27 октября 2016г.
Одной из приоритетных задач здравоохранения является сохранение здоровья детей и подростков. Большое количество авторов занимаются анализом состояния здоровья у детей школьного возраста с оценкой групп здоровья и спектров заболеваемости. Одним из важных критериев состояния здоровья является оценка физического развития [4]. В процессе обучения число подростков с дисгармоничным развитие уменьшается [9] в тоже время увеличивается количество детей с ожирением и метаболическим синдромом [2, 12]. Дети первых классов школ с отягощенным анамнезом имеют тенденцию к увеличению числа дисгармоничного типа развития [11].
К не менее важным компонентам здоровья отнесена общая заболеваемость, в ее структуре у детей и подростков максимальное количество приходится на болезни органов дыхания [1], которые занимают [7, 6] II место в структуре заболеваемости у младших школьников и III место – у детей 6-14 лет. На протяжении последних лет отмечено снижение темпов смертности от заболеваний органов дыхания [3]. У 49% детей первых классов школ в структуре болезней органов дыхания были отмечены гипертрофия небных миндалин и аденоидов [5], что является предвестником хронической ЛОР-патологии. К концу обучения в образовательных учреждениях увеличивается процент детей с хроническими тонзиллитами [10].
Нам не встретилось работ, которые были бы направлены на изучение параметров здоровья у детей после внебольничных пневмоний. Период диспансеризации детей, перенесших внебольничную пневмонию составляет в настоящее время 1 год. Все чаще возникает вопрос о необходимости столь длительного периода наблюдения. С целью аргументированного сокращения сроков периода диспансеризации проведена оценка состояния детей, перенесших внебольничные пневмонии. В своей работе мы использовали хорошо зарекомендовавший себя автоматизированный комплекс диспансерных осмотров (АКДО) [8]. Через 5,9±3,4 года после внебольничных пневмоний проведена оценка физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и заболеваемости органов дыхания. Целью исследования было оценить состояние здоровья детей, перенесших внебольничные пневмонии (ВП) и сравнить его с детьми без ВП в анамнезе.
Всего обследовано 444 ребенка, из них 222 ребенка перенесли внебольничную пневмонию (ВП), а 222 ребенка не болели пневмонией на протяжении катамнеза (группа сравнения), они сопоставимы по году рождения и полу (таблица 1).
Таблица 1. Возрастная характеристика детей, перенесших ВП и группы сравнения
Возраст
|
ВП
|
Группа
сравнения
|
всего
|
Медиана
(процентили)
|
Медиана
(процентили)
|
Медиана (процентили)
|
Заболевания ВП, лет
|
4,5 (2,5; 9)
|
-
|
4,5 (2,5; 9)
|
Прохождения АКДО, лет
|
12 (11; 13)
|
11 (11; 12)
|
11 (11; 13)
|
ВП у детей протекала в разных формах, поэтому для удобства сравнительной оценки параметров, выделены следующие группы (таблица 2):
Таблица 2. Формы внебольничной пневмонии
Формы внебольничной пневмонии
|
Всего, человек
|
Тяжелые внебольничные пневмонии
|
22
|
Нетяжелые внебольничные пневмонии
|
200
|
Одна внебольничная пневмония
|
191
|
Повторные внебольничные пневмонии
|
31
|
ВП, пролеченные в поликлинике
|
140
|
ВП, пролеченные в больнице
|
82
|
ВП с сопутствующей патологией
|
106
|
ВП без сопутствующей патологии
|
116
|
Острые внебольничные пневмонии
|
197
|
Затяжные внебольничные пневмонии
|
25
|
I возрастная группа
|
92
|
II возрастная группа
|
57
|
III возрастная группа
|
55
|
Диспансеризация проведена с использование автоматизированного комплекса диспансерных осмотров (АКДО), благодаря чему получены данные об уровне физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), ЛОР-патологии. После дообследования у ЛОР-врача и аллерголога получены данные о заболеваниях дыхательной системы.
Оценка физического развития состояла из измерения роста, веса, окружности грудной клетки. Данные вносились в заданную программу, в формализованном заключении получены данные об уровне физического развития. Гармоничное развитие представлено тремя соматотипами: макросоматическое, мезосоматическое, микросоматическое. При наличии дисгармоничного развития, ребенок проконсультирован эндокринологом для уточнения диагноза. В структуре дисгармоничного развития у исследованных детей выделена следующая патология: конституциональные низкорослость и высокорослость, ожирение.
Согласно полученным данным, после перенесенной ВП, у 179 (81%) детей наблюдалось гармоничное развитие (среди них мальчиков – 41%, девочек – 59%), у 43 (19%) выявлено дисгармоничное развитие (среди них мальчиков – 51%, девочек – 49%).
В структуре гармоничного развития у 115 (52%) детей после ВП выявлен мезосоматический тип, 93 (42%) ребенка имели макросоматический и у 13 (6%) детей наблюдался микросоматический типом развития.
В структуре дисгармоничного развития преобладали дети с ожирением, на их долю 30 (70%) человек, в 3 раза меньше, а именно 10 (23%) детей имело узкую грудную клетку и у 3 (7%) ребенка диагностирована конституциональная высокорослость (рисунок 1). У девочек преобладала высокорослость, у мальчиков – узкая грудная клетка, количество детей с ожирение у детей разного пола было одинаковое количество. Не выявлено детей с белковоэнергетической недостаточностью и низкорослостью.
Рисунок 1. Структура дисгармоничного физического развития у мальчиков и девочек после внебольничной пневмонии
Надо отметить, что у обследованных детей ожирение имело 3 степени выраженности. Детей с ожирением I и III степени было равное количеств – по 12 (40%)
человек, в 2 раза меньше детей, а именно 6 (20%) имели ожирение II степени. У мальчиков, в основном, отмечено ожирение I и II степени, а у девочек – ожирение III степени.
Для того, чтобы понимать, способствовала ли ВП формированию дисгармоничного развития или это общая тенденция детей данного возраста, для этого было сопоставлено физическое развитие у детей с ВП и групп сравнения и проанализировано развитие детей на
протяжении катамнеза.
При сравнении количества детей с гармоничным развитием между разными формы
ВП и группами сравнения,
достоверные различия не
найдено (рисунок 2).
Рисунок 2. Сравнительная характеристика детей (n=179) с гармоничным развитием между
группами с ВП
и без нее при разных формах внебольничных пневмоний
Однако среди детей, перенесших тяжелую ВП достоверно больше детей с макросоматическим типом
развития, по сравнению с детьми группы сравнения (р=0,02).
У детей с ВП, пролеченных в поликлинике достоверно чаще отмечался
макросоматический тип развития (р=0,005)
и выявлялась высокорослость (р=0,03), чем у
детей группы сравнения. У этих же детей достоверно меньше наблюдалось
микросоматическое развитие (р=0,03),
по сравнению с
детьми без ВП
в анамнезе.
Достоверных различий в уровнях дисгармоничного развития у детей с ВП и групп
сравнения не
найдено (рисунок
3).
Рисунок 3. Процентное соотношение детей
с дисгармоничным развитием между группами
с ВП (n=43) и без
нее
при разных формах внебольничных пневмоний
Тем не менее, надо отметить, что максимальное количество детей с дисгармоничным развитием наблюдалось в группах детей с тяжелыми (41%), повторными
(29%) и затяжными (32%) ВП. Достоверно больше детей после тяжелой ВП имели
дисгармоничное развитие, по сравнению
с детьми после нетяжелой
ВП.
Для того чтобы понимать, связаны ли подобные изменения у детей с
перенесенными
ВП
или они закономерны и
эти изменения сопровождают ребенка на протяжении жизни, проведен анализ дисгармоничного развития на протяжении катамнеза.
Проведен сравнительный анализ уровня физического развития в возрастах 1год, 1-3 года, 4-7 лет и 8-11 лет. Отмечено неуклонное уменьшение числа детей с гармоничным и
увеличение детей с дисгармоничным развитием во всех исследованных группах, кроме
групп детей без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп. Наблюдается общая тенденция увеличения количества
детей с ожирением на протяжении катамнеза. Данные изменения
дают
право утверждать, что
пневмония не
влияет на тип физического
развития.
Оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ) проведена с использованием спиротеста Rister. Так как этот метод исследования имеет свои достоинства и недостатки, поэтому
ЖЕЛ оценена между группами детей, перенесших внебольничные пневмонии и группами сравнения. Среднее значение ЖЕЛ у детей с ВП по данным составило 1958 ±694 мл, а у детей без ВП - 1881±559 мл (р=0,59). При сравнении данных ЖЕЛ между детьми после разных форм
ВП и группами сравнения,
достоверных
различий получено
не
было
(р>0,05).
У детей после тяжелых, затяжных, повторных ВП, а также после ВП, пролеченных
в больнице и с сопутствующей патологией при сопоставлении с группой сравнения
достоверно чаще наблюдалась патология ЛОР-органов (таблица 3). В ее структуре основная доля приходится
на гипертрофию миндалин и аденоидов.
Таблица 3.
Сравнительная характеристика
детей
с ЛОР-патологией по данным АКДО
между разными формами
ВП и группами сравнений
Формы внебольничной пневмонии
|
ВП
|
Группа
сравнения
|
Р=
|
абс
|
%
|
абс
|
%
|
|
Тяжелые ВП, n=22
|
11
|
50
|
3
|
14
|
0,009
|
Затяжные ВП, n=25
|
9
|
36
|
3
|
12
|
0,037
|
С
сопутствующей
патологией, 106
|
37
|
35
|
19
|
18
|
0,005
|
Пролеченные в больнице, n=82
|
30
|
37
|
11
|
13
|
0,0006
|
Повторные, n=31
|
11
|
35
|
3
|
10
|
0,015
|
Выводы:
1.Достоверных различий в уровнях физического
развития у детей
с ВП и без них не
получено. Во всех изученных группах преобладали дети с гармоничным развитием. Максимальное количество детей с дисгармоничным развитием отмечено в группах тяжелых, повторных и затяжных ВП.
2.
По мере взросления наблюдалось достоверное уменьшение числа гармоничных и
увеличение количества дисгармонично развитых детей. С возрастом у детей всех групп,
кроме группы без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп отмечено
увеличение числа детей с ожирением.
3.Величина ЖЕЛ у детей
с ВП
и групп
сравнения
идентичны
4.
Дети с тяжелыми, затяжными, повторными ВП, а также ВП с сопутствующей патологией и пролеченные в больнице достоверно чаще болеют ЛОР-патологией, в отличии от детей групп сравнения. Соответственно эти дети нуждаются в динамическом наблюдении
педиатра после ВП.
Список
литературы
1.
Авсаджанишвили
В.Н., Полунина В.В. Особенности состояния здоровья детей, страдающие заболеваниями органов дыхания // Вестник Росздравнадзора. 2012. (5) 35-38.
2.
Алешина Е.И., Воронцова Л.В., Кликунова К.А., Шик О.В. Региональные особенности антропометрических показателей у детей Санкт-Петербурга // Детские болезни.
2014 (2) 17-21.
3.
Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А.
Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации
//Российский педиатрический журнал. 2012. (6) 4-9.
4.
Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник
РАМН. 2014 (5-6) 65-70.
5.
Галеева Р.Т., Струков В.И., Алленова Ю.Е., Долгушкина Г.В., Астафьева А.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей, поступающих в 1-й класс многопрофильной
гимназии // Педиатрия. 2015 Том 94
(5) 161-164.
6.
Земляной Д.А., Львов С.Н. О региональных особенностях состояния здоровья
школьников Санкт-Петербурга //
Педиатр. 2013. Том 4 (4) 65-68.
7.
Калмыкова А.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного
возраста // Медицинский вестник Северного
Кавказа. 2010. (2) 30-33.
8.
Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. Возможности автоматизированного комплекса диспансерного обследования в оценке состояния здоровья детей // Вестник Санкт- Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2011. Том 3
(3) 46-51.
9.
Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные
тенденции физического
развития детей и подростков. Здоровье населения и среда
обитания. 2013 (8) 9–12.
10. Теннер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Динамическая оценка состояния здоровья детей, начавших обучение в школе в разном возрасте // Педиатрия. 2013. Том
92 (1) 149-157.
11. Тулякова О.В., Авдеева М.С. Влияние факторов
перинатального анамнеза на
физическое
развитие первоклассников
// Педиатрия. 2015. Том 94 (2)
199-201.
12. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конъ И.Я., Мартинчик А.Н., Углицких А.К., Коростелева М.М., Тоболева М.А., Алешина И.В. Распространенность ожирения и
избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование //
Педиатрия.
Журнал им. Г.Н. Спиранского.
2014. Том 93 (5) 28-31.