Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ДОСТУПНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ ЖИТЕЛЯМ Г.СТАВРОПОЛЯ И СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
14 января 2016г.

Повышение эффективности стоматологической пом ощи является важной задачей здравоо хранения, так как относится к числу самыхвостребованных видов медицинской помощи [1].
Доступность оказываемой стоматологической помощи зависит от обеспеченности населения врачами – стоматологами, качества оказываемой помощи и др. [5]. Уменьшение государственного финансирования стоматологических учреждений приводит к снижению доступности бесплатных стоматологических услуг для большей части населения, в связи с чем, возникает необ хо димость подготовки новых программ развития стоматологической службы[3, 4].
Целью нашего исследования была оценка региональных особенностей действующей системы здравоо хранения в г. Ставрополе, Нефтекумском и Арзгирском районах.
Материалы и методы. Нами было проведено анкетирование 300 жителей г. Ставрополя и двух районов Ставропольского края (Арзгирский, Нефтекумский). В анкетировании принимали участие 100 жителей краевого центра и 200 жителей районных центров.
Составленные нами анкеты включали в себя следующие критерии: качество оказываемой помощи; квалификация врачей; безболезненность лечения; доступность помощи и стоимость оказываемой помощи.

                                                                                                             Таблица 1

Оценка основных критериев в выборе медицинского учреждения

 

районы проживания

Критерии выбора ЛПУ

итого

квалифика ция

доступнос ть

качество

безболезненн ост

стоимость

Арзгирский

20,0

19,0

10,0

24,0

27,0

100

Нефтекумский

19,0

15,0

14,0

25,0

27,0

100

г.Ставрополь

21,0

19,0

20,0

18,0

22,0

100

Мы провели ранговую оценку проблем, которые стоят перед организацией стоматологической помощи. Жители краевого центра значительно чаще указывают на проблемы в организации стоматологической помощи, чем жители сельской местности. Так, городские жители чаще указываются на трудности, возникающие при записи на прием к врачу-стоматологу, очереди (95,3%), необ ходимость дополнительно платить (94,3%), невнимательность и грубость врачей (93,6%), удаленность лечебного учреждения от места проживания (90,1%).

                                                                                                                 Таблица 2

Проблемы, указанные жителями краевого центра

 

место

уд.вес, %

Трудно  записаться  на  прием,

наличие очередей

1

95,3

Необ ходимость  дополнительно

платить

2

94,3

Невнимательность,      грубость,

спешка врачей

3

93,6

Удаленность ЛПУ от места проживания

4

90,1


В сельских районах: устаревшее оборудование (95,5%), удаленность лечебного учреждения от места проживания (61,7%), трудности при записи на прием (58,1%), низкую квалификацию врачей (54,8) и неудобный график работы врачей (52,0%).

                                                                                                                  Таблица 3
Проблемы, указанные жителями сельских районов

 

место

уд.вес, %

Устаревшее оборудование

1

95,5

Удаленность ЛПУ от места проживания

2

61,7

Трудно    записаться    на     прием, наличие очередей

3

58,1

Низкая квалификация  врачей

4

54,8

Неудобный график работы врачей

5

52,0


Введение добровольного медицинского стра хо вания подразумевает обеспечение более высокого уровня оказание медицинской помощи по сравнению с обязательным медицинским стра хованием и системой государственного и муниципального здравоо хранения. Однако в целом по стране в программе ДМС участвуют менее 4% российских предприятий. [5].
В хо де проведенного исследования была выявлена высокая потребность населения Ставропольского края в стоматологической помощи (среди жителей районных центров - 75,5 %, г.Ставрополя - 50,8 %).
Большая часть стоматологических больных районных центров (75,5%) обращается в стоматологическую поликлинику по месту жительства, к которой они прикреплены в соответствии с полисом ОМС, так как в соответствии с законодательством, данным больным предоставляется гарантированный объем бесплатных медицинских услуг. Однако, по разным причинам, жители края предпочитают обращаться в другие учреждения: 9,7% платно в другие государственные учреждения (не по месту жительства), 12,7% - в частные клиники, 2,4% в учреждения к которым они прикреплены по полису ДМС.

                                                                                                                 Таблица 4
Выбор населением места обращения за стоматологической помощью, %

Выбранное место обращения

Жители районных центров

Жители г.Ставрополя

Государственное учреждение по местужительства (бесплатно)

75,5

50,8

Поликлиника по полису ДМС

2,4

4,1

Государственное учреждение не по месту жительства (платно)

9,7

23,0

Частная клиника

12,7

22,1

Всего:

100,0

100,0


Проведенное анкетирование показало, что 54% жителей Нефтекумского и Арзгирского районов и 22,0% жителей краевого центра (среди опрошенны х) согласны со стоимостью оказываемой стоматологической помощ и, однако – 73,0% жителей Нефтекумского и Арзгирского районов и 78% городского населения считают, что стоматологическая помощь должна оказываться бесплатно. В настоящее время, в условиях жесткой конкуренции государственные и муниципальные стоматологические поликлиники вынуждены изыскивать дополнительные источники до хо да, поскольку ОМС не покрывает всех затрат на оказание стоматологической помощи в рамках государственных гарантий. Чаще всего поликлиники прибегают к организации платных услуг [2, 3], за счет которых поликлиникам удается частично покрывать рас ходы на бесплатную стоматологическую помощь. В соответствии с законодательством учреждения здравоо хранения имеют право оказывать платные медицинские (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской пом ощи) и немедицинские (сервисные) услуги. Под платной медицинской услугой понимают услугу, оказываемую на возмездной договорной основе сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Таким образом, проведенное нами исследование указывает на высокую потребность населения г. Ставрополя и Ставропольского края в качественной стоматологической помощи. Большая часть жителей, в случае необходимости, обращается в стоматологическую поликлинику по месту жительства, однако почти каждый пятый больной предпочитает обращаться в другие учреждения. Основными приоритетами при выборе альтернативного медицинского учреждения являются качество помощи, квалификация врачей, доступность помощи, отсутствие очередей. Большая часть населения положительно относится к платным услугам и готова платить за отдельные виды услуг. По мнению жителей, основной проблемой, которая сегодня стоит перед системой организации стоматологической помощи области, является устаревшее оборудование.
В определении качества медицинской помощи, которое дает ВОЗ, отмечается, что удовлетворение больного от процесса ее оказания должно быть максимальным. От степени удовлетворенности пациентов полученной медицинской помощью, от впечатления, производимого учреждением здравоо хранения и медицинским персоналом на больны х, зависят как их повторное обращение в случае необхо димости в это учреждение, так и информация о нем, которая в дальнейшем будет распространяться среди близких и знакомы х. Именно мнение населения в конечном итоге формирует имидж лечебного учреждения.

Список литературы

1. Агранович,Н.В. Формирование здорового образа жизни в профилактике стоматологических заболеваний у населения молодого возраста. « Вестник» Ставропольского государственного университета/ Н.В.Агранович,А.К. Мхитарян, В.О.Агранович//Научный журнал: Ставрополь,2012г. 80(3), С.234-235
2. Алимский, А. В. Мотивация к обращаемости населения за стоматологической помощью в частные структуры / А. В. Алимский, И. А. Лемберг, И. М. Рабинович// Клиническая стоматология. – 2009. – №1. – С. 74–77.
3. Булгакова, Д. М. Совершенствование организации и повышение качества стоматологической помощи сельскому населению Республики Дагестан: автореф. дис. ... канд. мед.наук/ Д. М. Булгакова. – М., 2004. – 19 с.
4. Вагнер, В. Д. Роль и место стоматологической поликлиники в ме ханизме деятельности здравоо хранения в рыночныхусловиях: автореф. дис. ... д-рамед. наук/ В. Д. Вагнер. – Омск, 2004. – 50с.
5. М хитарян, А.К.Вопросы обеспечения стоматологической помощью детей школьного возраста, проживающих в г. Ставрополе и отдаленных района х/ А.К. М хитарян,Н.В. Агранович,М.Г,Гевандова//Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал: Ставрополь, 2013г. №9 (1), С.104-107