Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРНЕСШИХ ВНЕБОЛЬНИЧНЫЕ ПНЕВМОНИИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
27 октября 2016г.

Одной из приоритетных задач здравоохранения является сохранение здоровья детей и подростков. Большое количество авторов занимаются анализом состояния здоровья у детей школьного возраста с оценкой групп здоровья и спектров заболеваемости. Одним из важных критериев состояния здоровья является оценка физического развития [4]. В процессе обучения число подростков с дисгармоничным развитие уменьшается [9] в тоже время увеличивается количество детей с ожирением и метаболическим синдромом [2, 12]. Дети первых классов школ с отягощенным анамнезом имеют тенденцию к увеличению числа дисгармоничного типа развития [11].

К не менее важным компонентам здоровья отнесена общая заболеваемость, в ее структуре у детей и подростков максимальное количество приходится на болезни органов дыхания [1], которые занимают [7, 6] II место в структуре заболеваемости у младших школьников и III место – у детей 6-14 лет. На протяжении последних лет отмечено снижение темпов смертности от заболеваний органов дыхания [3]. У 49% детей первых классов школ в структуре болезней органов дыхания были отмечены гипертрофия небных миндалин и аденоидов [5], что является предвестником хронической ЛОР-патологии. К концу  обучения  в  образовательных   учреждениях    увеличивается  процент  детей  с хроническими тонзиллитами [10].

Нам не встретилось работ, которые были бы направлены на изучение параметров здоровья у детей после внебольничных пневмоний. Период диспансеризации детей, перенесших внебольничную пневмонию составляет в настоящее время 1 год. Все чаще возникает вопрос о необходимости столь длительного периода наблюдения. С целью аргументированного сокращения сроков периода диспансеризации проведена оценка состояния детей, перенесших внебольничные пневмонии. В своей работе мы использовали хорошо зарекомендовавший себя автоматизированный комплекс диспансерных осмотров (АКДО) [8]. Через 5,9±3,4 года после внебольничных пневмоний проведена оценка физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и заболеваемости органов дыхания. Целью исследования было оценить состояние здоровья детей, перенесших внебольничные пневмонии (ВП) и сравнить его с детьми без ВП в анамнезе.

Всего обследовано 444 ребенка, из них 222 ребенка перенесли внебольничную пневмонию (ВП), а 222 ребенка не болели пневмонией на протяжении катамнеза (группа сравнения), они сопоставимы по году рождения и полу (таблица 1).

Таблица 1. Возрастная характеристика детей, перенесших ВП и группы сравнения

 

Возраст

ВП

Группа

 

сравнения

всего

Медиана

 

(процентили)

Медиана

 

(процентили)

Медиана (процентили)

Заболевания ВП, лет

4,5 (2,5; 9)

-

4,5 (2,5; 9)

Прохождения АКДО, лет

12 (11; 13)

11 (11; 12)

11 (11; 13)

 

 

ВП у детей протекала в разных формах, поэтому для удобства сравнительной оценки параметров, выделены следующие группы (таблица 2):

Таблица 2. Формы внебольничной пневмонии

 

Формы внебольничной пневмонии

Всего, человек

Тяжелые внебольничные пневмонии

22

Нетяжелые внебольничные пневмонии

200

Одна внебольничная пневмония

191

Повторные внебольничные пневмонии

31

ВП, пролеченные в поликлинике

140

ВП, пролеченные в больнице

82

ВП с сопутствующей патологией

106

ВП без сопутствующей патологии

116

Острые внебольничные пневмонии

197

Затяжные внебольничные пневмонии

25 

I возрастная группа

92

II возрастная группа

57

III возрастная группа

55

 

Диспансеризация проведена с использование автоматизированного комплекса диспансерных осмотров (АКДО), благодаря чему получены данные об уровне физического развития, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), ЛОР-патологии. После дообследования у ЛОР-врача и аллерголога получены данные о заболеваниях дыхательной системы.

Оценка физического развития состояла из измерения роста, веса, окружности грудной клетки. Данные вносились в заданную программу, в формализованном заключении получены данные об уровне физического развития. Гармоничное развитие представлено тремя соматотипами: макросоматическое, мезосоматическое, микросоматическое. При наличии дисгармоничного развития, ребенок проконсультирован эндокринологом для уточнения диагноза. В структуре дисгармоничного развития у исследованных детей выделена следующая патология: конституциональные низкорослость и высокорослость, ожирение.

Согласно полученным данным, после перенесенной ВП, у 179 (81%) детей наблюдалось гармоничное развитие (среди них мальчиков – 41%, девочек – 59%), у 43 (19%) выявлено дисгармоничное развитие (среди них мальчиков – 51%, девочек – 49%).

В структуре гармоничного развития у 115 (52%) детей после ВП выявлен мезосоматический тип, 93 (42%) ребенка имели макросоматический и у 13 (6%) детей наблюдался микросоматический типом развития.

В структуре дисгармоничного развития преобладали дети с ожирением, на их долю 30 (70%) человек, в 3 раза меньше, а именно 10 (23%) детей имело узкую грудную клетку и у 3 (7%) ребенка диагностирована конституциональная высокорослость (рисунок 1). У девочек преобладала высокорослость, у мальчиков – узкая грудная клетка, количество детей с ожирение у детей разного пола было одинаковое количество. Не выявлено детей с белковоэнергетической недостаточностью и низкорослостью.

Рисунок 1. Структура дисгармоничного физического развития у мальчиков и девочек после внебольничной пневмонии


Надо отметить, что у обследованных детей ожирение имело 3 степени выраженности. Детей с ожирением I и III степени было равное количеств – по 12 (40%) человек, в 2 раза меньше детей, а именно 6 (20%) имели ожирение II степени. У мальчиков, в основном, отмечено ожирение I и II степени, а у девочек – ожирение III степени.

Для того, чтобы понимать, способствовала ли ВП формированию дисгармоничного развития или это общая тенденция детей данного возраста, для этого было сопоставлено физическое развитие у детей с ВП и групп сравнения и проанализировано развитие детей на протяжении катамнеза.

При сравнении количества детей с гармоничным развитием между разными формы ВП и группами сравнения, достоверные различия не найдено (рисунок 2).



Рисунок 2. Сравнительная характеристика детей (n=179) с гармоничным развитием между группами с ВП и без нее при разных формах внебольничных пневмоний

Однако среди детей, перенесших тяжелую ВП достоверно больше детей с макросоматическим типом развития, по сравнению с детьми группы сравнения (р=0,02). У детей с ВП, пролеченных в поликлинике достоверно чаще отмечался макросоматический тип развития (р=0,005) и выявлялась высокорослость (р=0,03), чем у детей группы сравнения. У этих же детей достоверно меньше наблюдалось микросоматическое развитие (р=0,03), по сравнению с детьми без ВП в анамнезе.

Достоверных различий в уровнях дисгармоничного развития у детей с ВП и групп сравнения не найдено (рисунок 3).


Рисунок 3. Процентное соотношение детей с дисгармоничным развитием между группами с ВП (n=43) и без нее при разных формах внебольничных пневмоний

 

 

Тем не менее, надо отметить, что максимальное количество детей с дисгармоничным развитием наблюдалось в группах детей с тяжелыми (41%), повторными (29%) и затяжными (32%) ВП. Достоверно больше детей после тяжелой ВП имели дисгармоничное развитие, по сравнению с детьми после нетяжелой ВП.

Для того чтобы понимать, связаны ли подобные изменения у детей с перенесенными ВП или  они закономерны и эти изменения сопровождают ребенка на протяжении жизни, проведен анализ дисгармоничного развития на протяжении катамнеза. Проведен сравнительный анализ уровня физического развития в возрастах 1год, 1-3 года, 4-7 лет и 8-11 лет. Отмечено неуклонное уменьшение числа детей с гармоничным и увеличение детей с дисгармоничным развитием во всех исследованных группах, кроме групп детей без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп. Наблюдается общая тенденция увеличения количества детей с ожирением на протяжении катамнеза. Данные изменения дают право утверждать, что пневмония не влияет на тип физического развития.

Оценка жизненной емкости легких (ЖЕЛ) проведена с использованием спиротеста Rister. Так как этот метод исследования имеет свои достоинства и недостатки, поэтому ЖЕЛ оценена между группами детей, перенесших внебольничные пневмонии и группами сравнения. Среднее значение ЖЕЛ у детей с ВП по данным составило 1958 ±694 мл, а у детей без ВП - 1881±559 мл (р=0,59). При сравнении данных ЖЕЛ между детьми после разных форм ВП и группами сравнения, достоверных различий получено не было (р>0,05).

У детей после тяжелых, затяжных, повторных ВП, а также после ВП, пролеченных в больнице и с сопутствующей патологией при сопоставлении с группой сравнения достоверно чаще наблюдалась патология ЛОР-органов (таблица 3). В ее структуре основная доля приходится на гипертрофию миндалин и аденоидов.

Таблица 3. Сравнительная характеристика детей с ЛОР-патологией по данным АКДО между разными формами ВП и группами сравнений

Формы внебольничной пневмонии

ВП

Группа

сравнения

Р=

абс

%

абс

%

Тяжелые ВП, n=22

11

50

3

14

0,009

Затяжные ВП, n=25

9

36

3

12

0,037

С сопутствующей патологией, 106

37

35

19

18

0,005

Пролеченные в больнице, n=82

30

37

11

13

0,0006

Повторные, n=31

11

35

3

10

0,015

 

Выводы:

 

1.Достоверных различий в уровнях физического развития у детей с ВП и без них не получено. Во всех изученных группах преобладали дети с гармоничным развитием. Максимальное количество детей с дисгармоничным развитием отмечено в группах тяжелых, повторных и затяжных ВП.

2. По мере взросления наблюдалось достоверное уменьшение числа гармоничных и увеличение количества дисгармонично развитых детей. С возрастом у детей всех групп, кроме группы без сопутствующей патологии, II и III возрастных групп отмечено увеличение числа детей с ожирением.

3.Величина ЖЕЛ у детей с ВП и групп сравнения идентичны

 

4.      Дети с тяжелыми, затяжными, повторными ВП, а также ВП с сопутствующей патологией и пролеченные в больнице достоверно чаще болеют ЛОР-патологией, в отличии от детей групп сравнения. Соответственно эти дети нуждаются в динамическом наблюдении педиатра после ВП.

Список литературы

 

 

1.      Авсаджанишвили В.Н., Полунина В.В. Особенности состояния здоровья детей, страдающие заболеваниями органов дыхания // Вестник Росздравнадзора. 2012. (5) 35-38.

2.      Алешина Е.И., Воронцова Л.В., Кликунова К.А., Шик О.В. Региональные особенности антропометрических показателей у детей Санкт-Петербурга // Детские болезни. 2014 (2) 17-21.

3.      Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Иванова А.А., Терлецкая Р.Н., Косова С.А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации //Российский педиатрический журнал. 2012. (6) 4-9.

4.      Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков – залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы) // Вестник РАМН. 2014 (5-6) 65-70.

5.      Галеева Р.Т., Струков В.И., Алленова Ю.Е., Долгушкина Г.В., Астафьева А.Н. Комплексная оценка состояния здоровья детей, поступающих в 1-й класс многопрофильной гимназии // Педиатрия. 2015 Том 94 (5) 161-164.

6.      Земляной Д.А., Львов С.Н. О региональных особенностях состояния здоровья школьников Санкт-Петербурга // Педиатр. 2013. Том 4 (4) 65-68.

7.      Калмыкова А.С., Федько Н.А. Факторы риска и оценка состояния соматического здоровья детей младшего школьного возраста // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2010. (2) 30-33.

8.      Руденко Н.Н., Мельникова И.Ю. Возможности автоматизированного комплекса диспансерного обследования в оценке состояния здоровья детей // Вестник Санкт- Петербургской медицинской академии последипломного образования. 2011. Том 3 (3) 46-51.

9.      Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2013 (8) 9–12.

10. Теннер Е.А., Таранушенко Т.Е., Гришкевич Н.Ю. Динамическая оценка состояния здоровья детей, начавших обучение в школе в разном возрасте // Педиатрия. 2013. Том 92 (1) 149-157.

11. Тулякова О.В., Авдеева М.С. Влияние факторов перинатального анамнеза на физическое развитие первоклассников // Педиатрия. 2015. Том 94 (2) 199-201.

12. Тутельян В.А., Батурин А.К., Конъ И.Я., Мартинчик А.Н., Углицких А.К., Коростелева М.М., Тоболева М.А., Алешина И.В. Распространенность ожирения и избыточной массы тела среди детского населения РФ: мультицентровое исследование // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Спиранского. 2014. Том 93 (5) 28-31.