содержание обучения без повышения педагогического мастерства учителей, так же как нельзя оздоровить обстановку в семье, не прививая родителям элементов педагогической культуры и культуры отношений в целом. Учителю вообще принадлежит ключевая роль в любых коллективных усилиях, направленных на совершенствование системы образования. Учителя тут должны выступить двигателями перемен» [3, с. 108]. На протяжении многих десятков лет Дж. Брунер неоднократно повторял, что педагоги, в первую очередь, должны помнить о том, что их задача состоит в развитии в детях интеллектуальных способностей и умения мыслить.

Какие еще важные характеристики должны быть включены в формулу идеального учителя, чтобы она была законченной и оптимальной? Многие ученые, педагоги высказываются о важной роли энтузиазма учителя, который способен не только зажечь в детях огонь  знаний, но и заставить их полюбить  школу, школьные предметы, поддерживать интерес к познанию нового. Дейв Берджес в своей книге «Обучение как приключение» (оригинальная версия «Teach like a pirate») пишет: «Я считаю, что мастерство педагога начинается со страсти к тому, что вы делаете, и окончательно оформляется в виде вашего энтузиазма» [2, с. 99]. Но кроме энтузиазма необходима также энергия учителя, которая вкупе с энтузиазмом способна творить чудеса. Учитель, полный позитивной созидающей энергии, не оставляет равнодушными своих учащихся и умеет придать преподаванию нужный импульс; энергия учителя передается ученикам, способствует их эффективной познавательной деятельности. Равнодушный, флегматичный, излишне спокойный учитель никогда не сделает уроки интересными и увлекательными, а его рутина преподавания посеет скуку и убьет окончательно интерес к учебе.

Для поиска формулы идеального школьного учителя весьма интересными и показательными будут формулы идеальных американских учителей, выведенные из интерпретации и анализа американской типологии типов личности Майерс-Бриггс [1]. Автором статьи была сделана попытка выделить идеальные типы американских учителей. Анализ типологии позволил определить два идеальных типа учителя для цикла гуманитарных наук и два представителя, идеальные для преподавания цикла точных дисциплин. Формулы идеальных учителей «для гуманитарного цикла – ENFJ и ESFJ» [1, с. 239]. Для цикла точных дисциплин формулы имеют следующий вид: «ESTJ и ENTJ» [1, с. 239]. Кратко расшифруем эти формулы: ENFJ – экстраверт, интуитивный, чувствующий, рациональный.

ESFJ – экстраверт, сенсорный, чувствующий, рациональный. ESTJ – экстраверт, сенсорный, логический, рациональный. ENTJ – экстраверт, интуитивный, логический, рациональный.

Интерпретация многочисленных исследований о личности педагога и его характеристиках позволяет вывести общую формулу идеального учителя, которая приобретает следующий вид:

3Э (ЛЛК+НПК)

Э1 – Энтузиазм

Э2 – Экстраверсия Э3 – Энергия

ЛЛК – лучшие личностные качества

НПК – необходимые профессиональные качества

Прокомментируем составляющие получившейся формулы. Не вызывает сомнений, что без энтузиазма и энергии невозможно стать идеальным учителем. Экстраверсия, как важнейшая характеристика идеального учителя, требует некоторых объяснений и обоснований.

Если уж мы хотим вывести формулу идеального учителя, то важно указать на то, что он обязательно должен быть Экстравертом, т. к. именно Экстравертированные учителя способны наилучшим образом активизировать учебный процесс, их энергии хватит на каждого ученика. Они общительны, хорошие рассказчики, охотно идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Для учителя-экстраверта работа в коллективе доставляет огромное удовольствие, где он проявляет все свои лучшие качества. Учитель-экстраверт быстро реагирует на все, даже незначительные изменения, хорошо обрабатывает потоки информации, он легко и быстро входит в контакт с детьми, коллегами. Поскольку деятельность учителя в школе состоит из сотни мелких и крупных дел, то только экстраверт может справляться с ними, правильно направляя свою энергию, выделяя главное и второстепенное, реагируя адекватно на все изменения и нововведения. Хотя можно встретить прекрасных учителей из числа интровертов, все же идеальными педагогами в большей степени становятся экстраверты.

ЛЛК – Лучшие личностные качества идеального учителя характеризуют его, прежде всего, как человека. Хорошими учителями, близкими к идеалу, становятся немногие представители педагогической профессии. Отбор на должность учителя должен начинаться с анализа личностных качеств, до поступления на педагогические факультеты колледжей или университетов, и если они соответствуют «идеалу учителя», тогда можно развивать и профессиональные качества, которые приобретаются, совершенствуются в практической деятельности. Тот набор профессиональных компетенций, которые приобретаются на педагогическом факультете, составляют тот минимум, без которого учителю будет трудно успешно работать в школе. Однако профессиональные навыки приобретаются только в практической работе, а личностные качества являются теми врожденными характеристиками, которые уже не меняются со временем. Любовь к детям, к профессии или есть – или ее нет. Перечислим самые важные личностные качества учителя, которые чаще всего упоминают известные ученые, психологи и педагоги. Это: вдохновленность, гибкость, внимательность, доброта, коммуникабельность, креативность, культура, оптимистичность, позитивность, отзывчивость, интуиция, стрессоустойчивость, толерантность, эмпатия, чувство юмора. Перечень лучших характеристик идеального учителя может быть продолжен, но формула не требует углубления в суть составляющих, главное – указать то значимое, без чего не получится «идеальный учитель».

НПК – Необходимые профессиональные качества должны отражать то время, и те условия, в которых трудится педагог. Профессиональные умения, или как сегодня их называют – компетенции будут слегка отличаться, и корректироваться в зависимости от обстоятельств, эпохи, требований времени. Одними из необходимых профессиональных качеств современного идеального учителя являются умение работать с информационными технологиями, владение новейшими методиками преподавания и коммуникабельность. В начале ХХ века профессиональная компетентность, связанная с инфотехнологиями отсутствовала в виду отсутствия упомянутых технологий, но были востребованы другие необходимые профессиональные качества – умение поддерживать дисциплину, ораторское искусство, умение объяснять и заставлять учащихся беспрекословно подчиняться учителю. Среди необходимых профессиональных качеств во все времена были востребованы знания из области детской и возрастной психологии, умения ставить и достигать педагогические задачи, наблюдательность, ответственность, развитие учебной мотивации и рациональность. Рациональность учителя заключается в том, что он умеет планировать свою педагогическую деятельность и доводит все намеченные дела до конца, пунктуален, хорошо дисциплинирован, имеет стабильную работоспособность. В каждый период развития общества необходим свой набор профессиональных компетенций учителя, который меняется, дополняется или сокращается согласно новым реалиям.

 

Список литературы

1.     Астапенко Е.А. Идеальный американский учитель по американской типологии Майерс-Бриггс [текст] / Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. Выпуск 2. C. 235-241.

2.     Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными [Текст] / Дейв Берджес. – Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 238 с.

3.     Брунер Дж. Культура образования [Текст] / Брунер Джером; [пер. Л.В. Трубициной, А.В. Соловьева]; Моск. высш. шк. Социальных и экон. наук. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с. – (Образование: мировой бестселлер).

4.     Bruner J.S. Toward a Theory of Instruction [Текст] – Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1967. – 176 p.

5.     Mаnsfield Edwаrd D. Аmeriсаn Eduсаtion, its Prinсiples аnd Elements [Текст]. – New York, 1853. – 330 p.