Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ПОНИМАНИЯ ДЕЛИКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В ТЕХНОЛОГИИ МЕДИАГЕРМЕНЕВТИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

Приоритетным направлением развития современного образования является линия духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [1-4]. Один из рисков развития нового поколения, которое стремительно быстро формируется под влиянием новых цифровых информационно-коммуникативных технологий, является риск ценностного и межпоколенческого разрыва отношений и социально-ролевых связей, что в частности приводит к значительному повышению риска асоциального поведения [1, 4]. Проблема разработки адекватных психолого-педагогических методов перенастройки ценностных ориентация и создания условий для адекватной социализации делинквентных подростков стоит достаточно остро.

Рефлексивно-позиционный метод психолого-педагогического сценирования ситуаций развития личности и способностей учащихся (Н.Б. Ковалева, 2008) является одним из эффективных подходов к решению данной задачи [3-10]. Основная цель метода – создание условий для формирования личностно-смыслового компонента позиционности субъекта [7, 8] в контексте совершаемого им мировоззренческого открытия [9, 12].

В качестве условий, необходимых для совершения такого открытия принято выделять: 1) формулировку лично важного для подростка вопроса; 2) проблематизацию и подведение субъекта к открытию недостаточности собственной картины мира; 3) создание условий для поиска новых оснований и пересмотра картины мира в среде художественных образов и образцов с учетом принципов возрастной психологии; 4) присвоение новых ценностей в ситуации творческого действия, проектируемого как ответ на актуальный вопрос в опоре на воспринятые культурные метафоры и идеи [5, 6, 8]. При этом сама возможность совершения мировоззренческого открытия обусловлена характеристиками таких метапредметных способностей субъекта как понимание, воображение, рефлексия, самоопределение, исследование, проектирование[3, 4, 7, 8, 11]. В частности, феномены «вмененного понимания» чаще всего не позволяют выйти за грань репродуктивных потребительских установок сознания [10].

Базисным теоретическим положением рефлексивно-позиционного подхода является также определение позиции как «способов» реализации ценностей (Н.Г. Алексеев, 1984) [5, 6]. Это очень важное положение с точки зрения духовного воспитания делинквентных подростков, так как именно неразборчивость в средствах самореализации или иного действия чаще всего и выводит их за грань социально-одобряемого поведения. Озабоченность данной проблематикой побудила меня положить рефлексивно-позиционный метод в основу организации занятий с делинквентными подростками (12-17 лет), находящихся в Центре временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП г. Москвы), за совершенные нетяжкие уголовные и административные нарушения. Эти подростки по происхождению - в основном из неблагополучных семей и имеют отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Идея сценирования такого рода занятий состояла в том, что путь к сердцу и мировоззрению данной группы подростков лежит через совместный разбор великих художественных образцов. То есть через развитие их способности понимания знаково-образной основы языка художественного текста [4,  6, 12]  на основе медиагерменевтики (Н.Б. Ковалева, 2012)  как одной из технологий рефлексивно-позиционного подхода.

Замысел занятия, которое я собираюсь привлечь в качестве иллюстрации возможностей применения рефлексивно-позиционного подхода и медиагерменевтических технологий для личностного развития делинквентных подростков, родился как итог моего участия на встрече Герменевтического клуба МПГУ, работающего на основе медиагерменевтических технологий в интерпретации руководителя клуба Ф.А. Ковалева. На встрече осуществлялся совместный просмотр и творческое обсуждение мультфильма современного отечественного художника-мультипликатора А.К. Петрова «Сон смешного человека». Центральной идеей медиагерменевтики является создание пространства позиционного диалога между всеми участниками сценируемой ситуации, включая автора художественного образца и его героев как реальных субъектов данного дискурса [8, 9, 12]. Диалогическое пространство смыслообразования, совместных открытий и сотворческого размышления всех участников создается с помощью методических комплексов, инициирующих воображение и позиционную рефлексию [3, 7-10]. Для меня лично стало открытием осмысление одного их центральных образов мультфильма - «предстояния» людей пред Солнцем (метафоры Творца) – как необходимого условия для совершения Добра и вообще совместной Жизни (в противовес смерти) людей. Такое понимание образца послужило для меня основой для сценарной разработки собственного занятия с группой делинквентных подростков е целях их подготовки к участию в Литургии. Люди в мультфильме могли жить в мире и любви, только «предстоя» пред Солнцем, т.к. его свет высвечивал все пороки и недостатки, а его тепло давало силы их не совершать. Т.е. в свете Солнца люди могли отчетливо различать добро и зло и не совершать последнего. Как только люди закрывают себя от Солнца – их прекрасный мир начинает разрушаться, и они, сами того не желая, становятся злыми, а их прекрасный мир превращается в настоящий ад. А все из-за того, что в один момент они закрылись от Солнца (Бога). Мне показалось это очень удачным образом для того, чтобы показать подросткам, что происходит, когда мы живем, не обращаясь в своей жизни к Богу, сами по себе. И какую в этой связи возможность дает Богослужение и Таинства. Однако, для превращения замысла в эффективную сценарную разработку требуется проделать еще много шагов. Прежде всего, надо понять, как сделать свое открытие событием для подростков и создать условия для их собственного мировоззренческого открытия. Первый шаг на этом пути – этап проблематизации, в центре которого лежит поиск актуальных для подростков вопросов. В данном случае в качестве таких вопросов были предложены два разогревающих: 1). Что может изменить жизнь и взгляды людей? 2) Зачем люди идут на Богослужение? И один основной: 3) Может ли сон изменить жизнь человека? Когда в группе исчерпываются стереотипные суждения и поляризуются мнения – самое время предложить посмотреть фильм. Следующий  шаг связан со способом разбора фильма, который по канонам медиагерменевтики предполагает [7-9]: а) активное продуцирование и аккумуляцию разнообразных идей, рассуждений, «предрассудков» и непониманий в общем поле; б) раскрытие основных образов и узловых сюжетных линий; в) выявление противоречий и формулировку центрального парадокса; с) попытку собрать целостную непротиворечивую трактовку авторской позиции, исходящую из того, что автор гениален и в тексте нет лишних, неудобных или ненужных деталей. Наконец, группе возвращается центральный изначальный вопрос и дается возможность творческого осмышления ответов в диалоге. Безусловно, центром напряжения в понимании фильма – был вопрос о том, что же именно увидел во сне, герой, что ему помогло совершить поступок, который позволил изменить всю жизнь, обрести ее смысл. Сила же образа была столь сильна, что подростки, пережив вместе с героем ужас превращения рая в ад, воочию увидели, что же нужно, чтобы предотвратить всеобщею трагедию и самому не оказаться в страшном искаженном месте. Они не просто поняли, а пережили как личное открытие, необходимость вверения себя Богу и предстояния перед ним.

В данной статье я изложил только самые важные узловые моменты медиагерменевтики и рефлексивно- позиционного подхода к сценированию ситуаций мировоззренческих открытий. Однако практический опыт работы с подростками показывает удивительные возможности данного метода, создающего условия для работы со способностью понимания художественного образа как условия для сотворчества и переоткрытий картины мира.

 

Список литературы

1.     Асмолов А.Г. Педагогика достоинства / Внешкольник. 2015. №5(167) с. 7-18.

2.     Богоявленская Д.Б. О путях познания человека / Человек как предмет междисциплинарного гуманитарного познания. Сб. научных статей Межд. научно-практ. конф. 2015. С. 12-20.

3.     Данильчева С.В. Характеристика ценностных ориентаций и картины мира современных подростков / Психология XXI века. Теория и практика современной психологии. Материалы XI междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. С. 36-39

4.     Ковалева Н.Б. Метапредметность и личностные результаты в контексте задач модернизации образования // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Гуманитарные науки. 2015. №11-12, c. 75- 79.

5.     Ковалева Н.Б. Развитие и организация рефлексивных методов в совместном решении творческих задач. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 1994. 24 с.

6.     Ковалева Н.Б. Роль рефлексии в развитии культуры совместного творчества / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С.120-123.

7.     Ковалева Н.Б. Проектные характеристики понимания художественного текста / Общество: социология, психология, педагогика. № 4, 2016. С. 72-75.

8.     Ковалева Н.Б., Ковалев Ф.А. Инновационное проектирование  образовательных технологий (в аспекте реализации ФГОС общего образования). М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. 167 с.

9.     Ковалев Ф.А. Развитие личностной позиционности средствами медиагерменевтики. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Екатеринбург, ИЦРОН, 2016. С.213- 215.

10. Наумова С.В. Феномены вмененного понимания в самосознании современных подростков / Психологические науки. № I (17), 2016. с.6-8.

11. Обухов А.С. Диалог с миром / Директор школы. 2013. № 8 (181). С. 82-88.

12. Kovaleva N.B. Mediagermenevtika as a resource of personality development // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. №1-2. 2016. P.68-70.