Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 января 2016г.

В структуре профессиональных заболеваний России заболевания от воздействия производственных факторов физической природы (вибрация, шум, различные виды ионизирующих и неионизирующих излучений, неблагоприятный микроклимат и пр.) занимают ведущее место: 45,32% в 2010г; 46,25% в 2011г; 47,4% в 2012г. Основное место среди всех профессиональных заболеваний, вызванных физическими факторами производственной среды, профессиональной тугоу хости принадлежит основной удельный вес, показатели которого в течение последних лет имеют тенденцию к росту: в 2008г. -49,0%; в 2009 – 52,3%: в 2010 – 56,4%; в 2011 – 59,0%; в 2012 – 60,0%. Это связано с тем обстоятельством, что имеется значительное число рабочих мест, где шум превышает допустимые санитарно-гигиенические регламенты. Так, по данным Росстата за 2009-2012гг. число работников, подвергающихся воздействию повышенных уровней производственного шума, составляет более 3 млн. человек [2]. Показатель числа «шумоопасных» рабочих мест на различных видах транспорта также имеет тенденции к увеличению: в 2009г. -14%, в 2012г.-34,5%. Поскольку, производственный шум вызывает нарушения в слу ховом анализаторе, обусловливая развитие профессиональной тугоу хос ти, показательным является и увеличение числа этого заболевания среди работников различных видов транспорта: в 2009г. - 39,67%, в 2010 - 40,34%, в 2011 - 33,24%; в 2012 - 37,0%.
На железнодорожном транспорте России число рабочих мест, характеризующихся повышенными уровнями производственного шума достигает 48%. Наиболее «шумоопасными» участками на железнодорожном транспорте являются подвижной состав, территория стрелочного поста и района, путевой и вагонное хозяйство, вагоно- и локомотиворемонтные заводы и депо. Основными профессиями, работники которых подвергаются воздействию повышенных уровней шума, являются: работники локомотивных бригад, водители и помощники самоходной железнодорожной техники; дежурные парка железнодорожных станций, стрелочного поста, разъезда и переезда, составители поездов, осмотрщики вагонов, регулировщики скорости движения; мастера производственных участков; слесари на безотцепочном ремонте подвижного состава; кондукторы грузовых поездов; механики рефрижераторных секций; бригадиры по текущему ремонту пути, монтѐры и обходчики пути и искусственных сооружений; операторы и помощники операторов дефектоскопных тележек; электромеханики и электромонтѐры СЦБ; работники вагоно- и локомотиворемонтных заводов и депо (кузнецы, штамповщики, обрубщики, формовщики, слесари и пр.) [4].
Число профессиональной тугоу хости в структуре профессиональных заболеваний железнодорожников значительно и составило в 2008г. - 55%, в 2009 – 64%; в 2010г. – 61%, в 2011г. – 62,5%; в 2012г.- 72,9%. При этом, наиболее часто данное заболевание диагностируется среди представителей «элитной» железнодорожной профессии - работников локомотивных бригад (табл. 1) [1, 3].
Профессиональной тугоу хос ти подвержены представители «шумоопасных» профессий железнодорожного транспорта, проработавшие в профессии более 10- лет, при этом, являясь лицами далеко не пенсионного возраста
– 40-49 лет, что определяет не только медицинские, но и социально-экономические аспекты данной проблемы.
Следует особо отметить, что страдает качество диагностики начальных нарушений в слуховом анализаторе, которые, при своевременной реабилитации, могут продлить профессиональную трудоспособность работника. Рис. 1. иллюстрирует, что только около 30% первично диагностированных случаев профессиональной тугоухости у железнодорожников являются лѐгкими степенями нарушениями слу ха , в то время как около 70% - лица с умеренной и значительной степенью снижения слу ха, которые являются противопоказанием для продолжения работы, связанной с обеспечением движения поездов.
                                                                                                                              Таблица 1
Показатели заболеваемости профессиональной тугоу хостью у работников железнодорожного транспорта за 2002 – 2012 гг. (%)

Год

Всего среди работников ж.д.т.

Среди работников локомотивных бригад

2002

32,94

75,00

2003

38,50

66,07

2004

42,00

72,86

2005

61,0

66,7

2006

53,0

64,8

2007

56,0

78,0

2008

55,0

67,0

2009

64,0

48,0

2010

61,0

60,7

2011

62,5

48,2

2012

72,9

51,0




Рис.1. Процентное распределение случаев профессиональной тугоухости среди работников железнодорожных профессий по степени тяжести снижения слуха.

Таким образом, работодатель теряет огромное количество высокооплачиваемых квалифициро ванных кадров и вынужден готовить новых представителей этих профессий, неся при этом большие экономические потери. В свою очередь, признание профессиональной непригодности обусловливает потерю любимой профессии, а размеры материальной компенсации потери здоровья от профессионального заболевания далеко не всегда удовлетворяют запросам работника. Возникают спорные, конфликтные ситуации, значительно уху дшающие качество жизни пациента и врача.
Кроме того, как следует из Табл.2, нарушения слу ха выявляются у работников локомотивных бригад, работающих в условиях нормативных уровней шума, что подчеркивает усугубляющее влияние наряду с шумом производственной вибрации, вынужденной рабочей позы и психо -эмоционального напряжения.

                                                                                                                             Таблица 2
Показатели слу хо вых порогов у водителей локомотивов, работающих в условиях воздействия нормативныхуровней шума.

№ пп

 

Состояние слу ха

Стаж работы

 

ИТОГО

до 10 лет

более 10 лет

абс.

%

абс.

%

абс.

%

1

Признаки воздействия шума

на орган слу ха («А»)

17

6,3

32

24,6

49

12,3

 

2

Нейросенсорная тугоу хость

с лѐгкой степенью снижения слу ха («В»)

 

-

 

-

 

11

 

8,5

 

11

 

2,7

Итого:

17

6,4

43

33,1

60

15

 

3

Кондуктивная

тугоу хость I, II степени

Правосторонняя

-

-

2

1,5

2

0,5

Левосторонняя

1

0,3

10

7,7

11

2,8

Дву хсторонняя

-

-

3

2,3

3

0,7

Итого:

1

0,3

15

11,5

16

4

Всего с нарушениями слу ха

18

6,7

58

44,6

76

19

4

Нормальный слух

252

93,3

72

55,4

324

81

ВСЕГО ОБСЛЕДОВАНО

270

100

130

100

400

100

Таким образом, имеются актуальные аспекты снижения частоты нарушений слу ха у работников железнодорожных профессий, связанные с учѐтом и нивелированием вредных производственных факторов, влияющих на слу хо вой анализатор, а также необ хо димостью как можно более раннего выявления первичных и лѐгких нарушений слуха у работников «шумоопасных» профессий с целью пролонгирования их профессионального долголетия.

Список литературы

1. Булацкая Т.В., Меркулова Е.П., Панкова В.Б. Экспертиза состояния здоровья работников локомотивных бригад с профессиональной сенсоневральной тугоухос тью в динамике. Вестник оторинола¬рингологии. 2013. № 4. С. 31-34.
2. Информационный сборник статистических и аналитических материалов «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2012году». М: ФБУЗ « Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Федеральной службы Роспротребнадзора; 2011; 76с.
3. Панкова В.Б., Капцов В.А., Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональной тугоу хости у работников локомотивных бригад. Бюллетень Восточно -Сиб.научного центра РАМН, Материалы Всерос. научно-практ. конф. « Воздействие физических факторов на организм работающих: проблемы и пути их решения». Иркутск, 24-26 мая 2006г. С.38-41.
4. Панкова В.Б., О.Н. Родионов, Ю.Н. Каськов. Патология внутреннего уха от воздействия производственного шума у работников транспорта Материалы 1-го междисциплинарного конгресса по заболеваниям органов головы и шеи. Москва, 27-29 мая 2013г. С.92-93.