Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Авторы:
Город:
Севастополь
ВУЗ:
Дата:
19 мая 2018г.

Аннотация: В статье обоснована актуальность и рассматриваются теоретические основы формирования представлений о русской народной игрушке у детей шестого года жизни.

Ключевые      слова:      этнокультурное     воспитание,      народная     игрушка,      программы      по этнокультурному воспитанию, критериальная характеристика.

Актуальность проблемы. Важность этнокультурного воспитания в современных условиях подчеркивается во многих нормативных документах Российской Федерации. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что «приобщение детей к культурному наследию предполагает создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества» [8,с.6]. Это акцентирует внимание на необходимость сохранения и усиления ощущения причастности к родовым, этнонациональным ценностным основам в этнокультурном воспитании детей. При этом должное внимание необходимо уделять формированию представлений у детей дошкольного возраста к народной игрушке.

Однако, в настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Но только лучшие образцы народного творчества неизменно привлекают внимание своей необычной формой, удивительной раскраской. Это, например, дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые нам еще с детских лет, которые становятся лишь образцом созерцания, а не проводником сложившейся многовековой историей, которую должна нести игрушка.

Таким образом, следует уделить больше внимания народной игрушке, чтобы она вошла в обиход и воспринималась не только как произведение искусства, но и как источник культурного наследия своего народа. Следовательно, целью нашей статьи является рассмотрение теоретических аспектов формирования представлений о народной игрушке у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ проблемы исследования. В дошкольном возрасте происходит становление личности , предусматривающие приобщение к национальной культуре. Это связано с тем, что в дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом.

Проблему формирования представлений детей шестого года жизни о русской народной игрушке рассматривали в своих исследованиях Д.И. Фиголь, А.С. Найден, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др. Ученые раскрыли художественную специфику народной игрушки как особой разновидности декоративно – прикладного искусства.

В работах современных исследователей (Е.А. Кадола, Л.В. Прокопьева, Е.Н. Ковычева, С.В. Гузенина) представлена характеристика русских народных промыслов с их подробным описанием. Ценность русской народной игрушки, ее значение в развитии ребенка обоснована Г.Л. Дайн, Е.В. Ковычева, Е.А. Покровский, Л.В. Прокопьева.

Действительно, народная игрушка несет в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, а также имеет значительно высокие качества и широкие воспитательные возможности для развития личности ребенка, формируя собственную картину мира, расширения мировоззрения ребенка, его опыта организации и саморегуляции своей деятельности, развивает эмпатию, помогает выработать способность управлять собственными действиями в соответствии с интересами других людей и требованиями социума, узнать о традициях и участвовать в них.

В системе дошкольного образования этнокультурное воспитание рассматривается в контексте морально-нравственного воспитания и, чаще всего, отождествляется с социальным развитием ребенка.

В условиях вариативности образования, закрепленной в Законе РФ «Об образовании» (2012г.) для дошкольных образовательных учреждений разработан ряд программ («Детство»[1], «Детский сад – Дом радости» [2], «Истоки» [4], «Радость творчества» [6], «От рождения до школы»[5]), которые призваны знакомить детей с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства», приобщать к прошлому и настоящему своей культуры, знакомить с народными промыслами, включая русские народные игрушки (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская и т.д.) как необходимость приобщения детей к народной культуре.

Анализ вышеизложенных программ позволяет утверждать, что должное внимание уделяется рассматриваемой проблеме, но не достаточно раскрыты прикладные аспекты формирования представлений детей шестого года жизни о русской народной игрушке. Практика показывает, что чаще всего воспитатели используют возможности театрализованной деятельности при ознакомлении детей с народной игрушкой. В рамках театрализованной деятельности должное внимание уделяется применению театрализованных игр, характерными особенностями которых являются литературная и фольклорная основа их содержания, игровое действие, предмет, костюм или кукла, которые имеют большое значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

При обосновании критериев сформированности уровней представления детей шестого года жизни о русской народной игрушке мы взяли за основу программу «От рождения до школы» [5]. В данной программе выделены следующие критерии:

– знания о русской народной игрушке;

– знание характерных особенностей русских народных игрушек;

– умение украшать игрушки декоративной росписью.

Также в данной программе обоснованы следующие показатели, характеризующие умение детей старшего дошкольного возраста различать русские народные игрушки:

-   проявляет интерес к русским народным игрушкам и с удовольствием вступает в игру;

-   знает характерные особенности русских народных игрушек, аргументирует выбор той или иной игрушки;

-   знает и в основном правильно называет русские народные игрушки;

-   при восприятии русских народных игрушек может дать им эстетическую оценку;

-   соотносит бумажные силуэты с русскими народными игрушками и украшает в соответствии с особенностями народной росписи.

Обобщая сведения по исследуемой проблеме, можно сделать следующие выводы, что народная игрушка - способ передачи материального и духовного опыта общества, и самого важного, вневременного, и актуального своей исторической конкретностью.

Для детей игрушка ценна своей способностью ненавязчиво и эффективно забавлять, развлекать, обучать, воспитывать и развивать.

Таким образом, нами были рассмотрены теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народной игрушке.

 

Список литературы

 

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.СПб.: Детство – пресс, 2014.- 321 с.

2.   Детский сад — Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] / Под ред. Н.М. Крылова. - 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. — М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.

3.   Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 12 г. № 273 – ФЗ в редакции на 01. 09. 2015 г. - М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.

4.   Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд.[Текст] / М.: ТЦ Сфера, 2014 - 161 с.

5.    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

6.     Радость творчества: Программа ознакомления детей 5-7 лет с народным искусством по дополнительному образованию [Текст] / сост. О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова, В.В. Гербова. Мозаика-Синтез, 2008.-401с.

7.     Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. -М.: ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121

8.   Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. 2 мая 2015г. утверждена распоряжением Правительства РФ № 996-р. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http // government.ru (дата обращения: 15.03.2018).