Сравнительно новой формой в образовательном процессе является практико-ориентированное обучение (ПОО) студентов.
Практико-ориентированное обучение – это процесс взаимодействия трех субъектов обучения: преподавателя, студента и профильного предприятия. ПОО реализуется с целью развития личности, направленный с одной стороны на совершенствование ряда психологических характеристик студентов (внимание, мышление, мотивация), с другой стороны – на самостоятельное приобретение ими новых знаний, формирования практического опыта их применения в окружающей действительности при решении жизненно важных задач и проблем, развитие мировоззрения и творческого потенциала.
Под организацией практико-ориентированного обучения студентов строительной специальности нужно понимать приведение данного обучения в определенную структуру, которая обеспечит достижение максимально возможного полезного эффекта от реализации этого обучения с учетом основных дидактических условий:
1) деятельностная подача содержания обучения, в рамках теоретического обучения (студент+преподаватель);
2) систематическое и последовательное рассмотрение прикладного аспекта теоретических знаний в области совершенствования процесса строительства (студент+преподаватель);
3) осуществление взаимосвязи теоретических и практических знаний, полученных в период обучения в вузе с целенаправленными навыками практической деятельности, полученной в период практико- ориентированного обучения на предприятии (студент+преподаватель+производство);
В среде теоретиков и практиков педагогики общепризнанным считается выделение в каждом отраслевом секторе профессионального образования академически-ориентированной и практико-ориентированной образовательных моделей. Аналогичная процедура моделирования в сфере инженерно-строительного образования может иметь важное практическое значение на этапе его модернизации.
В отличие от академически-ориентированной модели, направленной главным образом на углубленное понимание предмета или предметной области, на их научную разработку, на подготовку исследователей в той или иной сфере, программы с практической направленностью сориентированы главным образом на овладение практическими навыками, умениями, ноу-хау, необходимыми непосредственно для трудовой деятельности в той или иной сфере. В чистом виде практико-ориентированная модель строительного образования должна решать задачу подготовки инженеров производственников и инженеров-конструкторов, а академически-ориентированная – научных работников.
Кроме различия по цели, базовые модели имеют следующие отличия, которые мы свели в сравнительную Табл.1.
Анализируя данные Табл.1 в разрезе практико-ориентированного обучения следует отметить, что основная
идея обновления высшей школы состоит в том, что образование приобретает профессионально-ориентированное содержание. Ставится задача создания системы профильного обучения, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию студентов с учетом реальных потребностей рынка.
Таблица 1
|
Критерии разграничения |
Практико-ориентированное |
Академически- ориентированное |
|
|
строительное образование |
строительное образование |
|
1. Основной подход, используемый в учебном процессе, в том числе на этапе определения содержания образования |
Деятельностно- компетентностный |
Информационно-
аналитический |
|
2. Основные личностные образования, формируемые в процессе обучения |
Практические умения и навыки |
Знания и аналитические
умения и навыки |
|
3. Основные формы учебных занятий и методические приемы |
Практические занятия, лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение |
Лекционно-семинарская система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии |
|
3. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе |
Практические занятия, лабораторные занятия, учебные, производственно- технологические, проектные практики, практико- ориентированное обучение |
Лекционно-семинарская система, научно- исследовательская работа студентов, проблемно- эвристические методы, дискуссии |
|
4. Основной тип педагогов, задействованных в учебном процессе |
Специалисты-практики, хорошо знающие технологические процессы, базовые кафедры |
Научно-педагогические работники, имеющие опыт научной работы в сфере строительства, обладающие учеными степенями и званиями |
|
5. Основная мыслительная операция, развиваемая в процессе учебы |
Синтез |
Анализ |
|
6. Основной характер осваиваемых знаний |
Технологические, производственные, проектно- конструкторские и нормативные знания |
Теоретические знания в области современных компьютерных и нанотехнологий |
|
7. Основная форма промежуточной аттестации |
Зачет, зачет с оценкой, квалификационная пробная работа, тестирование |
Теоретический экзамен, кандидатский экзамен, защита диссертаций |
|
8. Форма итоговой аттестации |
Защита курсовых проектов |
Теоретический комплексный экзамен и защита магистерской диссертации |
|
9. Вид учебного заведения, сориентированного на данную модель |
Специализированные и отраслевые вузы |
Специализированные и отраслевые вузы |
Необходимость создания практико-ориентированного образования вызвана стремлением общества обеспечить повышение качества жизни ныне живущих и будущих поколений людей на основе комплексного решения социальных, образовательных и экономических проблем.
Как традиционные технологии учебной деятельности, так и инновационные, должны по возможности использовать современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие усилить практическую ориентированность образовательного процесса, а также учесть индивидуальные особенности обучаемых.
Задача вузовской среды должна заключаться, прежде всего, в оказании помощи студентам в индивидуальном самовыражении, поэтому необходимо предоставить определенные возможности для раскрытия склонностей, способностей, удовлетворения интересов студентов. Необходима система знаний, способствующая развитию интереса к поиску того индивидуального, что впоследствии сформирует высококлассного компетентного специалиста, способного решать любые задачи, связанные с его профессиональной деятельностью.
В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Деятельностная модель подготовки специалиста предполагает постоянную трансформацию видов деятельности (А. Вербицкий). В ходе профессионально-ориентированной деятельности студенты овладевают реальным опытом выполнения прикладных исследований, научно- технических разработок. Трансформация содержания деятельности завершается приобретением опыта профессиональной деятельности в ходе производственной практики и практико-ориентированного обучения. С целью максимальной адаптации специалистов к условиям реального производства, приобретения достаточного опыта профессиональной деятельности вузы стали перестраивать свою работу по принципу «Утром – практика, вечером – теория».
В Чебоксарском политехническом институте (филиала) МГМУ успешно реализуется технология практико- ориентированного обучения на основе договоров с предприятиями города. Программа практико- ориентированного обучения внедрена с 2005 года. На реализацию практико-ориентированного обучения дается возможность один день в неделю или одну неделю в месяц работать на предприятиях города Чебоксары, где старшекурсники приобретают опыт профессиональной деятельности, а затем на занятиях в родном вузе практику обогащают теорией.
Институт имеет договоры о сотрудничестве со многими ведущими предприятиями, организациями и учебными заведениями Чувашской республики: ОАО «Стройтрест №2», ОАО «Чебоксарская керамика», ОАО«Железобетон», ООО «Строительная фирма «Комплекс», ОАО «Промстройпроект», ОАО «Чувашагропромстрой», ООО «Чувашпроект», ЗАО «Волгастроймонтаж», ООО «Индустриально-строительный комплекс», ФГОУ СПО «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства», ГУП «Чувашгражданпроект» и др. Тесное сотрудничество с предприятиями позволило повысить эффективность прохождения студентами производственной практики и организовывать практико-ориентированное обучение.
1. Вербицкий, А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения : мат. К четвертому заседанию методологического семинара, 16 ноября 2004г. – М., 2004. – 45 с.