Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ВРАЧ-ПАЦИЕНТ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
28 октября 2016г.

Врачи часто сталкиваются с высоким уровнем стресса в повседневной работе и подвержены большему риску возникновения психических расстройств, наркомании, самоубийств. По роду своей работы они подвергаются множеству эмоций, в том числе чувству неудачи и разочарования, если у пациента прогрессирует болезнь, а так же чувству бессилия против болезни, страху заболеть самому или умереть. Эти эмоции, которые возникают из взаимоотношений врач-пациент, мощны по природе и способны вызвать стресс.

Врачи подвергаются воздействию стрессов от различных ситуаций, которые возникают за пределами отношений врач-пациент. Они должны работать во всё более суровых социально-экономических условиях. Бюрократические требования постоянно растут и меняются. Медицина развивается быстро и врачи должны постоянно учится новому. Последняя публикация Всемирной медицинской Ассоциации гласит:

“Врачи во многих странах испытывают большие разочарования в осуществлении своих профессиональных обязанностей, то ли из-за ограниченных ресурсов, государственных и/или корпоративных микро-управлений оказания медицинской помощи, то ли из-за сенсационных сообщений в СМИ о врачебных ошибках и неэтичном поведении врача или его некомпетентности”

Врачи должны выполнять административные обязанности чаще своих профессиональных обязательств, например, такие как решения кадровых вопросов. Не редко, стараясь избежать стрессов, врачи вводят себя в состояние эмоциональной отчужденности, социальной изоляции и отрицания существующей проблемы.

Влияние хронических стрессов на врачей

 Опыт показывает, что высокие уровни стресса в течение длительного периода времени могут иметь непоправимые последствия для врачей. Одним из таких последствий является излишнее сострадание, от которого медик может испытывать невероятную усталость, эмоциональное истощение. Большинство врачей стремится проявлять сострадание к своим пациентам и к своей работе. Работая в истощенном состоянии, они, вероятно, чувствуют дискомфорт.

Другим последствием хронического воздействия стрессов является выгорание. Выгорание – термин в общеупотребительном смысле, был впервые употреблен Фройденбергергом в 1974 году для описания эмоционального истощения опытных работников в сфере общественных услуг. Работники сферы обслуживания, признавая эту проблему, используют себя в качестве “инструмента” в работе с требовательными и часто проблемными клиентами. Врачи также попадают в категорию повышенного риска возникновения выгорания.

Маслач и Джексон концептуализируют выгорание как трехмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личных достижений. Эмоциональное истощение (усталость, снижение эмоциональных ресурсов, ощущение, что ничего не осталось, чтобы дать другим) используется, чтобы описать состояние эмоциональной перегруженности и истощение от работы. Деперсонализация описывает негативное, циничное, безличное отношение к клиентам. Снижение личных достижений обозначает чувства некомпетентности, неэффективности и неадекватности. Чем выше эмоциональное истощение и деперсонализация, чем меньше результат личных достижений, тем больше врач страдает от выгорания.

Воздействие тяжелых и хронических стрессов могут предрасполагать к различным психическим заболеваниям и дисфункциям, в том числе к депрессиям, тревожности, нарушениям сна и усталости, зависимости от алкоголя и наркотиков, семейным раздорам, преждевременному выходу на пенсию и, пожалуй, наиболее серьезному – самоубийству. Как группа, врачи имеют более высокую распространенность депрессий и выгораний, чем население в целом и другие профессиональные группы. Одна интересная находка о депрессии у врачей заключается в том, что многие факторы риска, связанные с депрессией в общей популяции не применимы к ним. К таким факторам риска относятся: низкий социально-экономический статус, низкий уровень образования, безработица.

Факторы риска синдрома выгорания среди врачей  

Важно признать, что выгорание проявляется в контексте работа-стресс. Положительным аспектом рабочей среды является более низкий уровень стресса для сотрудников; однако обратное следствие тоже может быть правдой, то есть когда эти положительные качества отсутствуют, уровень стресса и, следовательно, риск выгорания может увеличиваться. Атрибуты благоприятных условий труда включают в себя организационные аспекты. Например, система внутренней связи, возможность предоставить нужную информацию нужным людям в нужное время; оказание услуг детского сада и уменьшение звонков, связанных с работой; возможности профессионального развития для сотрудников; компетентность руководства.

Врачи, работающие в среде, где эти положительные качества отсутствуют или их недостаточно, могут испытывать более высокие уровни стресса и быть подвержены выгоранию. Рабочая среда, где не проявляют внимания к чрезмерным нагрузкам, сверхурочной работе, усталости, ограничению самостоятельности и влиянию структурных и организационных изменений на клиническую практику, способствует выгоранию.

В то время как большинство людей, работающих в плохо функционирующих организациях, могут подвергаться воздействию интенсивных стрессов, тем самым предрасполагая к риску возникновения выгорания, отдельные демографические факторы могут усугубить частоту его возникновения. К ним относятся молодой возраст, женский пол, семейные конфликты, ненормированный рабочий день и низкий уровень удовлетворенности работой. Учитывая эти факторы риска руководители могут предпринять меры, чтобы обеспечить поддержку врачей, которые более подвержены выгоранию.

В публикациях из США сообщается о более высокой распространенности синдрома выгорания среди врачей-женщин, в то время как европейские исследования выявили    противоположную    тенденцию,    то    есть    более    высокий    уровень распространенности среди мужчин. Такие различия в факторах риска, которые являются производными от анализа корреляции не является редкостью.

Удовлетворенность работой – это интересная характеристика, отсутствие которой может повлиять на профессиональное выгорание у врачей. Некоторые исследования указывают на положительную корреляцию между высоким уровнем выгорания и высоким уровнем удовлетворенности работой. Остальные показали, что низкий уровень удовлетворенности работой может быть связан с высоким уровнем выгорания.

И все же есть некоторые основания предполагать, что связь между конкретными аспектами выгорания и удовлетворенности работой может меняться с течением времени. Такие факторы, как достижение с одной стороны баланса между работой и личной жизнью и повышение удовлетворенности работой с другой, могут противостоять выгоранию. Понимание такой динамики факторов риска может помочь нам разработать более надежные стратегии против выгорания и явно заслуживают дальнейшего исследования.

Выводы 

Выгорание у врачей – это глобальное явление. В силу своей профессии, врачи являются уязвимой группой по выгоранию. Выгорание у врачей может привести к ухудшению качества помощи, оказываемой пациентам, росту врачебных ошибок. Повышение устойчивости и вовлеченности в работу на индивидуальном уровне врача, а также создание позитивной рабочей среды, вероятно, поможет решить проблему выгорания среди медицинских работников. Когда дело доходит до выгорания, предупреждение факторов, гораздо выгоднее, чем лечение.

Список литературы

 

 

1.                  Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей студентов медицинского вуза с учетом метеорологических факторов / И.О. Елизарова, Е.А. Фурсова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2015. Т. 14. № 1. С. 184-188.

2.                  Елизарова И.О. Оценка адаптационных возможностей у лиц специализированной профессиональной группы с учетом метеорологических факторов / И.О. Елизарова, Э.В. Минаков // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2010. Т. 9. № 2. С. 301-306.

3.                  Родионов О.В. Технические методы диагностических исследований и лечебных воздействий / О.В. Родионов, Е.А. Фурсова, О.В. Судаков // учебное пособие, ГОУ ВПО ВГТУ. 2006. Ч.3. -176 с.

4.                  Сравнительный анализ личностного развития студентов 6 курса и ординаторов  1            и            2    года    обучения               /    Т.Н.    Свиридова, О.В.   Судаков, И.Е. Плотникова, Н.Ю. Алексеев, В.В.  Овсянникова  //  Личность,  семья и  общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 39-2. С. 89-97.

5.                  Freudenberger, H. Staff burnout. J. Soc. Issues 1974, 30, 159–165. 

6.                  Maslach, C.; Jackson, S. Maslach Burnout Inventory manual, 2nd ed.; Consulting Psychologist Press: Palo Alto, CA, USA, 1986.