Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2016г.

Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала становлению инновационной экономики, формированию у обучающихся гражданской идентичности, активности, мобильности, самостоятельности в решении жизненных проблем, навыков сотрудничества,  чувства ответственности за то, что происходит вокруг. Эти задачи сформулированы в нормативных документах: «Закон об Образовании», ФГОС, Президентской программе «Наша новая школа». Именно поэтому способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права в рамках позитивных взаимоотношений с социумом, активное участие в преобразовании окружающей действительности становятся приоритетными компетенциями личности, которые должен приобрести обучающийся в школе.

Важная роль в подготовке подрастающего поколения, способного не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их, принадлежит гражданскому образованию, в основу которого положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач на современном этапе развития Российской Федерации.

Воспитание подрастающего поколения сегодня происходит в сложных условиях социально- экономического и политического реформирования. Современное общество изменило и усложнило задачи общеобразовательной школы в плане обучения и воспитания [5] .

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Исходя из этого, приоритетным ориентиром образования становится подготовка личности, готовой к интеграции в определенную среду. Интеграция как форма взаимодействия индивида  с социальной средой предполагает  активное вхождение в социум, способность влиять на среду, противостоять ее негативным влияниям, изменяя условия жизни или самого себя [6].

Социальное проектирование – это вид социально значимой деятельности, направленный на внесение изменений в социальную среду посредством разработки и реализации различных проектов [5].

Суть социального проектирования заключается во включении обучающихся в самостоятельную, координируемую учителем деятельность по позитивному преобразованию социума во взаимодействии с представителями органов власти, с общественными организациями, с другими социальными партнерами.

Разработка и реализация социального проекта задействует когнитивный, практический и эмоциональный компоненты процесса формирования гражданской позиции обучающихся, актуализирует знания о государстве, праве,  гражданском  обществе,  о  правах  и  обязанностях  гражданина;  позволяет   проявлять отношения эмпатической направленности к социальным группам и гражданам; получить опыт гражданского участия, способствующий формированию отношения к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину [3, с. 201].

Объектом проектной деятельности является социум во всем своем многообразии (группы, отношения, процессы). Участвуя в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (восстановление или сохранение памятников, озеленение парковых зон, оказание помощи социально незащищенным слоям населения, организация акций по профилактике негативных явлений социальной жизни), подрастающее поколение приобретает не только гражданские навыки и умения, но и открывает новые возможности. Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности.

Данный метод активно используется в воспитании и обучении, так как позволяет отойти от традиционализма, преодолеть пассивность обучающегося, включить его в активную преобразовательную деятельность.

Итак, считается, что проект – это идеальное видение конечных результатов деятельности. Проект всегда направлен на получение определенного результата – достижение цели. Проект обычно предполагает целый комплекс взаимосвязанных целей и задач. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты.

Проекты сложны по своей сути. Они включают в себя выполнение разнообразных взаимосвязанных действий: некоторые промежуточные задачи не могут быть реализованы, пока не завершены другие задачи, некоторые процессы могут осуществляться только параллельно, если нарушается синхронизация выполнения задач, то весь проект может быть поставлен под угрозу. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Для того чтобы проект был завершен в намеченное время, готовятся графики, показывающие время начала и окончания этапов и задач, входящих в проект

Проекты – мероприятия неповторимые и однократные, хотя степень уникальности может сильно отличаться от одного проекта к другому.

В проектной деятельности самое главное – обозначение проблемы. Выявление некой потребности, которая должна быть удовлетворена в ходе работы. Если проблема не обозначена, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность. Это можно назвать самостоятельной творческой работой.

Часто путают информационный проект и реферат. Реферат – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Информационный проект должен содержать предмет поиска с обозначением промежуточных результатов, аналитическую  работу, обобщение, выводы и т.д.  до получения результата, внешнюю  оценку, рефлексию. Самой яркой страницей исследования является презентация проекта, его защита, Но в век современных информационных технологий, нам, к сожалению, не хватает возможностей, чтобы все достойно представить.

Социальный проект – принципиально новый документ, требующий от лидеров и руководителей организаций знаний и использования определенной техники в области проектирования.

Критерии хорошего социального проекта:

– полнота разработки (имеется конкретное, детальное видение конечных результатов по всем основным параметрам развития проекта);

– реальность (имеется реальная возможность достижения намеченных результатов);

– масштабность (максимальные количественные и качественные результаты деятельности);

– целостность (не противоречие основных компонентов);

– инновационность (использование новых методов работы при достижении цели, авторство разработки);

– актуальность (востребованность обществом);

– перспективность (возможность развития в будущем);

– возможность ресурсной поддержки [5].

Социальные проекты дают возможность участникам связать и соотнести общие представления, полученные на уроках, с реальной жизнью. Участвуя в реализации проектов, школьники проявляют свою гражданскую позицию, активность, ответственность, что способствует воспитанию таких качеств как целеустремленность, последовательность, настойчивость, умение отстаивать свое мнение, доводить начатое дело до конца и др.

В условиях неопределенности социально-экономической среды решение какой-либо значимой социальной проблемы целесообразно начинать с разработки социального проекта. Без хорошо разработанного социального проекта трудно надеяться на ресурсную поддержку государственных органов, потенциальных спонсоров, вызвать доверие у деловых партнеров; социальный проект – важный инструмент управления деятельностью общественной организации, эффективного использования имеющихся у нее ресурсов, контроля продвижения к намеченной цели.

Социальное проектирование – это школа гражданского воспитания подрастающего поколения. Как никакая другая  деятельность, способствует воспитанию гражданской активности, готовит к жизни и труду. Перестройка самоощущения личности, создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе сверстников, создание каждому ситуации успеха и принятия окружающими - важные достижения проектировочной деятельности в развитии социальной компетентности. Исследователи выделяют ряд качеств, овладение которыми позволит развивать социальную компетентность: толерантность, коммуникабельность, умение работать в команде и креативность, а также самодеятельность, понимаемая как владение алгоритмами проектной деятельности.

Такое социальное проектирование дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, поэтому приобретение обучающимися данного опыта в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности.

Использование метода проектов в школе помогает в обучении и развитии учащихся, так как обеспечивает определенную степень самостоятельности обучающегося и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у обучающихся чувство успеха. Данный метод позволяет нестандартно подойти к деятельности ребенка, активно влиять на интеллектуальное и эмоционально- ценностное развитие, качественно изменить мотивацию обучающегося – преобразовать внешние мотивы во внутренние. А значит – повысить уровень овладения теоретическими знаниями и практическими навыками. Преобразовать не только деятельность обучающегося, но и отношение к самому процессу. Социальное проектирование позволяет активно включать в общественную жизнь подрастающее поколение, одновременно воспитывая, обучая и развивая [4, с. 217].

Оно сочетает формирование навыков социального проектирования с глубоким усвоением основ общественных наук. Именно в этом контексте возможны развитие и гражданское становление личности, формирование социально значимых ценностных ориентиров и установки на активное участие в развитии страны, формирование гражданской позиции как системы отношений к государству, праву, гражданскому обществу, к самому себе как гражданину [2, с. 95].

При это происходит освоение, отработка социальных навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной [1, с. 127].

Таким образом, задачами социального проектирования являются:

– формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия;

– развитие способностей учащихся в различных сферах деятельности, к которым они испытывают склонность, умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело;

– развитие исследовательского и критического мышления;

– повышение личностных компетенций.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: включение социального проектирования в учебно- воспитательный процесс позволяет вовлечь юных российских граждан в общественную жизнь, что формирует, развивает и стимулирует активную жизненную позицию, а успешность деятельности обучающихся способствует развитию социальной компетентности, его самореализации и социализации. А использование проектного метода в обучении способствует развитию познавательной активности; учит овладевать навыками исследовательской деятельности, работать с различными источниками и видеть проблемы и предлагать пути их решения; способствует воспитанию социальной активности и воспитывает обязательность и ответственность при выполнении заданий в намеченные сроки.

Разрабатывая разнообразные проекты, школьники одновременно являются непосредственными участниками становления гражданского общества в России.

 

Список литературы

1.      Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь. – М.: 2004 - 413 с.

2.      Берестова Л.И. Основы технологии социального прогнозирования и проектирования: учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

3.      Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000– 416 с.

4.      Луков В.А. Социальное проектирование: учебное пособие. – М.: издательство Московского гуманитарного университета: Флинта, 2007. – 240 с.

5.      http://aplik.ru/konspekty/luchshie/proektnaia-deiatelnost-kak-sredstvo-formirovaniia-i-razvitiia-kompetentnostei- uchashchikhsia-na/?singlepage=1

6.      http://nasha-novaya-shkola.ru/?q=node/4