27 марта 2016г.
В настоящее время прослеживается тенденция роста числа природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, представляющих значительную проблему для здравоохранения так как, в большинстве своем, они создают неожиданный поток пострадавших, зачастую превосходящий возможности лечебного учреждения. В связи с этим, в настоящее время, во всем мире интенсивно развивается специальное научно-практическое направление, получившее название «Медицина катастроф», включающее медицинские вопросы защиты населения при катастрофах и стихийных бедствиях [5, 12].
Медицина катастроф представляет собой систему учебно-научных знаний, объединяющих сведения о закономерностях возникновения и развития заболеваний, травм при различных катастрофах, практических умений и навыков защиты от поражающих факторов, аспектах оказания неотложной помощи пострадавшим при ЧС [9, 10, 11].
К настоящему времени имеется достаточно большой фактический материал, который призван помочь студентам в освоении данного предмета. В частности, учебными пособиями сопровождаются следующие занятия:
«Организация медицинской помощи при катастрофах» [5, 8, 13], «Неотложная помощь при мероприятиях ГО» [15, 17, 18, 22], «Оказание помощи в очагах радиационного и химического поражения» [3, 14, 16, 23], «Оказание помощи при различных патологических состояниях» [1, 2, 6, 7, 21].
Для улучшения усвоения теоретического материала при изучении конкретной темы используется большое количество иллюстрационного материала (схемы, фотографии, рисунки с изображением повреждений) [8, 12, 19]. Организация занятия направлена на обсуждение прикладной стороны профессиональной направленности обучения дисциплины и является связующим звеном между изучаемой теорией и практической деятельностью будущего врача.
При обучении специалистов в медицинском ВУЗе применение инновационных методов необходимо [4, 5, 19]. В учебный процесс внедрены ситуационные задачи, пресс-конференции, творческие задания, научные дискуссии, тестирование, защита рефератов, исследовательский метод обучения. В качестве примера инноваций можно привести ролевые игры: «Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера» [5, 12, 20].
Цель работы: оценить значимость ролевой игры в преподавании оказания медицинской помощи при ЧС.
Материалы и методы.
В исследовании участвовали 196 человек через год после прохождения курса медицины катастроф: у 92 из них проводились ролевые игры (2 группа), а у 104 (1 группа) – нет. Каждый показатель оценивался по десятибалльной шкале. Статистическая обработка полученного материала проводилась с использованием пакета STATISTICA 6.0. При сравнении показателей исследуемых групп использовали непараметрический метод Манна-Уитни. Результаты считали статистически значимыми при p<0,05.
Результаты.
При анализе полученных результатов мы установили, что по всем изучаемым показателям через год после прохождения курса медицины катастроф значительно лучше у студентов, участвующих в ролевых играх.
Таблица 1
Показатели
|
1 группа
|
2 группа
|
Медицинская сортировка пораженных и подготовка пораженных к
эвакуации в стационары
|
7,1
(6,8-7,5)
|
7,9*
(7,6-8,2)
|
Качество оказания неотложной медицинской помощи
|
8,2
(7,8-8,5)
|
8,7* (8,5-8,9)
|
Примечание: * - достоверные показатели между 1 и 2 группами.
Было показано, что достоинства ролевой игры мотивируют студентов к быстрому и правильному принятию решений. От этого, в значительной степени, зависит жизнь и здоровье пострадавших. При правильной организации ролевой игры, она надолго запомнится студентам и будет служить матрицей в их дальнейшей профессиональной деятельности. В академии создан центр практической подготовки, на базе которого используются фантомы, позволяющие подсчитывать пульс, измерять артериальное давление, определять частоту дыхания или имитировать повреждения, моделировать патологические состояния у взрослых и детей.
Таким образом, преподавание данной дисциплины на базе центра практической подготовки академии с использованием симуляционного оборудования и ролевых игр открывает перед учащимися новые возможности в получении теоретических знаний и практических навыков, что, безусловно, повышает уровень и качество подготовки будущих врачей.
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что современные формы обучения будут все больше входить в нашу жизнь. Этот процесс усиливается по мере развития технологий. В процессе педагогического поиска показано, что использование инноваций способствует увеличению заинтересованности студентов, так как рассматриваются актуальные темы, которые никого не могут оставить равнодушными, а с другой стороны – приводит к качественным знаниям будущих специалистов.
Список литературы
1. Лиханов И.Д., Цепелев С.Л., Цепелев В.Л. Результаты применения иммуномодуляторов нового поколения в лечении больных с перитонитом // Дальневосточный медицинский журнал. - 2007. - № 3. - С. 71-74.
2. Лиханов И.Д., Цепелев В.Л. Синдром системного воспалительного ответа у больных с перитонитом и возможности его коррекции // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). - 2007. - Т. 68., № 1. - С. 21-23.
3. Медицинская защита при радиационных и токсических поражениях. / А.В. Степанов [и др.]. - Чита : ИИЦ ЧГМА, 2011. - 343 с.
4. Мобилизационная подготовка объектов здравоохранения. / А.В. Степанов [и др.]. - Чита : ИИЦ ЧГМА, 2010. - 180 с.
5. Организация медицинского обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций / А.В. Степанов [и др.].- Чита : ИИЦ ЧГМА, 2015. - 142 с.
6. Подойницына М.Г., Цепелев В.Л., Степанов А.В. Изменение микроциркуляции при дермальных ожогах // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 1-9. - С. 1893-1896.
7. Подойницына М.Г., Цепелев В.Л., Степанов А.В. Клиническая эффективность магнитоплазменной терапии ожогов кожи // Забайкальский медицинский вестник. - 2015. - № 2. - С. 99-102.
8. Средства защиты при массовом поражении населения. / А.В. Степанов [и др.]. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2010.- 85 с.
9. Степанов А.В. Острые нарушения функции кровообращения – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2008. - 36 с.
10. Степанов А.В. Острые нарушения функций дыхания. Чита : ИИЦ ЧГМА, 2008. - 66 с.
11. Степанов А.В. Интенсивная терапия шоковых состояний. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2006. - 24 с.
12. Степанов А.В. Любин А.В., Малежик М.С. Организация медицинской помощи при катастрофах. – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2012. - 140 с.
13. Степанов А.В. Острая дыхательная недостаточность – Чита : ИИЦ ЧГМА, 2008. - 48 с.
14. Степанов А.В., Цепелев В.Л., Мельникова С.Л. Иммуностимулятор из центрального органа гуморального иммунитета — сумки Фабрициуса // Сибирский медицинский журнал. - 2013. - № 2. - С. 32-34.
15. Степанов А.В., Цепелев В.Л., Влияние синтетических пептидов сумки Фабрициуса на функциональную активность макрофагов // Забайкальский медицинский вестник. - 2014. - № 2. - С. 44-47.
16. Степанов А.В., Цепелев С.Л., Цепелев В.Л. и др. Результаты исследования эффективности синтетического иммуностимулятора нового поколения // Фундаментальные исследования. - 2012. - №12 (1). -С. 142-145.
17. Степанов А.В., Краденов А.В. Лейкоцитарный фибринолиз в тромболитической терапии // Забайкальский медицинский вестник. - 2015. - № 1. - С. 125-128.
18. Степанов А.В. Механизмы коррегирующего действия полипептидов из лимфоидной ткани при иммунодефицитных состояниях и воспалении : автореф. дис. докт. мед. наук. – Иркутск, 1995.– 40 с.
19. Токсикология и медицинская защита. / А.В. Степанов [и др.]. - Чита : ИИЦ ЧГМА, 2009. - 134 с.
20. Шаповалов К.Г., Бурдинский Е.Н., Степанов. А.В. Оптимизация компонентов регуляции сосудистого тонуса и состояния микроциркуляторного гемостаза на фоне продленной регионарной блокады при местной холодовой травме // Анестезиология и реаниматология. – 2008. - №3. – С.20-21.
21. Цепелев В.Л., Степанов А.В. Влияние регуляторных пептидов на продукцию провоспалительных цитокинов // Забайкальский медицинский вестник. - 2015. - № 2. - С. 147-150.
22. Цепелев В.Л. Механизмы действия регуляторных пептидов при иммунодефицитных состояниях и воспалении : автореф. дис. докт. мед. наук. – Чита, 2003. – 40 с.
23. Цепелев В.Л., Цепелев С.Л. Иммуностимулирующая активность синтетических бурсопептидов // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. - 2003. – Том. 136, № 7. - С. 80-83.