Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
01 июня 2016г.

В настоящее время профессиональное образование ориентировано на выработку у студентов высокой мобильности, способности устанавливать адекватный контакт с миром, быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям труда, принимать ответственные решения и обеспечивать саморегуляцию поведения в различных ситуациях. Важное значение придается развитию эмоционального интеллекта как сложного интегративного образования, включающего совокупность когнитивных, поведенческих и эмоциональных качеств, обеспечивающих осознание, понимание и регуляцию собственных эмоций и эмоций окружающих, влияющих на успешность личности в профессиональной деятельности.

Эмоциональный интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет социальную полезность человека, его индивидуальные особенности и успешность в профессии [4]. Д. Майер и П. Сэловей определяют понятие «эмоциональный интеллект» как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания для выяснения причин возникновения проблем и их решения. Согласно мнению ученых, эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые обуславливают: точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей; когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта; распознавание, понимание и осмысление эмоций; адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих [2, с. 89]. Понятие «эмоциональный интеллект» также соотносится с понятием «перцептивная компетентность», которая складывается из умений адекватно воспринимать и интерпретировать поведение, личностные особенности и внутренние состояния окружающих людей, а также свои собственные (Д. Гоулман). М. Комеда-Лутц в данном контексте использует понятие «интеллектуальная эмоциональность», понимая его как «гармоничное сочетание мыслей, чувств и поступков, которое позволяет удовлетворять потребности и желания в гармонии с окружающим миром, а также преследовать личные и общественные цели» [1].

Проблема развития эмоционального интеллекта в процессе реализации художественного потенциала личности изучается в исследованиях Л.С. Выготского, К. Роджерса, В.С. Кузина, А. Маслоу, Н.В. Рождественской и др. Ученые отмечают, что для успешной реализации художественного потенциала личности важно взаимодействие трех основополагающих процессов художественного творчества: эмоций, художественного воображения и образного мышления. На основе принципа единства эмоционального и интеллектуального происходит создание художественного образа. Сознательно формируется идея произведения, хотя ее осознание может начаться с переживания, то есть с неосознанных импульсов. Все художественные образы, которые возникают в процессе творческой деятельности, должны быть не только пережиты, прочувствованы и воплощены в действии, но и осознаны на уровне планирования перспектив и оценивания результатов.

Современные исследования показывают, что из личностных качеств эмоциональный интеллект переходит в разряд профессионально важных, присущих конкретному специалисту, успешность которого определяется умением управлять своими эмоциями и эмоциональной сферой. Проявление эмоционального интеллекта в творческой деятельности студентов художественных специальностей связано с психофизиологическими личностными особенностями, уровнем развития художественного потенциала и спецификой содержания профессиональной деятельности специалиста данного профиля, требующей повышенного внимания, высокоорганизованной саморегуляции и рефлексии.

В течение нескольких лет (2000-2016 гг.) на базе факультета искусств и художественного образования Воронежского государственного педагогического университета осуществлялся комплекс мер, способствующих реализации художественного потенциала личности, был проведен анализ  особенностей проявления эмоционального интеллекта студентов на разных этапах обучения. В ходе исследования были использованы: методика изучения индивидуально-психологических черт личности (Г. Айзенк), тестовая методика диагностики эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонов); методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта, методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко), тест креативности «Закончи рисунок» (Е.П. Торренс), самоактуализационный тест (Э. Шостром), метод экспертной оценки и анализа учебно- творческих работ испытуемых.

Эмпирические исследования позволили выявить компоненты эмоционального интеллекта студентов художественно-графического отделения: внутриличностные навыки (способность распознавать собственные эмоции и переживания, понимать и осмысливать их значение, проявление рефлексии, адекватная самооценка); межличностные навыки (способность продуктивного творческого взаимодействия с людьми, эмпатия); саморегуляция (способность регулировать свои эмоции, мысли и поведение, эмоциональное самосознание); креативность (использование  эмоций для продуктивной мыслительной деятельности,  эмоциональная отзывчивость, творческое воплощение проектной идеи в практической деятельности). На основе данных компонентов определены особенности проявления эмоционального интеллекта студентов в уровнях реализации художественного потенциала личности студентов: познавательно-репродуктивном, эмоционально- познавательном, рефлексивно-продуктивном и созидательно-преобразовательном.

Познавательно-репродуктивный уровень предполагает вхождение личности в творческую деятельность и включает эмоциональную вовлеченность в процесс творчества, готовность к эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности. У студентов проявляется низкий уровень осознания и регуляции эмоций и чувств. Разработка творческих идей происходит на основе импровизации и вдохновения, эмоциональное самоосознавание (способность понимать свои чувства) отсутствует, для логического осмысления своих эмоций студенты нуждаются в руководстве педагога, у них также отмечаются признаки нарастающей тревожности, проявляющиеся в склонности к эмоциональному переживанию событий, явлений окружающей действительности [5].

Важным новообразованием на эмоционально-познавательном уровне является открытость к внутреннему опыту переживаний, готовность считывать информацию с опорой на те переживания, которые возникают при восприятии. У испытуемых присутствует способность понимать свои чувства и эмоциональные переживания, способность к распознаванию эмоций других людей, эмпатия, готовность преодолевать препятствия в достижении цели деятельности. Погружаясь в мир собственных переживаний, студенты на данном уровне часто создают художественные образы, которые являются пока только средством выражения их собственных эмоций. При этом мало учитывается, какое воздействие они окажут на воспринимающего зрителя.

Рефлексивно-продуктивный уровень отражается в формировании навыков самоконтроля, самооценки творческой деятельности и ее результатов. Студенты способны понять будущий результат своей деятельности, оценить качество выполняемой работы, посмотреть на продукт своей деятельности со стороны других людей. На данном уровне испытуемые легко включались в работу и сохраняли стабильность творческой активности в обучении, даже в ситуациях неудачи. Отмечалась гибкость поведения, частая смена настроения, быстрая реакция на окружающие события и явления. Студенты проявляли способность оценивать, переживать художественно-эстетические ценности воспринимаемой действительности, выбирать главное, характерное и структурировать зрительную информацию [5].

У испытуемых с созидательно-преобразовательным уровнем развития художественного потенциала ярко выражена эмоциональная отзывчивость и способность к эмоциональному переживанию эстетической сущности воспринимаемой действительности. В работах студентов проявляется вариативность и выразительность решения, способность к генерированию разнообразных оригинальных идей, беглость, гибкость, абстрактность и ассоциативность творческого мышления. Обучающиеся способны самостоятельно видеть и ставить перед собой проблемы, формулировать темы для творческого поиска, владеть навыками самостоятельного нахождения форм для их воплощения.

Таким образом, эмоциональный интеллект помогает студентам в творчестве устанавливать контакт со своими душевными состояниями, способствует осознанной регуляции эмоций и поведения, пониманию главной идеи, смысла своей деятельности. Особенности его проявления необходимо учитывать педагогу в индивидуальном подходе к каждой личности, опираясь на личностные и психофизиологические характеристики обучающихся. Это позволит активизировать творческие способности студентов и максимально реализовать их художественный потенциал в процессе профессионального обучения.

 

Список литературы

1.     Комеда-Лутц, М. Интеллектуальная эмоциональность. Как обращаться со своими чувствами [Текст] / М. Комеда-Лутц ; пер. с нем. – Харьков : Гуманитарный центр, 2014. – 214 с.

2.     Майерс, Д. Психология [Текст] / Д. Майерс; пер. с англ. И.А. Карпикова, А. Старовойтова. – Мн.: ООО «Попурри», 2001. – 848 с.

3.     Рождественская,  Н.В.  Художественное  творчество  и  эмоциональный  интеллект  [Текст]  /  Н.В. Рождественская. – Санкт-Петербург : СПбГАТИ, 2012. – 140 с.

4.     Савенков, А.И. Интеллект, ведущий к профессиональному успеху, как фактор развития профессиональной одаренности будущего специалиста [Текст] / А.И. Савенков, Л.М. Нарикбаева // Одаренный ребенок. – 2007. – №6. – С. 22–36.

5.     Сычева, И.В. Особенности проявления тревожности у студентов художественно-графических специальностей [Текст] / И.В. Сычева // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения : сборник материалов XLIX Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / под. общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С. 65–70.