29 октября 2017г.
Резюме: В статье рассматриваются вопросы развития системы оказания платных медицинских услуг в крупной многопрофильной бюджетной медицинской организации муниципального подчинения, на примере в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского. Практическая деятельность института, направленная на повышение качества организации предоставления платных медицинских услуг, осуществляется посредством организационно-структурных преобразований, совершенствования маршрутизации коммерческих пациентов, внедрения современных методов менеджмента, маркетинга, сервисного обслуживания потребителей платных услуг, повышения уровня информатизации, ориентированного на пациента, на основе внедрения интернет-технологий. Данный комплекс мероприятий способствует не только увеличению финансовой устойчивости медицинской организации, но и повышению доступности для пациентов целого комплекса медицинских услуг, в том числе высокотехнологичных, уровня их удовлетворенности результатами медицинской помощи.
Ключевые слова: платные медицинские услуги, коммерческие пациенты, финансовые средства, многопрофильная медицинская организация муниципального подчинения.
В условиях дефицита бюджета и средств ОМС невозможно избежать участия населения и предприятий в финансировании медицинской помощи. Без платных медицинских услуг государственные и муниципальные учреждения в целом ряде случаев не способны эффективно решать свои задачи, дефицит средств неизбежно ведет к сокращению объема, доступности и качества бесплатно предоставляемой медицинской помощи. Одновременно повышается спрос населения на высокотехнологичные медицинские услуги, а также увеличивается число пациентов, желающих получать медицинскую помощь в более комфортных условиях. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости развития легальных форм привлечения в бюджетные медицинские организации финансовых средств, в т. ч. от оказания населению платных медицинских услуг[1,2].
В настоящее время в особенно сложной ситуации оказались крупные многопрофильные медицинские организации муниципального подчинения, имеющие большую материально-техническую и диагностическую базу с большим штатом сотрудников для ее обслуживания. Данные организации выполняют большой объем специализированной и узкоспециализированной медицинской помощи населению, а также в них осуществляется оказание некоторых видов высокотехнологичной медицинской помощи. Поэтому в медицинских организациях такого уровня доходы от ОМС являются главным внебюджетным источником финансирования. При этом для обеспечения финансовой устойчивости крупных государственных медицинских организаций и развития современной базы по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи руководство клиник вынуждено привлекать дополнительные внебюджетные средства, в их числе платные медицинские услуги населению[2,3].
В этой связи актуальным становится изучение опыта развития и практического внедрения системы оказания платных медицинских услуг в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского (далее института). С целью совершенствования системы оказания платных медицинских услуг в июле 2016 года в соответствии с утвержденным положением о платных медицинских услугах на базе института был создан отдел по оказанию платных медицинских услуг, выполняющий следующие функции:
- разработка маркетинговой политики медицинской организации на основе изучения рыночной конъюктуры и анализа потребительского спроса на выполняемые медицинские услуги;
- заключение договоров с физическими и юридическими лицами по оказанию медицинских услуг на возмездной основе;
- информирование пациентов о прейскуранте и спектре оказываемых медицинских услуг;
- учет и регистрация пациентов, получающих медицинскую помощь за наличный расчет и в рамках ДМС;
- координация деятельности отделений МОНИКИ по оказанию платных медицинских услуг. Оказание платных медицинских услуг в МОНИКИ осуществляется на базе следующих структурных подразделений: консультативно-диагностическое отделение; стационар; лаборатория; параклиническая служба. Следующим важным этапом развития системы оказания платных медицинских услуг являлась организация приема пациентов, лечащихся на коммерческой основе. С этой целью был создан CALL – центр с постоянно закрепленным штатом сотрудников для записи на консультацию к специалисту и/или госпитализацию по специально выделенной телефонной линии. Также желающие пациенты могут получить консультацию специалиста в день обращения, без предварительной записи.
Была разработана новая схема маршрутизации пациентов. В частности, для амбулаторного приема пациентов на платной основе на базе МОНИКИ был выделен отдельный этаж в консультативно- диагностическом отделении, имеющий отдельный вход, удобные местами ожидания и полностью оборудованные кабинеты врачей-специалистов. Для удобства оказания медицинской помощи коммерческим пациентам в холле этажа работает стойка со специально выделенным администратором на ресепшн, который встречает пациентов, оформляет необходимую документацию и сопровождает пациента до кабинета врача-специалиста, у стойки регистрации осуществляется оплата медицинских услуг.
Развитие системы оказания платных медицинских услуг в крупной многопрофильной клинике наряду с организационными и структурными преобразованиями невозможно без внедрения автоматизированных информационно-аналитических технологий. В связи с этим все рабочие места сотрудников, оказывающих платные медицинские услуги в МОНИКИ, оснащены медицинской информационной системой «Эверест» и программой «Взаимоотношение с клиентами», адаптированных под платные услуги. Активное развитие электронных сервисов в МОНИКИ способствует повышению доступности и качества обслуживания коммерческих пациентов, в частности позволяет:
- реализовать возможность получение результатов анализов по электронной почте;
- реализовать возможность записи на прием к врачу на сайте;
- реализовать возможность отправки напоминаний пациентам о записи на прием с помощью SMS на телефон и электронную почту;
- реализовать возможность оповещения пациентов об изменениях в расписании работы врачей, об отмене обследований в связи с неисправностью оборудования с помощью SMS на телефон и электронную почту;
- реализовать возможность дистанционного сопровождения пациента (онлайн наблюдение и контроль состояния пациента) по средствам сервиса «Медархив».
Кроме этого, в холлах института установлены цифровые табло с информацией об медицинских услугах и презентациями программ обследования. Важным звеном в системе оказания платных медицинских услуг в МОНИКИ является консультативно-диагностическое отделение (КДО). Отделение платных услуг КДО введено в эксплуатацию в августе 2016 года и выполняет следующие функции: осуществление врачебных консультативных приемов, амбулаторных диагностических, лечебных и профилактических услуг населению на возмездной основе. Прием пациентов на платной основе ежедневно ведут 35 врачей основных хирургических и терапевтических специальностей. Проведенный анализ востребованности врачей-специалистов, ведущих прием на коммерческой основе, показал, что лидирующие позиции занимали врачи-гепатологи, врачи неврологи, ЛОР-врачи, врачи-офтальмологи. На базе отделения платных услуг КДО внедрены популярные узкопрофильные программы CHECK – UP: «Здоровый сон»; «Менопауза»; МРТ; «Нарушение менструального цикла»; «Бесплодие»; «Остеопороз»; «Варикозная болезнь».
Для увеличения доступности целого ряда современных медицинских технологий в МОНИКИ на базе дневного стационара на платной основе также внедрены и действуют программы CHECK – UP: «Комплексное обследование сердца и сосудов»; «Комплексное обследование для мужчин»; «Комплексное обследование для женщин».
В целях расширения и дополнения спектра существующих медицинских услуг и функциональных возможностей структурных подразделений в рамках КДО и дневного стационара в 2017 году приняты к реализации следующие программы CHECK – UP: Онко – гинекологическая»; «Онко – маммологическая»; «Онко – урологическая»; «Избыточный вес». Также в декабре 2016 года на базе КДО был создан флебологический центр, осуществляющий операции минифлебэктомии и склеротерапии, что позволит при планируемом пациентопотоке 2 человека в день дополнительно оказать медицинскую помощь 480 пациентам в год.
Развитие системы оказания платных медицинских услуг в МОНИКИ свидетельствует и о наличии финансовой результативности (табл. 1).
Таблица 1 Объем заработанных средств за счет платных медицинских услуг за 2015 – 2016 год в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского (тыс. руб.)
Годы
|
Структурные подразделения института
|
КДО
|
Стационар
|
Параклиника
|
Лаборатория
|
2015
|
15565,4
|
39103,9
|
21755,3
|
6290,5
|
2016
|
16695,1
|
40012,3
|
23279,3
|
5936,3
|
2016/2015
|
107,3%
|
102,3%
|
107,0%
|
94,4%
|
Так объем заработанных средств за счет платных медицинских услуг в 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился в рамках КДО, стационара и параклиники на 7,3%, 2,3% и 7,0% соответственно. Таким образом, совершенствование системы оказания платных медицинских услуг в ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, направленное на повышение качества организации предоставления платных медицинских услуг, способствовало увеличению пациентопотока, объема платных медицинских услуг, росту доходов за счет внебюджетных источников и как следствие повышению финансовой устойчивости крупной бюджетной медицинской организации муниципального подчинения в современных условиях.
Список литературы
1. Управление ЛПУ в современных условиях: 2009 – 2010 гг. Под ред. академика РАМН В. И. Стародубова. – М.: ИД «Менеджер здравоохранения», 2009. – 416 с.
2. Мишагин Д. В. «Организационно-методические основы оказания населению платных медицинских услуг в условиях крупного многопрофильного стационара» / автореф. дисс., к.м.н., Рязань, 2007.
3. Кораблев В.Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций, 2015. Электронный ресурс. Точка доступа: http://www.medlinks.ru/sections.php?op=listarticles&secid=156.